Страница 422
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте сказки и зачитайте фрагменты, в которых даётся описание внешности генералов. Что это даёт для понимания произведения?
На необитаемом острове, во сне оказавшиеся генералы, привлекают внимание своей внешностью, представленной в ночных рубашках и орденах на шеях. Это описание является символом отсутствия врожденных привилегий перед другими людьми, а ордены лишь маскируют отсутствие реальных заслуг.
Сцена поединка, где генералы выглядят как голодные хищники, с зловещим огнем в глазах и грудным рычанием, подчеркивает их животную натуру, готовность съесть друг друга. Этот образ является аллегорией их низкой морали, алчности и нравственного разложения.
Однако, появление мужика на острове меняет облик генералов, делая их веселыми, сытыми и белыми. Этот поворот событий подчеркивает духовную низость и беспринципность правящего класса, который меняет свою мораль и нравственность лишь под воздействием обстоятельств, в данном случае, наличия еды и праздности.
2. Имеются ли в сказке сведения о том, за какие деяния был получен героями чин генерала?
Такой информации в сказке нет.
3. Генералы совершенно не приспособлены к жизни, не могут позаботиться о себе, не могут даже бороться за своё спасение. Что же они могут? Какой ответ на этот вопрос дан в сказке?
Генералы, оказавшись на необитаемом острове, действительно не проявляют никакой способности к выживанию. Однако, в сказке Салтыкова-Щедрина, они продолжают выражать свое "почтение" к людям, обращаясь формальными фразами и делая вид, что поддерживают хорошие отношения.
Ответ на вопрос о том, что они могут, заключается в том, что они умеют продолжать практиковать формальные проявления уважения, а также принимать взятки и отдавать приказания мужику, сохраняя свою высокопоставленную позицию.
4. Охарактеризуйте речь генералов. Какую лексику они чаще всего используют? Выпишите по 1—2 примера.
Генералы выражаются лаконично и требовательно, применяя формальные обороты и часто используя военную лексику. Их речь отличается командным тоном, что отражает их привычку к военному порядку и иерархии. Например, они могут обращаться к другим персонажам с формальными фразами вроде "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности" или использовать командные обороты, подчеркивая свое высокопоставленное положение. Такая лексика служит инструментом подчеркивания их авторитета и невозможности приспособиться к новым условиям на необитаемом острове.
5. Как относятся генералы к мужику? А он к ним?
Генералы относились к мужику с презрением, проявляя высокомерие и предвзятость из-за собственного восприятия своего высшего положения в обществе. Этот насмешливый взгляд на мужика был обусловлен их ограниченным кругозором и отсутствием понимания его ценности как человека.
С другой стороны, мужик воспринимал генералов как высокопоставленных личностей, подчиняясь их власти с легкостью и послушанием, что отражает традиционные социокультурные установки, где низший слой общества считает своим долгом подчиняться высшим статусам.
Генералы не проявили должной благодарности мужику за помощь, отправив его на остров лишь с рюмкой водки и пятаком, демонстрируя свое пренебрежение к его вкладу. Это подчеркивает их аристократическую надменность и отчужденность от реальных ценностей и потребностей простых людей.
6. Обратите внимание на авторское отношение к мужику. Оно проявляется в описании того, как мужик воспринимает приказания генералов. Как он их воспринимает: спокойно, с раздражением, неохотно, с восторгом, как должное? Выберите нужное слово и объясните, почему именно так.
Авторское отношение к мужику проявляется в том, что он изначально представлен как объект насмешек и иронии, когда он служит двум генералам на необитаемом острове. Однако, по мере развития сюжета, автор меняет свою точку зрения, выражая своего рода сочувствие и даже подчеркивая несправедливость в отношении мужика.
Мужик воспринимает приказания генералов спокойно, даже с охотой, что может объясняться его привычкой подчиняться высшим властям и воспринимать это как естественное состояние вещей. Возможно, мужик не осознает полностью свое достоинство и права, поэтому выполняет приказания без сопротивления.
7. Как мужик выполнил приказания генералов?
Мужик с полной готовностью и преданностью выполнил все приказания генералов, стараясь проявить свою преданность и службу. Он смог даже изловчиться и приготовить суп в условиях ограниченных ресурсов, что демонстрирует его инициативу и смекалку.
8. Что высмеивает сатирик в мужике? Какой это смех — весёлый, грустный, злой? Аргументируйте свой ответ.
Сатирик высмеивает в мужике его беззаветную готовность подчиняться, даже если это противоречит его собственным интересам и достоинству. Этот смех можно охарактеризовать как грустный, так как он раскрывает несправедливость и унижение мужика перед генералами. Щедрин использует этот образ, чтобы критиковать социальные и классовые неравенства, подчеркивая беспомощность мужика перед богатыми и влиятельными.
Минуты творчества
Нарисуйте портрет одного из генералов. Предварительно определите, какой литературный приём лежит в основе изображения характера. Это поможет вам точнее выполнить задание. Сопоставьте свой рисунок с работой товарища. Есть ли в ваших рисунках принципиальная разница? Если нет, то почему? Если есть, то в чём она?
1. Прочитайте сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
2. Что невероятно, а что вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
В сказке "Дикий помещик" выделяется невероятная фантазия, проявляющаяся в элементах магии и абсурда, таких как исчезновение мужиков в мякинном вихре и разговор дикого помещика с медведем. Эти сюжетные элементы добавляют в произведение элемент фольклора и фантазии, создавая особую атмосферу.
Сказка также содержит реалистичные элементы, такие как чтение газет, притеснение со стороны помещика, описание театра с актерами, а также упоминание генералов и капитана-исправника. Название города и страны, а также игра в грандпансьянс, придают произведению определенную земную связь, что уравновешивает фантастические элементы и создает баланс между реальностью и фольклором.
3*. Чем отличается эта сказка от народной? Как вы думаете, с какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?
4. Какие средства помогают М.Е. Салтыкову-Щедрину вызвать «смех сквозь слёзы»? Почему, читая щедринские «Сказки», хочется смеяться и одновременно грустить?
5. Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Лев Николаевич Толстой
Страница 425
1. Расскажите об отношении Л.Н. Толстого к таким проявлениям человеческого духа, как храбрость, чувство долга, истинный героизм.
2*. Подготовьте сообщение об исторической основе рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце».
3. Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя?
Страница 444
Севастополь в декабре месяце
1. В каких эпизодах и деталях запечатлён героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду.
2. Выпишите ключевые слова для обрисовки конкретного участника событий и собирательного образа защитника города.
"Вы бы увидели ужас на лицах людей, больных с множеством ампутаций и людей у которых в глазах можно увидеть весь ужас войны"
3. Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом.
В каждом лице, в каждом цвете и звуке, писатель тщательно раскрывает будничную жизнь города, в котором идет война. Лица людей, будто отпечатки времени и страданий, несут на себе следы опасности и стойкости, сочетая в себе простоту и упрямство, но также отражая достоинство и высокие идеалы.
Цвета, описывая внешность персонажей, придают живость и контраст в описании. От серенького полосатого платья до бледного лица – каждая деталь создает уникальный облик, подчеркивая разнообразие местного населения.
Звуки в произведении тоже играют важную роль. Равномерное посвистывание бомбы вплетается в обыденную картину жизни, создавая контраст между мирной рутиной и ужасами войны. Звуки взрывов и крики на фоне повседневной суеты подчеркивают абсурдность и бессмысленность войны.
4. Перечитайте описание утра в начале рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создаёт описание природы?
Утреннее описание природы в начале рассказа создает образ покоя и спокойствия, подчеркивая видимую нормальность жизни в условиях войны. Неумолкаемый гул моря, звуки выстрелов на фоне, добавляют тревожности, но общее восприятие в начале рассказа скорее позитивное.
Однако, в финале рассказа, описание заката солнца и вечера приобретает более грустный и мрачный оттенок. Звуки старинного вальса, переплетающиеся со звуками выстрелов, создают контраст между красотой природы и жестокостью войны. Этот контраст усиливает ощущение грусти и страха, формируя более мрачное настроение в конце рассказа.
5. Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем её выражении…».
Начало произведения Толстого, с описанием госпиталя, вместо батальной сцены, служит приемом автора для подчеркивания иной, более реалистичной перспективы войны. Вместо героических картины и величественных сражений, читатель сталкивается с трагической реальностью военных действий, видит результаты столкновений — раненых, страдания, смерть. Такой художественный ход позволяет автору передать атмосферу более глубокого и трагического восприятия войны.
Отметим слова Толстого, в которых выражена прямая авторская оценка "войны в настоящем её выражении". В этих словах он говорит, что читатель увидит войну не в торжественной форме с музыкой и знаменами, а именно в ее истинном обличии — с кровью, страданиями и смертью.
6. Чем гордится офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?
Офицер Л.Н. Толстой гордится не только стойкостью, упорством и патриотизмом русских солдат, но и их глубоким человеческим качеством. В его рассказах прослеживается уважение к мужеству, самоотверженности и способности сохранять человечность в трудных условиях войны. Он подчеркивает не только физическую силу солдат, но и силу их духа, их моральные ценности, что, по его мнению, сделало их настоящими героями.
7. Как вы объясните роль использованных Толстым приёмов: 1) он не даёт имён своим героям; 2) обращается к читателю напрямую: «Вы подходите к пристани…», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей...» и т.д.; 3) ведёт повествование рассказчик, сам являющийся участником событий?
Отсутствие имен у героев придает произведению универсальность и символичность. Это позволяет читателям видеть в солдатах не конкретных личностей, а представителей всего русского народа. Этот художественный прием подчеркивает коллективную силу и единство нации в лице простых солдат.
Обращение к читателю напрямую создает ощущение участия в происходящем. Толстой стремится вовлечь читателя в события, чтобы тот мог пережить атмосферу войны, почувствовать ее реальность. Этот метод делает произведение более живым и активным для читателя.
Повествование от лица участника событий придает рассказу достоверность и автентичность. Толстой, сам принимавший участие в обороне Севастополя, может передать не только внешние детали, но и внутренние переживания, эмоции и мысли персонажей. Это придает произведению особую глубину и истинность.
8. Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера: «…исполняет своё дело, какое бы оно ни было». Для этого перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На четвёртом бастионе». Воспользуйтесь планом:
— портрет героя;
— участие в обороне Севастополя;
— отношение к нему автора.
Русский солдат и офицер в произведении Л.Н. Толстого исключительно достойно предстают перед читателем, отражая особенности национального характера и подчеркивая важность исполнения своего долга в любых обстоятельствах.
В эпизоде "В госпитале" Толстой создает портрет героя в лице простого солдата, который, несмотря на страдания и тяжелые раны, внушает уважение своей стойкостью и бескорыстием. Его преданность и преданность других солдат вызывают глубокое восхищение. Толстой не забывает о том, что русский солдат – это носитель национальных ценностей.
В эпизоде "На четвёртом бастионе" офицер также является выдающимся представителем русской военной доблести. Его решимость и мужество перед лицом смертельной опасности вдохновляют как сослуживцев, так и читателей. Толстой подчеркивает, что в решающие моменты русский солдат и офицер "исполняют свое дело, какое бы оно ни было", подчеркивая уникальность русской национальной характеристики, проявляющейся в решительности и самоотверженности в условиях войны.
9. На с. 438 воспроизведены портреты героев-севастопольцев. Какие качества присущи каждому герою? Как эта общность подчёркнута в портретах?
10. Послушайте фрагмент рассказа в исполнении чтеца. Как вы думаете, почему именно этот фрагмент выбран для выразительного чтения?
Живое слово
Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта. А для того, чтобы лучше себе представить происходящее, обратитесь к знаменитой панораме Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя».