Страница 422 Вопросы и задания 1. Найдите в тексте сказки и зачитайте фрагменты, в которых даётся описание внешности генералов. Что это даёт для понимания произведения? 2. Имеются ли в сказке сведения о том, за какие деяния был получен героями чин генерала? 3. Генералы совершенно не приспособлены к жизни, не могут позаботиться о себе, не могут даже бороться за своё спасение. Что же они могут? Какой ответ на этот вопрос дан в сказке? 4. Охарактеризуйте речь генералов. Какую лексику они чаще всего используют? Выпишите по 1—2 примера. 5. Как относятся генералы к мужику? А он к ним? 6. Обратите внимание на авторское отношение к мужику. Оно проявляется в описании того, как мужик воспринимает приказания генералов. Как он их воспринимает: спокойно, с раздражением, неохотно, с восторгом, как должное? Выберите нужное слово и объясните, почему именно так. 7. Как мужик выполнил приказания генералов? 8. Что высмеивает сатирик в мужике? Какой это смех — весёлый, грустный, злой? Аргументируйте свой ответ. Минуты творчества Нарисуйте портрет одного из генералов. Предварительно определите, какой литературный приём лежит в основе изображения характера. Это поможет вам точнее выполнить задание. Сопоставьте свой рисунок с работой товарища. Есть ли в ваших рисунках принципиальная разница? Если нет, то почему? Если есть, то в чём она? Вопросы и задания 1. Прочитайте сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». 2. Что невероятно, а что вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»? 3*. Чем отличается эта сказка от народной? Как вы думаете, с какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки? 4. Какие средства помогают М.Е. Салтыкову-Щедрину вызвать «смех сквозь слёзы»? Почему, читая щедринские «Сказки», хочется смеяться и одновременно грустить? 5. Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина? Лев Николаевич Толстой Страница 425 Вопросы и задания 1. Расскажите об отношении Л.Н. Толстого к таким проявлениям человеческого духа, как храбрость, чувство долга, истинный героизм. 2*. Подготовьте сообщение об исторической основе рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце». 3. Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя? Страница 444 Севастополь в декабре месяце Вопросы и задания 1. В каких эпизодах и деталях запечатлён героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду. 2. Выпишите ключевые слова для обрисовки конкретного участника событий и собирательного образа защитника города. 3. Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом. 4. Перечитайте описание утра в начале рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создаёт описание природы? 5. Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем её выражении…». 6. Чем гордится офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата? 7. Как вы объясните роль использованных Толстым приёмов: 1) он не даёт имён своим героям; 2) обращается к читателю напрямую: «Вы подходите к пристани…», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей...» и т.д.; 3) ведёт повествование рассказчик, сам являющийся участником событий? 8. Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера: «…исполняет своё дело, какое бы оно ни было». Для этого перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На четвёртом бастионе». Воспользуйтесь планом: — портрет героя; — участие в обороне Севастополя; — отношение к нему автора. 9. На с. 438 воспроизведены портреты героев-севастопольцев. Какие качества присущи каждому герою? Как эта общность подчёркнута в портретах? 10. Послушайте фрагмент рассказа в исполнении чтеца. Как вы думаете, почему именно этот фрагмент выбран для выразительного чтения? Живое слово Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта. А для того, чтобы лучше себе представить происходящее, обратитесь к знаменитой панораме Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя».