Страница 403 Живое слово 1. Есть замечательный фильм — «Звезда пленительного счастья» (режиссёр В. Мотыль). Постарайтесь посмотреть этот фильм, в нём использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая». Расскажите о своих впечатлениях от фильма и его героев. 2. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы княгиню Трубецкую (генерал-губернатора) довелось играть мне...». Страница 409-410 Вопросы и задания 1. Перед вами цитатный план произведения. Переделайте его в тезисный и подумайте, в чём особенность композиции стихотворения «Железная дорога». План 1. «Нет безобразья в природе!» 2. «…Этот царь беспощаден, / Голод названье ему». 3. «Слышишь ты пение?..» 4. «Это всё братья твои — мужики!» 5. «Что же… всё это народ сотворил?» 6. «Каждый подрядчику должен остался…» 7. «И — недоимку дарю!..» 2. Какие элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) имеются в стихотворении «Железная дорога»? 3. Какова роль экспозиции в данном стихотворении? Почему речь идёт о гармонии в природе, её совершенстве? 4. Назовите всех персонажей стихотворения. Кто они? О каких персонажах Некрасов говорит более подробно? Почему? 5. В чём суть изображённого автором спора? 6. Определите стихотворный размер «Железной дороги». 7*. В стихотворении имеется несколько случаев синтаксического переноса. Постарайтесь найти их. Объясните, чего достигает Некрасов, используя этот приём. Какие ещё выразительные средства художественной речи имеются в стихотворении? 8. Какова главная мысль стихотворения? Есть ли в стихотворении строки, в которых она прямо выражена? 9. Стихотворение заканчивается строками: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?» Как вы поняли такой финал? После уроков 1. Подготовьте для литературной викторины два-три вопроса по теме «Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество». 2. Многие художники-передвижники создавали картины по мотивам произведений Н.А. Некрасова. Подготовьте и проведите литературно-художественный вечер «Н.А. Некрасов и передвижники». Отдельно рассмотрите историю создания И.Е. Репиным картины «Бурлаки на Волге». 3. Подготовьте материалы для историко-литературного вечера «Сибирскими дорогами декабристок». Инсценируйте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова. Салтыков-Щедрин Страница 414 Вопросы и задания 1. Составьте цитатный план статьи. Подготовьтесь к рассказу о писателе. 2. Как вы думаете, почему аллегория и гротеск часто используются в сатирических произведениях? Назовите ключевые слова и словосочетания, которые понадобятся вам при ответе. 3. Что нового по теме «Писатель и читатель» вы узнали из статьи о Салтыкове-Щедрине?