Страница 403
Живое слово
1. Есть замечательный фильм — «Звезда пленительного счастья» (режиссёр В. Мотыль). Постарайтесь посмотреть этот фильм, в нём использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая». Расскажите о своих впечатлениях от фильма и его героев.
2. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы княгиню Трубецкую (генерал-губернатора) довелось играть мне...».
Страница 409-410
Вопросы и задания
1. Перед вами цитатный план произведения. Переделайте его в тезисный и подумайте, в чём особенность композиции стихотворения «Железная дорога».
План
1. «Нет безобразья в природе!»
2. «…Этот царь беспощаден, / Голод названье ему».
3. «Слышишь ты пение?..»
4. «Это всё братья твои — мужики!»
5. «Что же… всё это народ сотворил?»
6. «Каждый подрядчику должен остался…»
7. «И — недоимку дарю!..»
Ода природе: автор восхищается красотой осени, описывая яркие образы природы и замечая ее беспорочность.
Критика власти: вводится образ царя, представляющего власть, которая беспощадна и приводит к голоду, вызывая негодование автора.
Рабочие песни: в стихотворении звучит пение трудящихся, которые делятся своим опытом и трудовыми тяготами.
Общность народа: через образ братьев и мужиков, автор подчеркивает общность трудящихся и их важную роль в создании благосостояния.
Вопрос о творческой активности: автор поднимает вопрос о роли народа в создании культурных ценностей, подчеркивая их важность и трудности.
Реакция власти на труд: описание визита подрядчика, который, хотя благодарит работников, все равно ставит вопрос о недоимке, подчеркивая экономическую сторону отношений.
Особенность композиции: стихотворение имеет сложную композицию, сочетая описание природы, социальную критику и повествование о рабочем процессе. Комбинация этих элементов создает многогранный образ произведения.
2. Какие элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) имеются в стихотворении «Железная дорога»?
Структура стихотворения "Железная дорога" Николая Некрасова обладает определенными элементами, которые можно ассоциировать с фабульными составляющими:
Введение и Завязка: В начале произведения автор вводит читателя в обстановку прекрасной осени, описывая свежий воздух и красоту природы. Вопрос Вани о том, кто строил дорогу, можно рассматривать как вступление к основному повествованию.
Развитие действия: Основная часть стихотворения представляет собой развертывание темы, где автор чередует описание природы и внутренних размышлений с рассказом о трудовых тяготах строителей. Здесь происходит постепенное раскрытие образа строителей и их трудовой судьбы.
Кульминация: Кульминация может быть выделена в момент, когда в стихотворении звучит пение строителей, олицетворяя их трудовой дух и единство. Этот момент придает произведению эмоциональное напряжение и высокую точку повествования.
Развязка: Окончание стихотворения описывает визит подрядчика, который благодарит рабочих и предлагает бочку вина в качестве вознаграждения. Это может рассматриваться как завершение этапа строительства и временного успокоения для трудящихся.
3. Какова роль экспозиции в данном стихотворении? Почему речь идёт о гармонии в природе, её совершенстве?
Экспозиция в стихотворении "Железная дорога" играет важную роль в создании общего тона произведения и введении читателя в контекст повествования. Речь об осени и природе выполняет несколько функций.
Во-первых, описание гармонии в природе служит контрастом к рассказу о строительстве железной дороги и трудах народа. Это создает эффектное сопоставление и подчеркивает несоответствие между красотой окружающей природы и трудностями, с которыми сталкиваются трудящиеся.
Во-вторых, образы природы используются для выражения идеи о совершенстве в ней. Утверждение "Нет безобразья в природе!" подчеркивает естественную, непорочную гармонию, что может служить контрастом к социальным и экономическим проблемам, описанным в стихотворении.
Экспозиция также служит основой для дальнейшего развития темы, где автор переходит к обсуждению трудовых трудностей и социальных противоречий. Таким образом, речь о гармонии в природе является важным элементом, устанавливающим контекст произведения и формирующим основу для дальнейшего развертывания темы труда и социальной несправедливости.
4. Назовите всех персонажей стихотворения. Кто они? О каких персонажах Некрасов говорит более подробно? Почему?
В стихотворении "Железная дорога" Николай Некрасов не вводит множество конкретных персонажей, как это часто бывает в художественных произведениях. Однако, можно выделить двух основных персонажа:
Ваня: Это ребенок, задающий вопрос о строителях железной дороги своему отцу. Ваня служит средством введения в тему и является своего рода представителем нового поколения, интересующегося и удивляющегося окружающим событиям. Он создает повод для отца рассказать о строительстве.
Папаша: Отец Вани, который отвечает на его вопрос и рассказывает о трудах строителей железной дороги. Папаша, вероятно, представляет собой типичного представителя рабочего класса, чья семья также сталкивается с трудностями, о которых рассказывается в стихотворении.
5. В чём суть изображённого автором спора?
В стихотворении "Железная дорога" Некрасов изображает спор или диалог между Ваней и его отцом, папашей. Вопрос Вани о том, кто строил дорогу, и ответ отца становятся отправной точкой для рассмотрения различных аспектов строительства и его социальных последствий.
Папаша, отвечая на вопрос сына, рассказывает о трудностях и лишениях, с которыми сталкиваются строители дороги. Спор, таким образом, касается вопросов социальной справедливости, трудовых условий и роли общества в формировании судьбы трудящихся.
В процессе этого диалога автор выражает свое видение социальных проблем и критикует систему, в которой труженики подвергаются трудным условиям, а их усилия не всегда соответственно оцениваются и вознаграждаются. Этот спор служит средством передачи социальных и идеологических взглядов автора, подчеркивая несправедливость и тяжелый труд тех, кто участвует в строительстве.
6. Определите стихотворный размер «Железной дороги».
Строфика стихотворения "Железная дорога" Николая Некрасова основана на трехдольных размерах, а именно на дактилическом размере. Дактиль – это трехдольный размер с ударением на первом слоге в каждой стопе. В данном случае, в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и так далее слоги. Вот пример четырехстопного дактиля из стихотворения: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; Лед неокрепший на ре́чке студе́нной Словно как та́ющий сахар лежи́т;
7*. В стихотворении имеется несколько случаев синтаксического переноса. Постарайтесь найти их. Объясните, чего достигает Некрасов, используя этот приём. Какие ещё выразительные средства художественной речи имеются в стихотворении?
В стихотворении "Железная дорога" Некрасов использует синтаксический перенос, прием, при котором часть синтаксической конструкции продолжается или начинается на новой строке. Некоторые примеры:
Случай синтаксического переноса:
Что же… всё это народ сотворил? Каждый подрядчику должен остался… И — недоимку дарю!..» В этом случае, фраза "Каждый подрядчику должен остался…" начинается с новой строки, что создает эффект переноса и выделения важного момента.
Выразительные средства художественной речи:
Аллитерация: "Славная осень", "замечая ее", "мертвецов многие", где начальные звуки повторяются для усиления звучания и выразительности. Эпитеты: "здоровый, ядреный воздух", "неокрепший лед", "голод названье ему", что придает изображаемым объектам дополнительные качества и окрашивает их. Риторические вопросы: "Что же… всё это народ сотворил?", что используется для эмоционального обращения читателя и подчеркивания авторского сомнения или удивления. Ирония: "Бочку рабочим вина выставляю, И — недоимку дарю!..", где подарок в виде бочки вина и недоимка воспринимаются как ироническое и неадекватное вознаграждение за труд.
8. Какова главная мысль стихотворения? Есть ли в стихотворении строки, в которых она прямо выражена?
Главная мысль стихотворения "Железная дорога" Николая Некрасова касается социальной несправедливости и трудовых трудностей, с которыми сталкиваются работники, строящие железную дорогу. Мысль обращена к участникам этого труда, к их тяжкому положению, и вызывает чувство сочувствия со стороны автора.
Прямое выражение главной мысли можно найти в строках, где описывается труд строителей и призыв к их уважению: Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?.. Эти строки подчеркивают труд и жертвы строителей железной дороги, выражают надежду на их поминание и уважение со стороны общества. Главная мысль заключается в том, что труд трудящихся должен быть уважаем и справедливо оценен, а социальные проблемы и неравенства должны быть осознаны и решены.
9. Стихотворение заканчивается строками: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?» Как вы поняли такой финал?
Заключительные строки стихотворения "Железная дорога" - "Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?" - представляют собой вызов или даже насмешку, адресованную генералу. Автор приглашает генерала нарисовать картину, которая была бы более возвышенной, более радостной и вдохновляющей, чем сцена, описанная в стихотворении.
Эти строки могут трактоваться как высмеивание относительной благополучности и комфорта, в которых находится генерал по сравнению с трудящимися. Автор поднимает вопрос о том, насколько легко и приятно для генерала было бы нарисовать картину, представляющую радость и благополучие, в сравнении с трудовыми трудностями и лишениями, описанными в предыдущих частях стихотворения.
После уроков
1. Подготовьте для литературной викторины два-три вопроса по теме «Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество».
2. Многие художники-передвижники создавали картины по мотивам произведений Н.А. Некрасова. Подготовьте и проведите литературно-художественный вечер «Н.А. Некрасов и передвижники». Отдельно рассмотрите историю создания И.Е. Репиным картины «Бурлаки на Волге».
3. Подготовьте материалы для историко-литературного вечера «Сибирскими дорогами декабристок». Инсценируйте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова.
Салтыков-Щедрин
Страница 414
1. Составьте цитатный план статьи. Подготовьтесь к рассказу о писателе.
2. Как вы думаете, почему аллегория и гротеск часто используются в сатирических произведениях? Назовите ключевые слова и словосочетания, которые понадобятся вам при ответе.
Аллегория и гротеск часто находят применение в сатирических произведениях, поскольку оба литературных приема позволяют авторам выразить свою критику и саркастический взгляд на различные явления общества.
Аллегория в сатире дает возможность использовать символические образы, представляя идеи или социокультурные явления. Ключевые слова, связанные с аллегорией, включают "символ", "изображение", "значение", "скрытый смысл". Этот прием позволяет авторам воздействовать на читателей на уровне символов, раскрывая глубокие слои смысла и вызывая размышления о реальных проблемах.
Гротеск в сатире выражается через переувеличение, искажение и карикатуризацию явлений. Сатирические произведения часто используют гротеск для выделения абсурдности или нелепости обстоятельств. Ключевые слова, связанные с гротеском, включают "переувеличение", "искажение", "карикатура", "нелепость". Этот прием помогает сатирикам высмеивать недостатки и противоречия в поведении людей и общественных институтах.
3. Что нового по теме «Писатель и читатель» вы узнали из статьи о Салтыкове-Щедрине?