Николай Алексеевич Некрасов Страница 387 Вопросы и задания 1. На какие черты характера Некрасова и особенности его творчества обращали особое внимание современники писателя? 2. Какая из данных характеристик показалась вам более верной? Почему? Страница 388 Вопросы и задания 1. Определите основную мысль стихотворения. Теперь прочитайте стихотворение выразительно, стараясь донести до слушателей его настроение и смысл. Послушайте стиховторение в исполнении чтеца. 2. В каком значении употреблено в тексте слово Муза? 3. Центральный приём раскрытия идеи стихотворения — развёрнутое сравнение. Найдите его. Как вы думаете, почему именно приём сравнения выбрал поэт? 4*. Сопоставьте синтаксические конструкции в первой и второй строфе. Чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему важно, что в конце второй строфы многоточие (фигура умолчания) противопоставлено восклицательной интонации? 5*. Как вы думаете, образ Музы, созданный в этом стихотворении, относится только к тем произведениям Некрасова, в которых воссоздана жизнь крестьян? Свой ответ аргументируйте. Страница 397 В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА Н.А. НЕКРАСОВА 1. Объясните значение слов и словосочетаний: холопский недуг, прожектёры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, тризна; подберите к ним синонимы. 2. Слово щелкопёр разберите по составу. Определите его этимологию. Проверьте себя по этимологическому словарю. 3. Найдите в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» строки, создающие коллективный портрет «деревенских русских людей». Выпишите их. 4. В каких ещё известных вам произведениях Н.А. Некрасова создан коллективный портрет людей-тружеников? 5. Объясните строки стихотворения: «Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям...»; «А в обычные дни этот пышный подъезд / Осаждают убогие лица...»; «Стонет в собственном бедном домишке, / Свету Божьего солнца не рад...». Какими средствами художественной выразительности являются выделенные слова? Какова их роль в тексте? 6. Какое слово поэт чаще других употребляет в «Размышлениях...»? Чего достигает Н.А. Некрасов многократным употреблением этого слова в одном стихотворении? 7. Внимательно прочитайте фрагмент стихотворения от слов «...Убаюканный ласковым пением...» до слов «Возвеличенный громкой хвалой...». Какие приёмы создания образа «владельца роскошных палат» использует Н.А. Некрасов в данном случае? 8. Своеобразным лирическим отступлением в стихотворении являются строки о Волге. Какую роль они выполняют? 9. Как вы понимаете концовку стихотворения? 10. Определите стихотворный размер двух стихотворений — «Вчерашний день, часу в шестом...» и «Размышления у парадного подъезда». 11. Выпишите из прочитанных вами произведений Н.А. Некрасова афористические выражения. 12. Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Подготовьтесь к выразительному чтению. Страница 398 Живое слово 1. Подберите материал об одном из участников восстания 1825 года и подготовьте о нём сообщение. 2. Что вы знаете о жёнах декабристов? Найдите в библиотеке материалы о них, подготовьте сообщение. Страница 401 Возвращаясь к теме Тема русской женщины была одной из главных в творчестве Н.А. Некрасова. Назовите произведения поэта, в которых звучит эта тема. Вопросы и задания 1. Прочитайте главу «Княгиня Трубецкая» из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». 2*. В главе «Княгиня Трубецкая» переплетаются два плана: эпический и лирический. Приведите примеры эпического и лирического планов. 3. Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»? 4*. К.И. Чуковский считает, что «Русские женщины» Некрасова были обращены не только к прошлому — событиям 1825—1826 годов, но и к настоящему — мыслям, настроениям демократов-семидесятников. Согласны ли вы с этим суждением? Свой ответ аргументируйте. 5. В центре второй части главы — моральный поединок княгини Трубецкой и генерал-губернатора. Каждый из персонажей в этом поединке решает свою главную задачу: княгиня — быстрее добраться до места ссылки мужа; губернатор — не допустить этого. Приведите аргументы героев поэмы, а затем сформулируйте вывод об их характерах. 6. Запишите синонимы к данным словосочетаниям: рвать сердце; отпустить с миром; сталью одеть грудь; счастливые грёзы. 7. Внимательно вчитайтесь в данный фрагмент: Нет, в этот вырубленный лес Меня не заманят, Где были дубы до небес, А нынче пни торчат! Что имеет в виду княгиня Трубецкая, приводя этот довод в ответ на аргументы генерал-губернатора? 8. Определите значение слова этап в контексте поэмы Н.А. Некрасова. 9. Выразительно (по ролям) прочитайте заключительный диалог. Чью волю нарушает генерал-губернатор? Как, с вашей точки зрения, можно оценить его решение: «Я вас в три дня туда домчу...»? 10. Каким стихотворным размером написана глава «Княгиня Трубецкая»?