menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 387-402




Николай Алексеевич Некрасов

Страница 387

Вопросы и задания 

1. На какие черты характера Некрасова и особенности его творчества обращали особое внимание современники писателя?

2. Какая из данных характеристик показалась вам более верной? Почему?

Страница 388

Вопросы и задания 

1. Определите основную мысль стихотворения. Теперь прочитайте стихотворение выразительно, стараясь донести до слушателей его настроение и смысл. Послушайте стиховторение в исполнении чтеца.

Основная мысль стихотворения заключается в осуждении жестокости и беспощадности крестьянской жизни в реальности, выраженной через сцену битья молодой крестьянки. Поэт выражает свою негодование и призывает Музу взглянуть на этот ужас.

2. В каком значении употреблено в тексте слово Муза?

В тексте слово "Муза" употреблено в значении музы, поэта, вдохновителя. Поэт обращается к Музе, представляя ее сестрой этой бедной крестьянки, чтобы привлечь ее внимание к трагедии и жестокости происходящего.

3. Центральный приём раскрытия идеи стихотворения — развёрнутое сравнение. Найдите его. Как вы думаете, почему именно приём сравнения выбрал поэт?

Центральный прием раскрытия идеи стихотворения - это сравнение между крестьянкой, подвергающейся бичеванию, и сестрой Музы, что делает акцент на трагичности ситуации и вызывает сочувствие читателя.

4*. Сопоставьте синтаксические конструкции в первой и второй строфе. Чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему важно, что в конце второй строфы многоточие (фигура умолчания) противопоставлено восклицательной интонации?

Синтаксические конструкции в первой строфе более просты и кратки, описывая событие без дополнительных выражений. Во второй строфе синтаксические конструкции более развернуты, и поэт использует многоточие в конце для создания эффекта недосказанности, подчеркивая трагичность происходящего и оставляя место для воображения читателя.

5*. Как вы думаете, образ Музы, созданный в этом стихотворении, относится только к тем произведениям Некрасова, в которых воссоздана жизнь крестьян? Свой ответ аргументируйте.

Образ Музы, созданный в стихотворении, скорее всего, относится не только к произведениям Некрасова о крестьянской жизни, но и к его общему идейному наследию в поэзии. Муза здесь символизирует внимание к злу и несправедливости в обществе, вызывая в поэте вдохновение на выражение этих проблем в его творчестве.

Страница 397

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

Н.А. НЕКРАСОВА

1. Объясните значение слов и словосочетаний: холопский недуг, прожектёры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, тризна; подберите к ним синонимы.

Холопский недуг – это выражение, обозначающее социальное бессилие, низкое положение в обществе.

Прожектёры – это источники света или светильники, используемые для подсветки объектов.

Искатели мест – люди, занимающиеся поиском подходящего места или условий для чего-либо.

Скудная лепта – небольшое, скромное пожертвование или вклад.

Чернь – социальный слой, обозначающий массы людей с низким социальным статусом.

Заветная дверь – символическое выражение, обозначающее важный, долгожданный вход или возможность.

Пышный подъезд – роскошный, богато украшенный вход в здание или дворец.

Убаюканный ласковым пением – успокоенный нежной, ласковой мелодией.

Тризна – глубокая грусть, печаль, тяжелое душевное состояние.

Синонимы:

Холопский недуг: социальная немощь, общественное бессилие.
Прожектёры: фары, осветители.
Искатели мест: поисковики, исследователи.
Скудная лепта: скромное пожертвование, мизер.
Чернь: массы, толпа, народ.
Заветная дверь: долгожданный вход, желанное открытие.
Пышный подъезд: роскошный вход, великолепный проход.
Убаюканный ласковым пением: успокоенный нежной мелодией, усыпленный мягкой музыкой.
Тризна: глубокая грусть, тоска, печаль.

2. Слово щелкопёр разберите по составу. Определите его этимологию. Проверьте себя по этимологическому словарю.

3. Найдите в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» строки, создающие коллективный портрет «деревенских русских людей». Выпишите их.

"Размышления у парадного подъезда" Н. Некрасова представляют коллективный портрет деревенских русских людей в следующих строках:

"Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь."

4. В каких ещё известных вам произведениях Н.А. Некрасова создан коллективный портрет людей-тружеников?

5. Объясните строки стихотворения:

«Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям...»; «А в обычные дни этот пышный подъезд / Осаждают убогие лица...»; «Стонет в собственном бедном домишке, / Свету Божьего солнца не рад...».

Какими средствами художественной выразительности являются выделенные слова? Какова их роль в тексте?

"Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям..." - В этих строках Некрасов описывает торжественные дни, когда весь город с некоторым испугом (вероятно, из-за солидности и важности события) направляется к дверям парадного подъезда.

"А в обычные дни этот пышный подъезд / Осаждают убогие лица..." - Здесь поэт обращает внимание на обычные дни, когда парадный подъезд, который в торжественные дни служит местом встреч и праздничных мероприятий, становится объектом внимания бедных и нуждающихся людей.

"Стонет в собственном бедном домишке, / Свету Божьего солнца не рад..." - В этих строках описывается страдание человека, который, находясь в своем бедном доме, испытывает боль и не находит радости даже в свете солнца.

Средства художественной выразительности включают в себя:

Эпитеты, такие как "заветным", "торжественным", "пышный", "убогие", "бедный".
Метафоры, такие как "осаждают убогие лица", что передает образ осаждения или окружения подъезда нуждающимися.
Ирония, используемая в словах "пышный подъезд", что контрастирует с обычными днями и описанием убогих лиц.
Эти средства придают тексту эмоциональную окраску, создают контрасты и подчеркивают социальные аспекты жизни.

6. Какое слово поэт чаще других употребляет в «Размышлениях...»? Чего достигает Н.А. Некрасов многократным употреблением этого слова в одном стихотворении?

В стихотворении "Размышления у парадного подъезда" Некрасов чаще других употребляет слово "стонет". Раз повторение этого слова в тексте создает эффект повторения и акцентирует на страдании и горе, переживаемом народом. Это слово становится важным мотивом, подчеркивая тему бедствия и несправедливости в обществе. Повторение слова "стонет" усиливает эмоциональную окраску текста и делает его более пронзительным, выражая сочувствие к бедным и уязвленным.

7. Внимательно прочитайте фрагмент стихотворения от слов «...Убаюканный ласковым пением...» до слов «Возвеличенный громкой хвалой...». Какие приёмы создания образа «владельца роскошных палат» использует Н.А. Некрасов в данном случае?

В данном фрагменте стихотворения Некрасов использует следующие приёмы создания образа "владельца роскошных палат":

Эпитеты и метафоры: "владелец роскошных палат", "сном был глубоким объят", "веселей в чем-нибудь приискать утешенье". Эти выразительные приёмы помогают создать образ богатого и избалованного человека, погруженного в свою безмятежную жизнь.

Повторение и анафора: Повторение слова "владелец" подчёркивает его статус и важность в тексте. Также анафора в фразе "в чем-нибудь приискать утешенье" усиливает акцент на поиске утешения в благополучии и роскоши.

Ирония: Некрасов использует иронию, описывая владельца роскошных палат как человека, который в своей изобильной жизни не может найти утешения и радости, и не осознает страдания бедных.

Экспрессивная лексика: Использование слова "возвеличенный" сопровождается словом "громкой хвалой", создавая впечатление о самовосхвалении и пышности.

8. Своеобразным лирическим отступлением в стихотворении являются строки о Волге. Какую роль они выполняют?

Строки о Волге в стихотворении выполняют роль своеобразного лирического отступления, добавляя картины природы и обращая внимание на общенациональный характер бедствия и страданий. В контексте описания Волги, которая принимает на себя страдания и труды бурлаков, поэт расширяет тему социальной несправедливости, показывая, как общество и природа переплетаются в образе России.

9. Как вы понимаете концовку стихотворения?

Концовка стихотворения, в которой поэт обращается к образу владельца роскошных палат, выражает иронический настрой и критику богатых и беспечных людей. Некрасов предостерегает от безразличия к страданиям бедных и отмечает, что великолепная жизнь с изобилием не приносит настоящего счастья. В финале поэт говорит о судьбе владельца роскошных палат, предвосхищая его грозное утешение и предрекая, что он окажется "вечным праздником, быстро бегущей жизни". Это заключение служит напоминанием о тщетности материальных благ перед лицом судьбы и человеческих ценностей.

10. Определите стихотворный размер двух стихотворений — «Вчерашний день, часу в шестом...» и «Размышления у парадного подъезда».

В "Вчерашний день, часу в шестом..." поэт использует ямб, и эффектный переход между четырехстопным и трехстопным ямбом создает разнообразие в ритме, что подчеркивает динамику происходящего.

В "Размышлениях у парадного подъезда" использован анапест, что придает стихотворению легкий и игривый ритм. Сбивка ритма, вызванная иногда встречающимся четырехстопным анапестом, добавляет разнообразие и динамизм, что соответствует эмоциональной насыщенности текста. Ваша отметка о богатстве интонаций подтверждает влияние ритма на восприятие и выражение эмоций в стихотворении.

11. Выпишите из прочитанных вами произведений Н.А. Некрасова афористические выражения.

Из прочитанных произведений Н.А. Некрасова следующие афористические выражения:

"Щелкоперов забавою ты народное благо зовешь."
"Счастливые глухи к добру."
"И пошли они солнцем палимы."

12. Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Подготовьтесь к выразительному чтению.

Страница 398

Живое слово 

1. Подберите материал об одном из участников восстания 1825 года и подготовьте о нём сообщение.

2. Что вы знаете о жёнах декабристов? Найдите в библиотеке материалы о них, подготовьте сообщение.

Страница 401

Возвращаясь к теме 

Тема русской женщины была одной из главных в творчестве Н.А. Некрасова. Назовите произведения поэта, в которых звучит эта тема.

Николай Некрасов обращался к теме русской женщины в нескольких своих произведениях. Некоторые из них включают:

"Русская женщина" - в этой поэме Некрасов возвышает образ русской женщины, олицетворяя ее силу, преданность и жертвенность.

"Кому на Руси жить хорошо" - в этом произведении Некрасов касается темы тяжелой жизни крестьян и подчеркивает роль женщины в сохранении семейных ценностей и поддержке мужа.

Вопросы и задания 

1. Прочитайте главу «Княгиня Трубецкая» из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

2*. В главе «Княгиня Трубецкая» переплетаются два плана: эпический и лирический. Приведите примеры эпического и лирического планов.

В главе "Княгиня Трубецкая" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, эпический и лирический планы переплетаются, обогащая текст различными аспектами.

Пример эпического плана:

"Жены декабристов были очень величественными и храбрыми. Они согласились на тяжёлую жизнь, поехав со своими мужьями в Сибирь. Многие жёны, оставшись на Родине, в скором времени сослались в Сибирь по неволе."

Этот фрагмент представляет эпическую сторону, описывая широкий контекст событий, масштабы решений и долгосрочные последствия. Здесь подчеркивается героизм и судьба женщин в контексте исторических событий.

Пример лирического плана:

"Лирического плана: они переживали, боялись за своих мужей, мучились страданиями и т.д."

Здесь вы указали на эмоциональные переживания женщин, их страхи, муки души — аспекты, которые добавляют лирическую глубину и человеческую интимность к повествованию. Лирический план позволяет читателю поглубже взглянуть на эмоциональный опыт персонажей и почувствовать их внутренний мир.

3. Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»?

Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова основана на событиях, связанных с декабристским восстанием в 1825 году. Декабристы были российскими революционерами, представителями знатных слоев общества, которые выступили против авторитарного режима Николая I, стремясь к политическим изменениям и освобождению крестьян. Восстание было подавлено, и многих декабристов приговорили к смертной казни или к ссылке в Сибирь.

Поэма описывает судьбы жен жертв декабристского движения, их преданность и отвагу в условиях политических потрясений. Отправившиеся на Сибирь жены декабристов стали символом силы и верности. Их истории вдохновили Некрасова на создание этого произведения, которое выражает восхищение перед жертвенностью и выдержкой русских женщин того времени.

4*. К.И. Чуковский считает, что «Русские женщины» Некрасова были обращены не только к прошлому — событиям 1825—1826 годов, но и к настоящему — мыслям, настроениям демократов-семидесятников. Согласны ли вы с этим суждением? Свой ответ аргументируйте.

5. В центре второй части главы — моральный поединок княгини Трубецкой и генерал-губернатора. Каждый из персонажей в этом поединке решает свою главную задачу: княгиня — быстрее добраться до места ссылки мужа; губернатор — не допустить этого. Приведите аргументы героев поэмы, а затем сформулируйте вывод об их характерах.

6. Запишите синонимы к данным словосочетаниям: рвать сердце; отпустить с миром; сталью одеть грудь; счастливые грёзы.

Синонимы к "рвать сердце": разрывать душу, раздирать сердечно.

Синонимы к "отпустить с миром": попрощаться с миром, уйти в мир иной, уйти с миром.

Синонимы к "сталью одеть грудь": защитить грудь стальным доспехом, облачить грудь в сталь.

Синонимы к "счастливые грёзы": радостные мечты, счастливые фантазии, блаженные видения.

7. Внимательно вчитайтесь в данный фрагмент:

Нет, в этот вырубленный лес

Меня не заманят,

Где были дубы до небес,

А нынче пни торчат!

Что имеет в виду княгиня Трубецкая, приводя этот довод в ответ на аргументы генерал-губернатора?

Княгиня Трубецкая, приводя фрагмент о вырубленном лесе, выражает свое нежелание следовать предложенному ей направлению или идти по пути, который уже был затруднен и лишен того великолепия, что прежде имел лес с дубами. Скорее всего, это служит символом утраты, изменений и разрушений в жизни и обществе, и она не хочет идти по пути, который потерял свою красоту и величие.

8. Определите значение слова этап в контексте поэмы Н.А. Некрасова.

Термин принимает узкоспециализированное значение, относясь к этапу перевозки или перемещения арестованных между различными местами заключения в рамках уголовного преследования.

9. Выразительно (по ролям) прочитайте заключительный диалог. Чью волю нарушает генерал-губернатор? Как, с вашей точки зрения, можно оценить его решение: «Я вас в три дня туда домчу...»?

10. Каким стихотворным размером написана глава «Княгиня Трубецкая»?

Глава "Княгиня Трубецкая" написана ямбическим стихотворным размером.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 387-402