Николай Алексеевич Некрасов
Страница 387
Вопросы и задания
1. На какие черты характера Некрасова и особенности его творчества обращали особое внимание современники писателя?
2. Какая из данных характеристик показалась вам более верной? Почему?
Страница 388
1. Определите основную мысль стихотворения. Теперь прочитайте стихотворение выразительно, стараясь донести до слушателей его настроение и смысл. Послушайте стиховторение в исполнении чтеца.
Основная мысль стихотворения заключается в осуждении жестокости и беспощадности крестьянской жизни в реальности, выраженной через сцену битья молодой крестьянки. Поэт выражает свою негодование и призывает Музу взглянуть на этот ужас.
2. В каком значении употреблено в тексте слово Муза?
В тексте слово "Муза" употреблено в значении музы, поэта, вдохновителя. Поэт обращается к Музе, представляя ее сестрой этой бедной крестьянки, чтобы привлечь ее внимание к трагедии и жестокости происходящего.
3. Центральный приём раскрытия идеи стихотворения — развёрнутое сравнение. Найдите его. Как вы думаете, почему именно приём сравнения выбрал поэт?
Центральный прием раскрытия идеи стихотворения - это сравнение между крестьянкой, подвергающейся бичеванию, и сестрой Музы, что делает акцент на трагичности ситуации и вызывает сочувствие читателя.
4*. Сопоставьте синтаксические конструкции в первой и второй строфе. Чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему важно, что в конце второй строфы многоточие (фигура умолчания) противопоставлено восклицательной интонации?
Синтаксические конструкции в первой строфе более просты и кратки, описывая событие без дополнительных выражений. Во второй строфе синтаксические конструкции более развернуты, и поэт использует многоточие в конце для создания эффекта недосказанности, подчеркивая трагичность происходящего и оставляя место для воображения читателя.
5*. Как вы думаете, образ Музы, созданный в этом стихотворении, относится только к тем произведениям Некрасова, в которых воссоздана жизнь крестьян? Свой ответ аргументируйте.
Образ Музы, созданный в стихотворении, скорее всего, относится не только к произведениям Некрасова о крестьянской жизни, но и к его общему идейному наследию в поэзии. Муза здесь символизирует внимание к злу и несправедливости в обществе, вызывая в поэте вдохновение на выражение этих проблем в его творчестве.
Страница 397
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
Н.А. НЕКРАСОВА
1. Объясните значение слов и словосочетаний: холопский недуг, прожектёры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, тризна; подберите к ним синонимы.
Холопский недуг – это выражение, обозначающее социальное бессилие, низкое положение в обществе.
Прожектёры – это источники света или светильники, используемые для подсветки объектов.
Искатели мест – люди, занимающиеся поиском подходящего места или условий для чего-либо.
Скудная лепта – небольшое, скромное пожертвование или вклад.
Чернь – социальный слой, обозначающий массы людей с низким социальным статусом.
Заветная дверь – символическое выражение, обозначающее важный, долгожданный вход или возможность.
Пышный подъезд – роскошный, богато украшенный вход в здание или дворец.
Убаюканный ласковым пением – успокоенный нежной, ласковой мелодией.
Тризна – глубокая грусть, печаль, тяжелое душевное состояние.
Синонимы:
Холопский недуг: социальная немощь, общественное бессилие. Прожектёры: фары, осветители. Искатели мест: поисковики, исследователи. Скудная лепта: скромное пожертвование, мизер. Чернь: массы, толпа, народ. Заветная дверь: долгожданный вход, желанное открытие. Пышный подъезд: роскошный вход, великолепный проход. Убаюканный ласковым пением: успокоенный нежной мелодией, усыпленный мягкой музыкой. Тризна: глубокая грусть, тоска, печаль.
2. Слово щелкопёр разберите по составу. Определите его этимологию. Проверьте себя по этимологическому словарю.
3. Найдите в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» строки, создающие коллективный портрет «деревенских русских людей». Выпишите их.
"Размышления у парадного подъезда" Н. Некрасова представляют коллективный портрет деревенских русских людей в следующих строках:
"Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь."
4. В каких ещё известных вам произведениях Н.А. Некрасова создан коллективный портрет людей-тружеников?
5. Объясните строки стихотворения:
«Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям...»; «А в обычные дни этот пышный подъезд / Осаждают убогие лица...»; «Стонет в собственном бедном домишке, / Свету Божьего солнца не рад...».
Какими средствами художественной выразительности являются выделенные слова? Какова их роль в тексте?
"Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям..." - В этих строках Некрасов описывает торжественные дни, когда весь город с некоторым испугом (вероятно, из-за солидности и важности события) направляется к дверям парадного подъезда.
"А в обычные дни этот пышный подъезд / Осаждают убогие лица..." - Здесь поэт обращает внимание на обычные дни, когда парадный подъезд, который в торжественные дни служит местом встреч и праздничных мероприятий, становится объектом внимания бедных и нуждающихся людей.
"Стонет в собственном бедном домишке, / Свету Божьего солнца не рад..." - В этих строках описывается страдание человека, который, находясь в своем бедном доме, испытывает боль и не находит радости даже в свете солнца.
Средства художественной выразительности включают в себя:
Эпитеты, такие как "заветным", "торжественным", "пышный", "убогие", "бедный". Метафоры, такие как "осаждают убогие лица", что передает образ осаждения или окружения подъезда нуждающимися. Ирония, используемая в словах "пышный подъезд", что контрастирует с обычными днями и описанием убогих лиц. Эти средства придают тексту эмоциональную окраску, создают контрасты и подчеркивают социальные аспекты жизни.
6. Какое слово поэт чаще других употребляет в «Размышлениях...»? Чего достигает Н.А. Некрасов многократным употреблением этого слова в одном стихотворении?
В стихотворении "Размышления у парадного подъезда" Некрасов чаще других употребляет слово "стонет". Раз повторение этого слова в тексте создает эффект повторения и акцентирует на страдании и горе, переживаемом народом. Это слово становится важным мотивом, подчеркивая тему бедствия и несправедливости в обществе. Повторение слова "стонет" усиливает эмоциональную окраску текста и делает его более пронзительным, выражая сочувствие к бедным и уязвленным.
7. Внимательно прочитайте фрагмент стихотворения от слов «...Убаюканный ласковым пением...» до слов «Возвеличенный громкой хвалой...». Какие приёмы создания образа «владельца роскошных палат» использует Н.А. Некрасов в данном случае?
В данном фрагменте стихотворения Некрасов использует следующие приёмы создания образа "владельца роскошных палат":
Эпитеты и метафоры: "владелец роскошных палат", "сном был глубоким объят", "веселей в чем-нибудь приискать утешенье". Эти выразительные приёмы помогают создать образ богатого и избалованного человека, погруженного в свою безмятежную жизнь.
Повторение и анафора: Повторение слова "владелец" подчёркивает его статус и важность в тексте. Также анафора в фразе "в чем-нибудь приискать утешенье" усиливает акцент на поиске утешения в благополучии и роскоши.
Ирония: Некрасов использует иронию, описывая владельца роскошных палат как человека, который в своей изобильной жизни не может найти утешения и радости, и не осознает страдания бедных.
Экспрессивная лексика: Использование слова "возвеличенный" сопровождается словом "громкой хвалой", создавая впечатление о самовосхвалении и пышности.
8. Своеобразным лирическим отступлением в стихотворении являются строки о Волге. Какую роль они выполняют?
Строки о Волге в стихотворении выполняют роль своеобразного лирического отступления, добавляя картины природы и обращая внимание на общенациональный характер бедствия и страданий. В контексте описания Волги, которая принимает на себя страдания и труды бурлаков, поэт расширяет тему социальной несправедливости, показывая, как общество и природа переплетаются в образе России.
9. Как вы понимаете концовку стихотворения?
Концовка стихотворения, в которой поэт обращается к образу владельца роскошных палат, выражает иронический настрой и критику богатых и беспечных людей. Некрасов предостерегает от безразличия к страданиям бедных и отмечает, что великолепная жизнь с изобилием не приносит настоящего счастья. В финале поэт говорит о судьбе владельца роскошных палат, предвосхищая его грозное утешение и предрекая, что он окажется "вечным праздником, быстро бегущей жизни". Это заключение служит напоминанием о тщетности материальных благ перед лицом судьбы и человеческих ценностей.
10. Определите стихотворный размер двух стихотворений — «Вчерашний день, часу в шестом...» и «Размышления у парадного подъезда».
В "Вчерашний день, часу в шестом..." поэт использует ямб, и эффектный переход между четырехстопным и трехстопным ямбом создает разнообразие в ритме, что подчеркивает динамику происходящего.
В "Размышлениях у парадного подъезда" использован анапест, что придает стихотворению легкий и игривый ритм. Сбивка ритма, вызванная иногда встречающимся четырехстопным анапестом, добавляет разнообразие и динамизм, что соответствует эмоциональной насыщенности текста. Ваша отметка о богатстве интонаций подтверждает влияние ритма на восприятие и выражение эмоций в стихотворении.
11. Выпишите из прочитанных вами произведений Н.А. Некрасова афористические выражения.
Из прочитанных произведений Н.А. Некрасова следующие афористические выражения:
"Щелкоперов забавою ты народное благо зовешь." "Счастливые глухи к добру." "И пошли они солнцем палимы."
12. Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Подготовьтесь к выразительному чтению.
Страница 398
Живое слово
1. Подберите материал об одном из участников восстания 1825 года и подготовьте о нём сообщение.
2. Что вы знаете о жёнах декабристов? Найдите в библиотеке материалы о них, подготовьте сообщение.
Страница 401
Возвращаясь к теме
Тема русской женщины была одной из главных в творчестве Н.А. Некрасова. Назовите произведения поэта, в которых звучит эта тема.
Николай Некрасов обращался к теме русской женщины в нескольких своих произведениях. Некоторые из них включают:
"Русская женщина" - в этой поэме Некрасов возвышает образ русской женщины, олицетворяя ее силу, преданность и жертвенность.
"Кому на Руси жить хорошо" - в этом произведении Некрасов касается темы тяжелой жизни крестьян и подчеркивает роль женщины в сохранении семейных ценностей и поддержке мужа.
1. Прочитайте главу «Княгиня Трубецкая» из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
2*. В главе «Княгиня Трубецкая» переплетаются два плана: эпический и лирический. Приведите примеры эпического и лирического планов.
В главе "Княгиня Трубецкая" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, эпический и лирический планы переплетаются, обогащая текст различными аспектами.
Пример эпического плана:
"Жены декабристов были очень величественными и храбрыми. Они согласились на тяжёлую жизнь, поехав со своими мужьями в Сибирь. Многие жёны, оставшись на Родине, в скором времени сослались в Сибирь по неволе."
Этот фрагмент представляет эпическую сторону, описывая широкий контекст событий, масштабы решений и долгосрочные последствия. Здесь подчеркивается героизм и судьба женщин в контексте исторических событий.
Пример лирического плана:
"Лирического плана: они переживали, боялись за своих мужей, мучились страданиями и т.д."
Здесь вы указали на эмоциональные переживания женщин, их страхи, муки души — аспекты, которые добавляют лирическую глубину и человеческую интимность к повествованию. Лирический план позволяет читателю поглубже взглянуть на эмоциональный опыт персонажей и почувствовать их внутренний мир.
3. Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»?
Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова основана на событиях, связанных с декабристским восстанием в 1825 году. Декабристы были российскими революционерами, представителями знатных слоев общества, которые выступили против авторитарного режима Николая I, стремясь к политическим изменениям и освобождению крестьян. Восстание было подавлено, и многих декабристов приговорили к смертной казни или к ссылке в Сибирь.
Поэма описывает судьбы жен жертв декабристского движения, их преданность и отвагу в условиях политических потрясений. Отправившиеся на Сибирь жены декабристов стали символом силы и верности. Их истории вдохновили Некрасова на создание этого произведения, которое выражает восхищение перед жертвенностью и выдержкой русских женщин того времени.
4*. К.И. Чуковский считает, что «Русские женщины» Некрасова были обращены не только к прошлому — событиям 1825—1826 годов, но и к настоящему — мыслям, настроениям демократов-семидесятников. Согласны ли вы с этим суждением? Свой ответ аргументируйте.
5. В центре второй части главы — моральный поединок княгини Трубецкой и генерал-губернатора. Каждый из персонажей в этом поединке решает свою главную задачу: княгиня — быстрее добраться до места ссылки мужа; губернатор — не допустить этого. Приведите аргументы героев поэмы, а затем сформулируйте вывод об их характерах.
6. Запишите синонимы к данным словосочетаниям: рвать сердце; отпустить с миром; сталью одеть грудь; счастливые грёзы.
Синонимы к "рвать сердце": разрывать душу, раздирать сердечно.
Синонимы к "отпустить с миром": попрощаться с миром, уйти в мир иной, уйти с миром.
Синонимы к "сталью одеть грудь": защитить грудь стальным доспехом, облачить грудь в сталь.
Синонимы к "счастливые грёзы": радостные мечты, счастливые фантазии, блаженные видения.
7. Внимательно вчитайтесь в данный фрагмент:
Нет, в этот вырубленный лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес,
А нынче пни торчат!
Что имеет в виду княгиня Трубецкая, приводя этот довод в ответ на аргументы генерал-губернатора?
Княгиня Трубецкая, приводя фрагмент о вырубленном лесе, выражает свое нежелание следовать предложенному ей направлению или идти по пути, который уже был затруднен и лишен того великолепия, что прежде имел лес с дубами. Скорее всего, это служит символом утраты, изменений и разрушений в жизни и обществе, и она не хочет идти по пути, который потерял свою красоту и величие.
8. Определите значение слова этап в контексте поэмы Н.А. Некрасова.
Термин принимает узкоспециализированное значение, относясь к этапу перевозки или перемещения арестованных между различными местами заключения в рамках уголовного преследования.
9. Выразительно (по ролям) прочитайте заключительный диалог. Чью волю нарушает генерал-губернатор? Как, с вашей точки зрения, можно оценить его решение: «Я вас в три дня туда домчу...»?
10. Каким стихотворным размером написана глава «Княгиня Трубецкая»?
Глава "Княгиня Трубецкая" написана ямбическим стихотворным размером.