Федор Иванович Тютчев
Страница 379
Вопросы и задания
1. Определите микротемы каждого четверостишия.
Первое четверостишие: Микротема: Восхищение подъемом коршуна. Ключевые моменты: Поднятие коршуна с поляны, его движение ввысь, уход за пределы небосклона.
Второе четверостишие: Микротема: Контраст между природой и человеком. Ключевые моменты: Дар природы коршуну в виде двух мощных крыльев, противопоставление земной связанности человека с природой.
2. Найдите антитезу в стихотворении. Объясните, какую мысль подчёркивает поэт с помощью этого художественного приёма.
Антитеза в стихотворении заключается в контрасте между свободным полетом коршуна, обладающего двумя мощными крыльями, и человеком, прикованным к земле своими заботами и проблемами. Этот контраст подчеркивает различие между природой и человеческой жизнью, выделяя свободу и легкость воздушного полета по сравнению с земными трудностями.
3. Сформулируйте идею стихотворения. Как вы думаете, какие черты, отмеченные писателями в творчестве Тютчева, нашли отражение и в этом стихотворении?
В стихотворении Федора Тютчева выражена идея о противопоставлении свободы природы и земных тяжестей человеческой жизни. Коршун, поднимающийся ввысь, символизирует природную свободу и легкость, в то время как человек, "царь земли", привязан к земле своими заботами и трудностями. Поэт отмечает разрыв между природой, дарующей крылья для полета, и человеческой жизнью, затянутой в повседневные проблемы. Черты, характерные для творчества Тютчева, такие как философская глубина, использование природы в качестве символа и контраст человека и природы, находят отражение и в этом стихотворении.
Страница 380
Фонтан
1. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Расскажите о своём впечатлении.
2. Вчитайтесь во вторую строфу стихотворения, определите, о чём она.
Во второй строфе стихотворения "Фонтан" Тютчев размышляет о том, как водомет, стремясь к небу, касается высоты, но затем, как "длань незримо-роковая", свергает его в брызгах обратно на землю. Эта строфа выражает идею о неустойчивости человеческих стремлений и неизбежности их падения. "Длань незримо-роковая" символизирует некую невидимую силу или закон, который мешает человеку достичь высот и удерживает его на земле.
3. Как вам кажется, что за «длань незримо-роковая» мешает человеческой мысли подняться к небу?
Кажется, что "длань незримо-роковая" представляет собой какое-то высшее предопределение или судьбу, которая направляет и ограничивает человеческие стремления. Это может быть метафорой для философской идеи о влиянии судьбы и неизбежности человеческого пути.
4. Отметьте, какие художественные средства использует поэт.
Поэт использует разнообразные художественные средства, такие как метафоры ("водомет неистощимый", "длань незримо-роковая"), эпитеты ("сияющий", "влажный дым", "огнецветной"), а также риторические вопросы ("Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?").
5. Можно ли отнести прочитанные вами стихотворения Тютчева к пейзажной лирике? Сравните их. Какую роль играют образы природы в произведениях поэта?
Стихотворение "Фонтан" Тютчева можно отнести к философской лирике, где природа служит символом для выражения глубоких философских размышлений о человеческой жизни и судьбе. Образы природы играют важную роль в произведениях Тютчева, в данном случае фонтан становится метафорой для человеческой судьбы и стремлений.
6*. Сделайте вывод о том, почему Тютчева называют поэтом-философом, а его лирику — философской.
Тютчева называют поэтом-философом благодаря глубокому философскому взгляду на мир и человеческую жизнь, который проявляется в его лирических произведениях.
Афанасий Афанасьевич Фет
Страница 383
1. Как вы поняли слова критика: «Лирик из рук в руки передаёт читателю своё сердце»? Дайте развёрнутый ответ.
Слова критика, что лирик "из рук в руки передаёт читателю своё сердце", могут быть поняты как отражение идеи о том, что лирическое произведение является интимным выражением чувств и переживаний автора, которое он делится с читателем. В данном контексте, лирика рассматривается как средство передачи не только слов, но и частички души или сердца автора.
Эти слова подчеркивают, что лирика не ограничивается просто передачей информации, но стремится вызвать эмоциональное отклик читателя. В момент создания лирического произведения автор вкладывает в него свои внутренние переживания, что делает текст более личным и искренним.
2. Составьте тезисный или цитатный план статьи. Подготовьте рассказ об А.А. Фете по плану.
Примерный план:
Семья и детские годы поэта.
Годы учёбы в Московском университете (1838-1844).
Первый сборник стихов (1840).
Поступление на военную службу (1845).
Трагическая любовь Фета.
Высока оценка критиками творчества поэта.
Приглашение к сотрудничеству в "Современник".
Разочарование литературной деятельностью (1860).
Покупка усадьбы в Курской губернии (1877) и возвращение к активному литературному творчеству.
Признание поэта человеком дворянского сословия
Последние годы жизни поэта….
Страница 386
1. Послушайте два варианта выразительного чтения стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...». Какое исполнение вам понравилось больше? Почему?
Стихотворение А. Фета "Я пришёл к тебе с приветом..." пронизано весенней атмосферой и теплыми чувствами. Мне понравилось первое исполнение.
2. Каким чувством проникнуто стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»? Какие художественные средства использует поэт?
В стихотворении "Я пришёл к тебе с приветом..." А. Фета ощущается душевная теплота и восторг, пронизывающие стихотворение. Поэт передает свои эмоции и радость от прихода весны, используя яркие образы природы и ее пробуждения. Чувство любви и благодарности передается через метафоры, олицетворения и аллегории, характерные для лирики.
Художественные средства, примененные поэтом, включают в себя использование образов природы (солнце, лес, птицы) для выражения эмоциональной насыщенности момента. Также отмечается использование повторов, что придает стихотворению музыкальность и подчеркивает радостное состояние.
Этот текст, пропитанный чувствами и описывающий природное пробуждение, воплощает в себе тему любви, восхищения перед красотой и вечным круговоротом жизни.
3*. Произведите синтаксический разбор первой строфы стихотворения «Вечер». Почему усиливается художественная выразительность за счёт применения именно данной синтаксической конструкции?
4. Прочитайте стихотворение «Вечер» ещё раз. С помощью каких образных средств переданы краски и звуки природы?
В стихотворении "Вечер" Афанасия Фета мир природы оживает образами и звуками, придающими произведению живописность и мелодичность. Слова "прозвучало", "прозвенело", "прокатилось" создают ощущение звукового проявления, будто природа излучает звуки в закатный момент.
Описывая реку, луг, рощу, поэт использует образы, такие как "засветилось", "золотыми каймами", что передает визуальные краски окружающей природы в момент, когда светит ещё последний закатный свет.
5*. Продолжите данное рассуждение о стихотворении «Вечер»:
«Мир неназванных звуков летнего дня исчезает, но я слышу в этих звуках голоса людей, пенье птиц, вздохи падающей травы на летнем покосе. Однако всё “прозвучало, прозвенело, прокатилось”, исчезло — и осталась удивительная звенящая тишина...»
Звуки и образы природы сливаются в восприятии стихотворения, создавая воображаемый пейзаж заката. В заключение, стихотворение обретает особую атмосферу, где звуки и краски природы становятся неотъемлемой частью восприятия момента вечера.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений. Как вы полагаете, в чём вы будете испытывать наибольшее затруднение? Каким образом попытаетесь его преодолеть? Выучите одно стихотворение наизусть.
7*. Познакомьтесь с другими стихотворениями А.А. Фета.