menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 372-378



Страница 372

Вопросы и задания 

1. Какие художественные средства использует И.С. Тургенев при создании портретов персонажей?

Используя яркую интонацию и глубокие эпитеты, И.С. Тургенев создает выразительные портреты своих персонажей. Каждый герой описывается с присущими ему особенностями внешности, словно автор вырисовывает их облик перед читателем. Эпитеты, такие как "рябой и курчавый плотный мужчина" или "с тупым вздёрнутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородой", усиливают характеристику внешности персонажей. Тургенев также использует метафоры, чтобы передать состояние певцов, описывая их руки, которые "дрожали, как в лихорадке". Пение героев описывается через эпитеты, сравнения и олицетворения, позволяя читателю почувствовать индивидуальность каждого голоса. Слова, такие как "неистово заиграл горлом" или "неподдельная глубокая страсть", создают яркое впечатление и выделяют уникальные черты каждого певца. В описаниях слушателей Тургенев использует детали, отражающие их реакции на музыку, словно воссоздавая атмосферу момента.

2. Что вам особенно запомнилось в образе певцов? Внешность персонажей — важная или второстепенная деталь в характеристике? Нарисуйте словесный портрет одного из героев.

Используя яркую интонацию и глубокие эпитеты, И.С. Тургенев создает выразительные портреты своих персонажей. Каждый герой описывается с присущими ему особенностями внешности, словно автор вырисовывает их облик перед читателем. Эпитеты, такие как "рябой и курчавый плотный мужчина" или "с тупым вздёрнутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородой", усиливают характеристику внешности персонажей. Тургенев также использует метафоры, чтобы передать состояние певцов, описывая их руки, которые "дрожали, как в лихорадке". Пение героев описывается через эпитеты, сравнения и олицетворения, позволяя читателю почувствовать индивидуальность каждого голоса. Слова, такие как "неистово заиграл горлом" или "неподдельная глубокая страсть", создают яркое впечатление и выделяют уникальные черты каждого певца. В описаниях слушателей Тургенев использует детали, отражающие их реакции на музыку, словно воссоздавая атмосферу момента.

3. Каждый из исполнителей относится к предстоящему событию неравнодушно, не как к спору и даже не как к соревнованию, а как к творчеству. Найдите в тексте рассказа и прочитайте те места, которые подтверждают этот тезис.

В рассказе "Притынный кабачок" Тургенев засвидетельствовал необычное состязание между крестьянами, где они не рассматривали событие как простой спор или соревнование, а как проявление творчества. Два участника, Яков-Турок и рядчик из Жиздры, не просто соперничали, но старались выразить свою индивидуальность через пение. Эта атмосфера несоперничества, а творчества четко прослеживается в тексте. Описание пения Якова-Турка поражает своей вдохновенностью и музыкальностью, создавая яркую картину звучания его голоса. Первый звук, слабый и неровный, словно прилетел издалека, вызывает удивление и восхищение у присутствующих. Голос Якова-Турка, несмотря на свою особенность, олицетворяет русскую душу с ее страстью, молодостью, силой и грустной скорбью, что придает его пению особый характер и глубину.

4. Что особо выделяет писатель в исполнении каждого из певцов? С каким чувством он говорит о таланте крестьян? 

В рассказе "Певцы" И. С. Тургенев выделяется душевная отзывчивость и чуткость крестьянина к красоте и искусству. Состязание певцов в трактире подчеркнуло возвышающую силу искусства в среде, где не всегда признавалось право на высокое и светлое в жизни.

Первый певец, мещанин-рядчик, поразил слушателей сильным и высоким голосом, демонстрируя виртуозные переливы. Второй, Яков-Турка, исполнил песню, наполненную тоской, захватывая всех слушателей. Его душевная глубина и художественный подход к пению тронули даже загрубелых людей в аудитории. Тургенев, изображая русскую душу, выражает восхищение и любовь к этой нежной и отзывчивой стороне крестьянского характера.

5. Прочитайте те фрагменты рассказа, где изображено отношение слушателей к пению. Как влияет искусство певцов на душевное состояние посетителей кабака?

Первый певец завоевывает общий восторг своей развеселой песней, полной завитушек и прищелкиваний. Второй артист переворачивает обстановку своей заунывной песней, начиная скромно, но постепенно овладевая собой. Грустная русская мелодия вызывает глубокие эмоции у слушателей, создавая атмосферу, наполненную чем-то родным и широким. Эффект этой песни потрясающ: одни остаются оцепенелыми, другие проливают слезы под воздействием задушевности и глубоких чувств, которыми проникнута исполнение талантливого Якова. В кабаке разворачивается настоящий турнир между певцами, где каждый артист стремится произвести впечатление своим мастерством.

6. Сформулируйте главную мысль рассказа.

7*. Познакомьтесь с текстами песен, которые исполняют герои. Попробуйте объяснить выбор песен тургеневскими певцами.

8. Выберите законченный фрагмент рассказа и выучите его наизусть. Подготовьтесь к выразительному чтению. Послушайте фрагмент произведения в исполнении чтеца.

Страница 375

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА И.С. ТУРГЕНЕВА

1. Название — «Нищий». Речь идёт только о нищем человеке? Человеке, просящем подаяние? Не торопитесь с ответом — рассуждайте!

Название "Нищий" не ограничивает образ только нищим человеком, просящим подаяние. Это не только описательный термин, но и символический, открывающий глубокий смысл произведения. В тексте раскрывается не только физическое бедствие нищего, но и его духовное состояние, а также тема взаимодействия человека с окружающими.

2. Тургенев создаёт портрет нищего. С помощью каких художественных деталей? Что подчёркивает писатель в образе героя? Запишите ключевые слова и словосочетания.

Тургенев создает портрет нищего с помощью живописных деталей, таких как "воспаленные, слезливые глаза", "посинелые губы", "шершавые лохмотья", "нечистые раны". Он подчеркивает не только физическое страдание нищего, но и его утрату достоинства, человеческого облика в результате бедности.

3. Перечитывайте внимательно каждый абзац. После чтения — остановитесь, подумайте. Затем выпишите из абзаца самые главные слова, которые несут основную мысль абзаца или раскрывают очень важную тему.

Образец: «Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи». — ...стонал, мычал о помощи.

Мы выписали именно эти слова, потому что мотив просьбы о подаянии уже звучал; слова же «стонал», «мычал о помощи» красноречиво передают просьбу нищего.

В каждом абзаце есть ключевые слова, выражающие основную мысль:

"по улице", "дряхлый старик", "глаза", "губы", "лохмотья", "раны" - описание внешности нищего.
"пожал эту грязную, трепетную руку" - акт сострадания и сочувствия.
"не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат" - ответ на акт доброты, подчеркивание отсутствия материальных средств.

4. Какое слово чаще других употребляется в стихотворении? О чём это вам говорит?

Часто употребляется слово "брат", что может указывать на общность человеческого опыта и взаимопонимание.

5. Какова художественная роль многоточия (оно употребляется в стихотворении довольно часто)?

Многоточие в стихотворении играет роль приостановки, паузы, что подчеркивает внутренние переживания персонажей, создает атмосферу тяжелой задумчивости и тревоги.

6. Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения (вернитесь к ответу на первый вопрос)?

Последняя строчка означает, что взаимодействие с нищим стало для героя также подаянием, даром, несмотря на отсутствие материальных ценностей.

7. Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Главная мысль стихотворения в прозе "Нищий" заключается в идее, что акт сострадания и любви к ближнему может быть ценнее, чем материальные блага. Тургенев поднимает тему человеческой доброты, отзывчивости и взаимопонимания в условиях бедности и страданий.

8*. Познакомьтесь со стихотворением И.С. Никитина «Нищий». Сопоставьте это произведение со стихотворением в прозе И.С. Тургенева.

 Упражнение

После уроков 

Подберите материал для выставки «На родине И.С. Тургенева».


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 372-378