Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (выразительное чтение) Страница 344 Возвращаясь к теме Как вы думаете, что сближает повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с русским героическим эпосом? Живое слово 1*. Напишите сочинение «Тропа к Гоголю». Это может быть размышление над живописным или скульптурным портретом писателя, эссе, посвящённое повести «Тарас Бульба», фрагмент заочного литературного путешествия по гоголевским местам, какой-либо другой найденный вами жанр. Написание сочинений разных жанров 2. Подготовьте сообщение на тему «Н.В. Гоголь о языке». В этом, может быть, вам помогут и приведённые высказывания писателя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи». «Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...» «...Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Составьте план своего сообщения. После уроков 1. Проведите в классе дискуссию на тему «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего...» (Нравственная оценка поступка Андрия.) 2. Повесть «Тарас Бульба» — одна из лучших повестей о героическом характере и подвигах наших предков. Подготовьте совместно со школьной библиотекой выставку «Книги о героическом прошлом Отчизны». Иван Сергеевич Тургенев Страница 352-353 Вопросы и задания 1. Из каких впечатлений, наблюдений, фактов складывалась книга «Записки охотника»? 2. Каким после прочитанных фрагментов предстаёт перед вами характер И.С. Тургенева? 3. Какой основной вывод вы можете сделать на основании прочитанного? Продолжите фразу: «Книга И.С. Тургенева “Записки охотника” — это...» Возвращаясь к теме Ваше первое знакомство с книгой И.С. Тургенева «Записки охотника» состоялось в 6 классе. Вспомните сюжет рассказа «Бирюк». Кратко охарактеризуйте образ главного героя. Вопросы и задания 1. Прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». 2. Понравился ли вам рассказ? Почему он так назван? 3. В чью пользу оказывается сравнение типов людей и особенностей их жизни в Орловской и Калужской губерниях? Расскажите об этом близко к тургеневскому тексту. 4. Как характеризует Полутыкина рассказчик? Какой смысл приобретает при этом его оценка — «отличный человек»? 5. Перечитайте фрагмент от слов: «Мы вошли в хату...» до слов: «Через полчаса уже въезжали в ворота господского дома». Охарактеризуйте обстановку в избе Хоря, отношения между Хорьками. 6. Почему крестьянина прозвали Хорём? Почему он не хотел откупаться? 7. Как Полутыкин характеризует Калиныча? Каким его увидел рассказчик? 8. В чём смысл разногласий Хоря и Калиныча? В чём их сходство и в чём — различие? 10. Какова идея рассказа? 11. Перескажите близко к тексту эпизод, когда автор оказался на сеновале, или разговор рассказчика с Хорём (по ролям) — на выбор. 12. Прочитайте выразительно начало и конец рассказа. Найдите нужную для каждого отрывка интонацию. Живое слово 1. Письменно охарактеризуйте Хоря и Калиныча, подчеркнув их отношение друг к другу, к окружающим людям, к занятиям. 2. Выберите из рассказа «Хорь и Калиныч» фрагмент текста и подготовьте изложение для закрепления правил, изучаемых на уроках русского языка.