menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 200-228



Михаил Юрьевич Лермонтов

Страница 200

Возвращаясь к теме 

Вопросы и задания 

1. Каким воссоздаёт образ поэта И.Л. Андроников?

В образе И.Л. Андроникова Лермонтов предстает как тонкий и печальный человек, обладающий удивительной способностью переживать и воплощать в своих героях собственные переживания. Его Лермонтов — это не просто писатель, а гениальная личность с могучей волей, страстью и проницательным умом. Чувства, описанные в его произведениях, словно отражение его собственных переживаний. Андроников видит в нем не только талантливого автора, но и человека, прожившего свои произведения, что придает Лермонтову особую живость и реальность. Герой Андроникова — это неотъемлемая часть его судьбы, трагично завершившейся слишком рано, но живущей далее в его литературном наследии.

2*. Назовите известные вам работы художников, музыкантов, писателей и других деятелей искусства, созданные на основе произведений М.Ю. Лермонтова.

Произведения Лермонтова оказали влияние на творчество многих художников, музыкантов, и писателей. Например, художник Илья Репин создал знаменитый портрет Лермонтова. Композиторы, такие как Чайковский и Рахманинов, использовали его стихи в своих музыкальных произведениях. Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм "Борис Годунов" с использованием материала из "Бориса Годунова" Лермонтова.

Страница 201

1. Приведите аргументы в доказательство того, что жанр лермонтовского произведения — баллада.

"Три пальмы" Михаила Лермонтова является типичным представителем жанра баллады. Этот жанр характеризуется повествовательной формой, часто рассказывает о событиях, включает элементы фольклора и часто имеет мрачный, загадочный или трагический характер. "Три пальмы" рассказывает о судьбе трех пальм в пустыне и о том, как они стали жертвой человеческой жадности, что соответствует характеру баллад.

2. Охарактеризуйте художественные средства и приёмы, использованные поэтом в произведении.

В "Три пальмы" Лермонтов использует разнообразные художественные средства и приемы. Он описывает природу и действия персонажей с помощью живописных и метафорических образов. В стихотворении можно увидеть противопоставление пустыни и оазиса, что символизирует борьбу между сухостью и жаждой жизни. Также поэт использует метафоры, чтобы описать конфликт между пальмами и караваном, например, сравнивая коня с барсом, который прыгает и бросает копье.

3. Определите, каким стихотворным размером написаны «Три пальмы». Назовите вид рифмовки.

"Три пальмы" написано стихотворным размером, а именно четырехстопными ямбическими строфами. Рифмовка в стихотворении следующая: ааbba, где a и b обозначают рифмующиеся строки.

Страница 205

Вопросы и задания 

1. Из каких деталей складывается в стихотворении М.Ю. Лермонтова образ Родины?

В стихотворении "Родина" образ Родины складывается из разных деталей. Это отражение природы, географии, культуры и даже образов местных жителей. Родина представлена как место, которое вызывает у лирического героя особое чувство привязанности, но при этом это чувство сопровождается тонкими нюансами сожаления и тоски.

2. Какой изображена природа в стихотворении? Составьте словарь лексики стихотворения на эту тему и сформулируйте вывод.

В стихотворении описывается природа Родины в разных её проявлениях. В тексте можно выделить следующие лексические группы, связанные с природой:

степи, леса, реки, моря, ночь, холмы, деревни, березы, нивы, роса, поле, спаленная жнива, обоз, топанье, свист, огни деревень, гумно.
Из этих слов и образов складывается богатое описание родного края, его природы и обычаев. Поэт создаёт живописные образы, которые передают богатство и разнообразие родной природы.

3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет слово «странною». Эта же тема, но уже иначе выраженная, звучит в строке: «С отрадой, многим незнакомой...» Почему своё чувство поэт сопровождает таким словосочетанием? Кому не знакомо состояние, переживаемое лирическим героем стихотворения? Дайте развёрнутые аргументированные ответы.

В стихотворении Лермонтов употребляет слово "странною" для того, чтобы подчеркнуть, что его чувство к Родине не всегда понятно и не обязательно рационально. Он любит Родину не за что-то конкретное, что можно было бы объяснить, а скорее за её сущность, за ту атмосферу и моменты, которые многим могут показаться странными или непонятными. Таким образом, поэт подчеркивает, что его любовь к Родине и его отношение к ней нельзя легко объяснить или измерить.

4. Каждый стих со второго по заключительный в первой строфе начинается с отрицательной частицы. Какое чувство усиливается этим повтором и в какой строке сформулировано это состояние персонажа?

Повторение отрицательной частицы "не" в началах строк со второй по заключительную в первой строфе создаёт оттенок скептицизма и сомнения. Этот приём усиливает ощущение неудовлетворённости и разочарования, что лирический герой испытывает по отношению к Родине. Это состояние героя сформулировано в строке "Не победит ее рассудок мой."

5*. Градация как художественный приём широко применяется в стихотворении «Родина». Найдите примеры градации и скажите, чего достигает поэт её использованием.

Градация как художественный приём присутствует в стихотворении "Родина". Примеры градации можно найти в следующих строках:

"Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;"
Градация в этом контексте используется, чтобы усилить впечатление бесконечности и многозначности природы Родины. Поэт перечисляет разные аспекты природы, усиливая образ её богатства и разнообразия.

6. Выучите стихотворение наизусть. Прочитайте его выразительно. Постарайтесь передать чувства поэта к Родине. Послушайте стихотворение в исполнении чтеца.

Страница 223

Вопросы и задания 

1. Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму песней?

Михаил Лермонтов назвал свою поэму "Песней" скорее как художественный приём, который отсылает к народным песням и их традициям. Он стремился создать произведение, которое звучало бы подобно народным балладам и песням, со своей музыкальностью и ритмом. Таким образом, он подчёркивал народный характер произведения.

2. Назовите приёмы народной песни, используемые М.Ю. Лермонтовым в «Песне...». Приведите примеры. Сделайте вывод о фольклорных традициях в поэме Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов использовал ряд приёмов народной песни в своей поэме "Песня":

Ритм и рифмы, близкие к народной поэзии.
Простой, но выразительный язык, который приближает текст к народному стилю.
Элементы былин и народных легенд, вроде мотива о смелом богатыре и царе.
Образы и персонажи, характерные для русской народной культуры, такие как царь Иван Васильевич, опричники и купец.
Использование народных оборотов речи и фраз.
Примеры:

"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич..."
"Позади его стоят стольники..."
"Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!"

3. Рассмотрите иллюстрации к «Песне...», помещённые в учебнике. К каким эпизодам поэмы обратился художник? Выпишите фрагменты текста, соответствующие каждой иллюстрации.

4. Воссоздайте устно портреты и расскажите о характерах Кирибеевича, Калашникова, Алёны Дмитревны. Запишите ключевые слова, необходимые для этого.

Кирибеевич, статный и сильный, предстает как боец с гордым и уверенным в себе выражением лица. Его внешность олицетворяет эгоизм и хитрость, что подчеркивается темными глазами и роскошным нарядом. В то время как Калашников, также статный и красивый, выглядит как порядочный купец с соколиной гордостью в глазах. Его внешность отражает честность и смелость, вписываясь в образ честного борца.

Алёна Дмитриевна, в свою очередь, предстает как красавица с румяными щеками и золотистыми косами. Ее внешность соответствует ее робкому и верному характеру, олицетворяя набожность и застенчивость. За каждым из этих персонажей стоит ярко выраженный характер, отражающийся в их поступках и внешнем облике.

5. Какая сцена из поэмы произвела на вас особенно сильное впечатление? Почему?

6. Прочитайте описание утра перед кулачным боем. Какой вам представляется эта картина? Расскажите.

7. Как описана смерть опричника? Почему?

Смерть опричника описана как конечное падение человека, лишенного добродетелей и истинного характера. Лермонтов изображает этот момент как недостойный и трагический, воссоздавая картину его упавшего тела на холодном снегу. Слова "закачался", "застонал" и "сосенка" подчеркивают нечестивость и неустойчивость опричника в последние мгновения его жизни. Такое описание символизирует несправедливость его смерти и его ложное, нечестное поведение, что добавляет глубину трагедии этого персонажа.

8. Почему Калашников не отвечает царю на вопрос о причинах убийства Кирибеевича?

Купец Калашников проявляет высокую честь и порядочность, готов пойти на самоотверженное действие, чтобы защитить честь и достоинство своей семьи и себя. Он убивает Кирибеевича не только как мстительное действие, но и как акт самозащиты и восстановления чести своей жены и своей семьи.

По отношению к царю, Калашников не хочет раскрывать подробности событий, вероятно, чтобы избежать публичной бесчести и позора для своей жены и семьи. Вместо этого он берет на себя ответственность за убийство и готов принять наказание, не оправдывая своих действий перед Иваном Грозным. Это отражает его высокий моральный стандарт и честь, что является важной чертой его характера в поэме.

9. Кому принадлежат слова «обманул тебя твой лукавый раб» в конце первой части «Песни...»? Как связаны сила и правда в поэме Лермонтова?

В поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтов отражает важные ценности и представления русского народа о чести, достоинстве, долге и семье.

Семейные ценности, преданность и уважение в семье Калашниковых выступают как образец идеальной семьи. Это отражает важность семьи в русской культуре как места поддержки, защиты и любви. Муж и жена в этой семье олицетворяют единство и взаимодействие, где каждый выполняет свои обязанности, и их связь основана на взаимном уважении.

Честь и достоинство также играют значительную роль в поэме. Калашников демонстрирует свою честь и достоинство, отказавшись от богатств и подарков, предложенных ему Кирибеевичем в обмен на его жену. Он предпочитает свою честь и чувства своей семьи выше всего. Это отражает высокое значение чести и достоинства в русской культуре.

Долг, как еще одна важная тема, проявляется в решении Калашникова вызвать Кирибеевича на поединок. Для него это не только акт самозащиты, но и исполнение своего долга перед семьей и своей честью. Он готов пойти на конфронтацию и рисковать своей жизнью, чтобы защитить свою честь и честь своей семьи.

11. Как в «Песне...» отражены представления русского народа о чести, достоинстве, долге, семье?

В песне Лермонтова эти понятия являются одними из центральных. Семью Калашниковых можно считать идеальной по представлениям русского народа, эта семья очень крепкая, в ней все любят и уважают друг друга, как единое целое. Муж заботится и защищает жену и детей, а жена занимается семьей, ходит в церковь, заботится о детях, муж для нее — значит очень много, потому что он единственный ее защитник и опора. Алена Дмитриевна, как верная жена, отказала Кирибеевичу, который обещал ей богатство и подарки и тут же побежала к мужу, прося о защите. Для Калашникова честь жены и семьи так же важны, как вопрос жизни и смерти, только он сможет отомстить обидчику, поэтому вызывает Кирибеевича на поединок и убивает его. Он не боится, что и его потом казнят за убийство, потому что выбора нет, таков его долг.

12. Объясните значения слов и словосочетаний: опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать.

Опричник: В данном контексте, "опричник" - это член особой политической и военной организации в России времен Ивана Грозного, известной как опричнина. Опричники служили под начальством царя и осуществляли его политику террора и репрессий против политических оппонентов.

Православный народ: "Православный народ" означает верующее православное население России, тех, кто исповедует христианство в православной вере.

Кручиниться: Это жаргонное выражение, используемое в поэзии и литературе. Оно означает "петляться", "избегать прямого ответа" или "затрудняться в выражении мыслей".

Зазубрилась сабля: Это описание сабли (тип меча), у которой заточены зубцы, что делает её режущей поверхностью очень острой.

Отороченный: Этот термин означает, что что-то украшено или окружено определенным материалом, часто с более дорогими или декоративными элементами. В контексте, описанном в стихотворении, "шапка бархатная, отороченная черным соболем" означает, что шапка сделана из бархата и украшена отделкой из соболя.

Молвить: Это устаревшее слово, означающее "сказать" или "произнести слово" в литературном контексте.

Сваха: Сваха - это посредница или сват, играющая роль посредника в устраивании брака или в вопросах брачного объединения.

Перевенчана: В данном контексте, "перевенчана" означает, что женщина уже была выведена в замужество, проведена церемония бракосочетания.

Горю пособить: Это означает пытаться помочь или облегчить горе или беду.

Простоволосая: Этот термин означает, что женщина не украшена или не накрашена, она не носит на себе украшений или головного убора, что может быть связано с состоянием горя, печали или простотой.

Сказывать: Это архаичный синоним слова "рассказывать" или "говорить".

 


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 200-228