Страница 172
Вопросы и задания
1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?
В стихотворении "Деревня" основной антитезой является противопоставление мира природы, тишины и спокойствия "пустынного уголка" миру городскому, где преобладают пороки, роскошь и бесчувствие.
2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?
Текст стихотворения делится на две смысловые части. Первая часть охватывает строки, описывающие природу и спокойствие деревни. Вторая часть начинается с фразы "Я здесь, от суетных оков освобожденный..." и описывает недостатки и неправды, существующие в деревне.
3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.
Первая часть стихотворения навевает на лирического персонажа впечатления спокойствия, уюта, гармонии с природой. Пустынный уголок представляется как место, где душа может найти покой и вдохновение. Образы дубров, цветов, озер, лугов создают атмосферу красоты и гармонии.
4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части — это почти идиллическое место, где…» (продолжите).
В первой части стихотворения "Деревня" - это почти идиллическое место, где душа лирического персонажа находит уединение и внутренний покой. Природа и мир деревни олицетворяют гармонию и спокойствие.
5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?
Во второй части стихотворения словосочетание "от суетных оков освобожденный" решительно противопоставлено описанию деревни и её спокойствия. Это словосочетание указывает на освобождение от привычных, но аскетичных устремлений.
6. Что «омрачает душу» автора?
Душу автора омрачает видимость рабства и бесчувствия в деревне. Он огорчается неравенством, тяжелым трудом и бедностью, а также отсутствием справедливости и свободы.
7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они — эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
"Барство дикое" и "рабство тощее" - это образы людей, которые вынуждены жить в условиях тяжелого и бесчеловечного труда, подвергаясь эксплуатации и угнетению. Поэт видит в них жертвы "бесчувственного злодея", возможно, аристократии или ненасытной власти.
8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.
А.С. Пушкин мечтает о времени и отечестве, где люди будут освобождены от рабства, невежества и социальной несправедливости. Он мечтает о народе, который будет жить в гармонии с природой, без угнетения и бедности. Вывод можно сформулировать следующим образом: Пушкин мечтает о будущем времени, когда народ будет свободен и счастлив, а отечество будет просвещенным и праведным.
Страница 175
1. Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» посвящено ссыльным декабристам. Каким чувством оно проникнуто?
Стихотворение "Во глубине сибирских руд..." проникнуто чувством поддержки, надежды и солидарности с декабристами, которые были сосланы в Сибирь после неудавшегося восстания. В нем звучит чувство сочувствия к их участию и уверенность в том, что их стремление к свободе и правосудию не будет забыто.
2. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?
Последняя строка стихотворения означает, что когда-то в будущем декабристы будут освобождены из ссылки, и они получат свою свободу обратно. Братья солдаты (меч) вернут им свободу, и они будут приняты с радостью. Это символическое обещание светлого будущего, когда справедливость восторжествует, и декабристы будут освобождены.
«Анчар»
Страница 178
1. Какие художественные средства использует поэт в стихотворении анчар?
В стихотворении "Анчар" Пушкин использует разнообразные художественные средства, чтобы создать образ Анчара и его мрачную природу. В тексте можно найти такие средства, как:
Сравнения и метафоры: "грозный часовой," "дерево смерти," "тлетворный," "ветвь с увядшими листами." Эти образы усиливают впечатление от ядовитой природы Анчара. Повторы: повторение фразы "И принес..." в конце каждого куплета придает стихотворению ритм и усиливает внимание к последним словам, связанным с смертью. Ирония: поэтическая ирония заключается в том, что человек послал к Анчару другого человека, чтобы получить яд, который он затем использовал для отравления своих врагов. Эта ирония подчеркивает жестокость и безжалостность человека.
2. Письменно сформулируйте идею стихотворения «Анчар».
Идея стихотворения "Анчар" заключается в том, что человек, даже сталкиваясь с самыми смертоносными и опасными явлениями природы, всегда стремится обуздать их и использовать в своих интересах. Это стихотворение поднимает тему человеческой жажды власти и контроля над природой, даже если это может привести к разрушению и смерти.
3. Как вы думаете, можно ли считать «бедного раба» ответственным за все смерти, которые несут в себе «губительные стрелы»? Организуйте в классе дискуссию по этому вопросу.
Вопрос о том, можно ли считать "бедного раба" ответственным за все смерти, несомненно, вызывает моральные размышления. Дискуссия по этому вопросу может включать в себя разные точки зрения, включая обсуждение ответственности тех, кто использует средства уничтожения, и вопросы о морали в военных конфликтах. Такая дискуссия может подчеркнуть сложность этических вопросов, связанных с насилием и войной.
«Туча»
Страница 179
1. Внимательно, медленно прочитайте стихотворение. С помощью каких изобразительных средств создан образ тучи?
Образ тучи в стихотворении создан с помощью разнообразных изобразительных средств. Пушкин описывает тучу как последний останок рассеянной бури, выделяя ее одиночество на ясном небе. Он прибегает к метафорам и антитезам, чтобы подчеркнуть особенности этой тучи. Например, она одна несется по ясной лазури, одна наводит унылую тень, и она одна печалит ясный день. В начале стихотворения туча ассоциируется с бурей, молнией и грозой, что создает впечатление угрозы и мощи. Однако по мере развития стихотворения, туча уходит, и небо становится ясным.
2. Определите микротемы каждого четверостишия.
Первое четверостишие описывает тучу как последний след рассеянной бури, выделяя ее одиночество на ясном небе. Во втором четверостишии подчеркивается роль тучи в вызывании печали и уныния. Третье четверостишие описывает то, как туча принимала участие в буре, молнии и грозе. В четвертом четверостишии говорится о том, что пора бури прошла, и теперь тучу гонит ветер, восстанавливающий ясное небо.
3. Сформулируйте художественную идею стихотворения.
Художественная идея стихотворения заключается в идее перемен и времени. Туча, как символ бури и непогоды, временно закрывает небо и приносит грозу и дождь, но затем исчезает, уступая место ясному небу и солнцу. Это стихотворение может интерпретироваться как аллегория жизни и времени, где бури и тучи приходят и уходят, но небо всегда возвращается к ясности.
«Песнь о вещем Олеге»
Страница 183
1. Сопоставьте текст о смерти Олега из «Повести временных лет» и балладу А.С. Пушкина. Отметьте совпадения, объясните различия.
Совпадения: В обоих текстах рассказывается о смерти великого князя Олега. В обоих случаях смерть Олега связана с его конем. В обоих текстах умерший конь Олега играет важную роль в предсказании его смерти. Различия: В «Повести временных лет» смерть Олега вызвана укусом яда, который выпустила гробовая змия, когда князь прикаснулся к черепу своего коня. В балладе А.С. Пушкина смерть Олега вызывает укус яда от змии, которая вышла из мертвой головы коня после его смерти. Также в балладе более акцентирован момент с вещим старцем и предсказанием, а также более выразительное описание сцены и переживания Олега перед смертью.
2. Какова основная тема баллады А.С. Пушкина? Сформулируйте главную идею произведения.
Основная тема баллады А.С. Пушкина - тема судьбы и предназначения. Главная идея произведения заключается в том, что судьба неизбежно выполняется, и нельзя избежать смерти, даже если пытаться предсказать будущее. Олег, несмотря на свою мощь и величие, стал жертвой предсказания вещего старца.
3. Какие мысли выражает поэт в этих строках?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
В этих строках поэт выражает мысль о том, что волхвы (вещие старцы) не зависят от могущества владык, им не нужны подарки или дары, их вещий язык свободен и правдив, и они дружны с волей небесной. Это подчеркивает их связь с высшими силами и независимость.
4. Выпишите из текста баллады устаревшие слова и словосочетания. Запишите соответствующие им синонимы из современного литературного языка. Образец: чело — лоб.
Устаревшие слова и словосочетания:
чело — лоб трудною — тяжелой летучей — летучей травой снова — опять пыльца — пыль примета — признак злобное — злобное действие бранною — боевой жребий — судьба Синонимы из современного литературного языка:
чело — лоб тяжелой — тяжелой летучей — летучей травой опять — снова пыльца — пыль признак — признак злобное — злобное действие боевой — боевой судьба — судьба
5*. Какой исторический факт имеет в виду Пушкин в стихах: «Победой прославлено имя твоё; / Твой щит на вратах Цареграда...»? Найдите в тексте другие указания на исторические факты и события.
В строках: «Победой прославлено имя твоё; / Твой щит на вратах Цареграда...» Пушкин ссылается на исторический факт — на подвиги и победы великого князя Олега, включая осаду и взятие Царьграда (Константинополя) в 907 году. Весь текст баллады посвящен историческому событию, а именно смерти великого князя Олега.
6. Послушайте выразительное чтение баллады. Расскажите о своих впечатлениях.
Страница 184
Живое слово
Какими предстают перед читателями кудесник и Олег? Опишите их.
В балладе "Песнь о вещем Олеге" кудесник предстает перед читателями как старик, проведший весь век в мольбах и гаданиях, наделенный способностью предсказывать будущее. Он олицетворяет вещих старцев, занимающихся предсказанием судьбы. Он предстает как мудрый и преданный своему делу старец, имеющий важное предсказание для князя Олега.
Олег, в свою очередь, изображается как могучий и величественный князь, один из главных деятелей своего времени. Он приходит к кудеснику, чтобы услышать предсказание о своей судьбе. Олег олицетворяет власть и величие, но также показывает свою собственную судьбу и боязнь перед неизвестным будущим.
Полтава
Страница 193
1*. Вспомните определение баллады и балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Чем баллада отличается от поэмы?
Баллада - это одна из жанров поэзии, характеризующаяся краткостью и напряженностью повествования. Она рассказывает о конкретном событии или личности и часто включает в себя элементы фольклора, загадки и предсказания. Баллады обычно имеют ритмичную структуру и мелодичность, что делает их подходящими для устного исполнения.
Поэма, напротив, более масштабна и детальна. Она представляет собой более обширное по объему произведение, чем баллада, и может охватывать более широкий круг событий, персонажей и идей. Поэма дает автору больше свободы для развития сюжета и характеров.
2. Найдите в поэме сравнения. Определите, к каким персонажам они относятся и какие черты характеров оттеняют.
В поэме "Полтава" Пушкин использует сравнения, чтобы оттенить черты характеров персонажей и создать художественные образы. Например, в строках "Ты безобразен. Он прекрасен: В его глазах блестит любовь, В его речах такая нега!" сравнение проводится между Мазепой и королем Карлом XII. Здесь подчеркивается противопоставление внешнего вида и характера Мазепы и Карла XII. Мазепа выглядит устрашающе и безобразно, в то время как Карл XII излучает прекрасие и негу в своих словах и взглядах.
3. Приведите примеры антитезы в поэме. Какова её художественная роль?
Антитезы в поэме служат для подчеркивания противоположностей и контрастов в событиях и характерах. Например, антитеза между "герой Полтавы" и "старыми дубами и могилами" отображает противопоставление славы и уважения, которое Мазепа пытался достичь в своей жизни, и его участи после предательства. Это создает сильный контраст и усиливает эмоциональную нагрузку произведения.
4. Найдите риторические восклицания в поэме. Какова их художественно-выразительная функция?
Риторические восклицания в поэме используются для выразительности и усиления эмоций. Например, в строке "О славный час! о славный вид!" восклицание служит для подчеркивания восторга и радости Петра перед битвой. Оно добавляет эмоциональную окраску к описанию событий.
5. Проследите в поэме роль союза но. Запишите свои выводы.
Союз "но" в поэме "Полтава" часто используется для внесения противоречий и контрастов. Он усиливает противопоставление различных персонажей и событий, таких как Мазепа и Карл XII, битва и послебоевые события, слава и уничтожение. Роль союза "но" заключается в создании напряжения и усилении драматизма в тексте.
6*. Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях, в ней показаны реальные исторические лица. Как вы думаете, что в поэме является художественным вымыслом автора?
В поэме "Полтава" большая часть событий и персонажей основана на реальных исторических фактах. Однако, Гоголь придает этим историческим фактам художественное воплощение, придавая персонажам и событиям определенные характеристики и эмоциональную окраску. Например, он изображает Мазепу как страдальца и предателя, что может быть субъективной интерпретацией и добавлять художественный элемент в исторический рассказ.
7*. Не в первый раз вы встречаетесь с произведениями Пушкина на исторические сюжеты. Что в истории интересовало поэта? Чем «Полтава», как произведение на историческую тему, отличается от «Дубровского»?
Пушкина привлекала история, и особенно он был заинтересован в важных событиях, таких как Полтавская битва Северной войны. В поэме "Полтава" он описал это эпическое сражение, создав яркие образы Петра I и Карла XII. Отличие "Полтавы" от "Дубровского" заключается в том, что первая посвящена великим историческим событиям, выражая взгляд поэта на две выдающиеся личности, в то время как "Дубровский" рассматривает социальные проблемы, такие как расслоение и обнищание дворянства.
8. Определите, каким стихотворным размером (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) написаны следующие произведения А.С. Пушкина: «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам...», «Во глубине сибирских руд...», «Деревня».
9. Выучите наизусть два стихотворения Пушкина (по выбору).
10. Перечислите знакомые вам произведения А.С. Пушкина, написанные в жанре лирического стихотворения, сказки, поэмы, баллады, романа.
Пушкин оставил нам богатое наследие в различных жанрах. В лирическом стихотворении выделяются "Я вас любил", "Зимнее утро". В жанре сказки известны "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок". Поэма "Руслан и Людмила" представляет собой произведение в жанре поэмы. Балладой можно считать "У лукоморья дуб зелёный", а в жанре романа выделяется "Евгений Онегин".
В лаборатории писателя
1. Найдите информацию об истории Полтавского сражения, подготовьте сообщение на эту тему.
2. Напишите сочинение на тему «Пётр I и Карл ХII в поэме А.С. Пушкина “Полтава”». В своих рассуждениях вы можете ориентироваться на образы, представленные на иллюстрациях к поэме.