Страница 172 Вопросы и задания 1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»? 2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая? 3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения. 4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части — это почти идиллическое место, где…» (продолжите). 5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения? 6. Что «омрачает душу» автора? 7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они — эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта? 8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Вывод сформулируйте письменно. Страница 175 Вопросы и задания 1. Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» посвящено ссыльным декабристам. Каким чувством оно проникнуто? 2. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения? «Анчар» Страница 178 1. Какие художественные средства использует поэт в стихотворении анчар? 2. Письменно сформулируйте идею стихотворения «Анчар». 3. Как вы думаете, можно ли считать «бедного раба» ответственным за все смерти, которые несут в себе «губительные стрелы»? Организуйте в классе дискуссию по этому вопросу. «Туча» Страница 179 Вопросы и задания 1. Внимательно, медленно прочитайте стихотворение. С помощью каких изобразительных средств создан образ тучи? 2. Определите микротемы каждого четверостишия. 3. Сформулируйте художественную идею стихотворения. «Песнь о вещем Олеге» Страница 183 Вопросы и задания 1. Сопоставьте текст о смерти Олега из «Повести временных лет» и балладу А.С. Пушкина. Отметьте совпадения, объясните различия. 2. Какова основная тема баллады А.С. Пушкина? Сформулируйте главную идею произведения. 3. Какие мысли выражает поэт в этих строках? Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. 4. Выпишите из текста баллады устаревшие слова и словосочетания. Запишите соответствующие им синонимы из современного литературного языка. Образец: чело — лоб. 5*. Какой исторический факт имеет в виду Пушкин в стихах: «Победой прославлено имя твоё; / Твой щит на вратах Цареграда...»? Найдите в тексте другие указания на исторические факты и события. 6. Послушайте выразительное чтение баллады. Расскажите о своих впечатлениях. Страница 184 Живое слово Какими предстают перед читателями кудесник и Олег? Опишите их. Полтава Страница 193 Вопросы и задания 1*. Вспомните определение баллады и балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Чем баллада отличается от поэмы? 2. Найдите в поэме сравнения. Определите, к каким персонажам они относятся и какие черты характеров оттеняют. 3. Приведите примеры антитезы в поэме. Какова её художественная роль? 4. Найдите риторические восклицания в поэме. Какова их художественно-выразительная функция? 5. Проследите в поэме роль союза но. Запишите свои выводы. 6*. Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях, в ней показаны реальные исторические лица. Как вы думаете, что в поэме является художественным вымыслом автора? 7*. Не в первый раз вы встречаетесь с произведениями Пушкина на исторические сюжеты. Что в истории интересовало поэта? Чем «Полтава», как произведение на историческую тему, отличается от «Дубровского»? 8. Определите, каким стихотворным размером (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) написаны следующие произведения А.С. Пушкина: «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам...», «Во глубине сибирских руд...», «Деревня». 9. Выучите наизусть два стихотворения Пушкина (по выбору). 10. Перечислите знакомые вам произведения А.С. Пушкина, написанные в жанре лирического стихотворения, сказки, поэмы, баллады, романа. В лаборатории писателя Живое слово 1. Найдите информацию об истории Полтавского сражения, подготовьте сообщение на эту тему. 2. Напишите сочинение на тему «Пётр I и Карл ХII в поэме А.С. Пушкина “Полтава”». В своих рассуждениях вы можете ориентироваться на образы, представленные на иллюстрациях к поэме.