menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 80-171


Страница 80

Денис Иванович Фонвизин

Вопросы и задания 

1. Расскажите об образовании, полученном Д.И. Фонвизиным.

Денис Иванович Фонвизин родился в дворянской семье и получил хорошее домашнее образование. После этого он поступил в дворянскую гимназию при Московском университете, где обучался с 1755 по 1760 год. Во время учёбы он активно участвовал в драматических постановках в любительском театре М. М. Хераскова, который был при университете.

После окончания гимназии Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета, и в 1760 году его даже отправили в Петербург вместе с братом Павлом как одного из лучших выпускников. В этот период Фонвизин начал публиковать свои произведения в московских журналах, и его первый перевод "Басни нравоучительные" датского писателя Л. Хольберга был сделан им в студенческие годы.

Благодаря своему образованию и учебе в университете, Фонвизин получил фундаментальные знания, которые позже помогли ему стать известным писателем и драматургом.

2. Своими словами дайте определение понятиям «просветительство», «драма», «комедия».

Просветительство - это интеллектуальное движение, направленное на распространение знаний, образование и развитие умственных способностей в обществе. Главная цель просветительства заключается в преодолении невежества, предвзятости и темных верований через образование, разумное мышление и развитие критического мышления. Оно стремится к освещению различных аспектов жизни, включая науку, культуру, политику и социальные вопросы, с целью сделать общество более информированным, разумным и социально ответственным.

Драма - это жанр литературного искусства, в котором действие и характеры представлены через диалоги, монологи и действия персонажей. Драматическое произведение может быть представлено на сцене театра или в форме литературного текста, который предназначен для театрального исполнения. Основные элементы драмы включают диалоги между персонажами, конфликты, развитие сюжета и глубокое погружение в психологию персонажей. Драма может включать разнообразные жанры, от трагедии до комедии, и служить средством выражения человеческих эмоций, социальных проблем и философских идей.

Комедия - это жанр драматического искусства, направленный на вызывание смеха и развлечение аудитории. Она часто основана на ситуационных и словесных шутках, недоразумениях и комических обстоятельствах. Персонажи в комедии часто находятся в смешных и забавных ситуациях, и разрешение конфликтов происходит с позитивным и смешным исходом. Комедии могут быть как поверхностными и лёгкими, так и глубоко аналитическими, выявляющими социальные недостатки или философские истины. Важно, что цель комедии - развлечь и поднять настроение аудитории.

Страница 150-151

Вопросы и задания 

1. В комедии в афористической форме высказаны многие идеалы просветителей, например: «Тиранствовать никто не волен», «Век живи, век учись». Найдите другие афористически сформулированные просветительские мысли.

"Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки."

"Поминай, как звали."

"Угнетать рабством себе подобных беззаконно."

"Повинную голову меч не сечёт."

"С великим просвещение можно быть мелкому скареду."

2. Кто в комедии высказывает просветительские идеи? Приведите примеры.

В комедии "Недоросль" Дениса Фонвизина Стародум является одним из персонажей, который высказывает просветительские идеи. Он представляет собой образ разумного и проницательного человека, стоящего на защите знаний, образования и человечности. Приведенные вами цитаты являются примерами высказываний Стародума, которые подчеркивают его просветительскую позицию и убеждения:

"Начинаются чины – перестает искренность" - Стародум подчеркивает, что при власти часто исчезает искренность и честность.

"Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время" - Стародум призывает к развитию внутренних качеств, которые делают человека настоящим человеком.

"Последуй природе, никогда не будешь беден" - Он подчеркивает важность жизни в согласии с природой и принципами разума.

"Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство" - Стародум выступает против практики оставления богатства детям без должного образования и развития ума.

"В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь" - Он призывает к сознательному противостоянию невежеству.

"Просвещение возвышает одну добродетельную душу" - Стародум видит в знаниях и просвещении средство для развития добродетелей.

"Я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие" - Он подчеркивает, что целью всех знаний должно быть улучшение нравственности и благосостояния человека.

3. Как вы понимаете слово «любочестие»? Как оно связано с общей идеей комедии?

Любочестие отражает стремление человека к получению высокого положения, почета и достижения высшей должности, не всегда обладая при этом достаточными знаниями, способностями или достоинствами. В комедии "Недоросль" семья Простаковых, особенно Митрофан, иллюстрируют эту идею. Они искренне верят, что путь к успеху заключается исключительно в получении титула или высокого звания, даже несмотря на их недостатки и недостойное поведение.

Идея любочестия в этой комедии воспринимается сатирически, как критика общественных нравов и ценностей, а также как показатель того, как эгоизм, жажда обогащения и позиционирования могут привести к абсурдным и нелепым ситуациям. Простаковы и их стремление к любочести становятся одним из смешных и гротескных элементов комедии, которые помогают Фонвизину выразить свою критику общественных явлений и подчеркнуть важность знаний и добродетелей.

4. Как в комедии изображены учителя Митрофанушки? Какие идеи воплощают эти образы?

Цыфиркин: Он символизирует доброту и честность, но он не обладает нужными знаниями для обучения арифметике. Это подчеркивает недостаточную квалификацию преподавателей в образовательных учреждениях того времени и их неспособность действительно обучать.

Кутейкин: Образ Кутейкина подчеркивает бегство от образования и учебы. Он покинул семинарию из-за нежелания заниматься "заумными" науками. Это выражает критику по отношению к негативному отношению к знаниям и образованию.

Вральман: Этот персонаж подчеркивает корыстный подход к образованию и знаниям. Он использует хитрость и лесть, чтобы получить легкую прибыль за счет образования других. Это указывает на распространенность желания обогатиться без усилий.

5. Найдите признаки классицизма в «Недоросле». Приведите примеры.


Комедия "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина прекрасно иллюстрирует множество черт классицизма, литературного направления, основанного на философском рационализме, строгой нормативности и подражании античной словесности. В произведении ярко проявляются следующие признаки классицизма:

Единство места и времени: Все события комедии происходят в доме госпожи Простаковой, и действие разворачивается в течение 24 часов. Это соблюдение жанровой нормы подчеркивает ордерность и структурную цельность произведения.

Строгое деление героев: Герои комедии делятся на положительных (Милон, Стародум, Софья) и отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин). Это деление отражает идеалы добродетели и разума, присущие классицизму.

"Говорящие" фамилии: Герои обладают фамилиями, которые явно указывают на их характерные черты. Например, госпожа Простакова, Скотинин и Вральман. Это подчеркивает четкую характеризацию и упрощение типажей персонажей, схожее с античной традицией.

Речь как средство характеристики: Речь героев является средством выявления их характеров. Положительные персонажи используют правильный литературный язык, а отрицательные — простворечные слова и живую речь. Примерами могут служить высказывания госпожи Простаковой, отражающие её низкое образование и грубость.

Воспитательная направленность: Комедия затрагивает важные вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности. Она критически подходит к проблемам обучения и произвола помещиков. Это стремление к воспитанию и улучшению общества соответствует идеалам классицизма.

6. Назовите «говорящие фамилии» в комедии. Какие главные свойства персонажей выражены Фонвизиным через фамилии?

В комедии "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина присутствуют несколько "говорящих фамилий", которые явно указывают на характерные черты персонажей. Вот некоторые из них:

Тарас Скотинин: Фамилия "Скотинин" происходит от слова "скот" и намекает на скотский, грубый и животный характер этого персонажа. Тарас Скотинин действительно проявляет жадность, глупость и скотоподобное поведение, что подтверждает эту фамилию.

Госпожа Простакова: Фамилия "Простакова" напоминает о слове "простак", что соотносится с характером персонажа. Госпожа Простакова действительно является грубой и недалекой женщиной, склонной к сварливости и жестокости.

Терентий Простаков: Фамилия "Простаков" происходит от слова "простак" и указывает на простоту и глупость этого персонажа. Терентий Простаков действительно является глупым и подкаблучником, которому часто приходится следовать желаниям своей жены.

Митрофан: Фамилия "Митрофан" ассоциируется с матерью (матушкой) и указывает на подобие Митрофана к своей матери внешне и в поведении. Это подчеркивает его глупость, малодушие и избалованность.

Правдин: Фамилия "Правдин" происходит от слова "правда" и подчеркивает его стремление к справедливости и правде. Правдин действительно выступает как общественник и борец с жестокостью.

Милон: Хотя фамилия "Милон" не имеет прямого соответствия с характером персонажа, его доброта, милосердие и миловидность соответствуют этому имени.

Софья: Фамилия "Софья" имеет отношение к слову "мудрость" и подчеркивает образованность и умность этой девушки.

Стародум: Фамилия "Стародум" прямо переводится как "старый ум" и отражает его мудрость и приверженность старым порядкам.

7. Составьте цитатный план для ответа по теме «Митрофанушка и Простакова».

Митрофанушка предстает перед нами как юный герой, вскоре собирающийся отметить своё шестнадцатилетие:

"Шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы."
Простакова высказывает свои сомнения в умственных способностях Митрофанушки:

"Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!"
Простакова описывает Митрофанушку с использованием образа злой фурии:

"Злая фурия с адским нравом."
Простакова говорит о росте и развитии Митрофанушки как о своей заботе:

"Дитя, первое, растет."
Простакова выражает свою искреннюю привязанность к Митрофанушке:

"Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка."
О собственной жадности и ловкости Простаковой говорит фраза о найденных деньгах:

"Нашел деньги, ни с кем не делись."
Простакова передаёт нежелание Митрофанушки учиться и его стремление жениться:

"Не хочу учиться, хочу жениться."
Простакова заявляет о своей готовности защищать Митрофанушку:

"За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному."
В диалоге с Простаковой Митрофанушка проявляет своё желание избавиться от её присутствия:

"Да отвяжись, матушка, как навязалась.."

8. В чём смысл последней реплики Стародума? Почему именно этими словами заканчивается комедия?

Фраза "Вот злонравия достойные плоды" в данном контексте подчеркивает иронический и критический подход автора к образу и нравственности помещиков. Эта фраза олицетворяет последствия их безоглядного самовластия, коррупции и беззакония, которые они проявляют в своей власти над другими людьми.

9. Все ли виды комического (юмор, сатира, ирония, сарказм) представлены в комедии «Недоросль»? Приведите примеры.

Да, в комедии "Недоросль" различные виды комического, такие как юмор, сатира, ирония и сарказм, представлены. Произведение использует эти элементы, чтобы создать сложный комический эффект и одновременно передать глубокий смысл.

Примеры:

Сатира: Господин Скотинин и госпожа Простакова, представители дворянской знати, изображены как невежественные и эгоистичные люди, которые забывают о своих обязанностях и занимаются только своими личными интересами. Это явный пример сатиры на вырождающееся дворянство.

Сарказм: Автор использует сарказм, чтобы высмеять абсурдность и преувеличенные заблуждения героев. Например, сцена, где Терентий Простаков считает, что "положить скоро границы злобе жены и глупости мужа", является выражением сарказма по поводу его бесполезности и безрассудства.

Ирония: В комедии часто используются аллегории и аллогизмы, которые создают иронический контраст между заявленными и реальными качествами персонажей. Например, фамилии героев, такие как Скотинин и Вральман, их характеры и действия являются ироническими намеками на их истинные качества.

Юмор: В комедии есть множество смешных сцен, диалогов и ситуаций. Например, неловкие попытки Митрофанушки признаться в любви, нелепые споры и конфликты между персонажами, использование пословиц и поговорок в неожиданных контекстах – все это создает юмористический эффект.

10*. Вспомните, каким «штилем», по мнению М.В. Ломоносова, должна быть написана комедия. Соблюдены ли эти требования в комедии Фонвизина? Аргументируйте свой ответ.

М.В. Ломоносов выдвигал концепцию "низкого штиля" как подходящего стиля для написания комедий, басен, песен и других жанров. Он подразумевал использование просторечных слов, простонародных выражений, а также элементов народной культуры и быта. В данном стиле выражается близость к народу, а также яркая характеристика персонажей через их речь и поведение.

В комедии "Недоросль" Дениса Фонвизина можно увидеть множество элементов "низкого штиля", соответствующих идеям Ломоносова:

Просторечные выражения и фамилии: В комедии используются просторечные и живописные выражения, которые характеризуют персонажей. Например, фамилии героев, такие как "Скотинин" и "Простакова", сразу намекают на их недостатки и особенности.

Ирония и сатира: Произведение изобилует иронией и сатирой, главным образом, на поведение дворянства и пороки общества. Это включает в себя подмывание смыслов, высмеивание недостатков и глупостей героев.

Применение пословиц и поговорок: В комедии часто используются пословицы и поговорки, характерные для народной культуры. Они усиливают комический эффект и гармонируют с "низким штилем".

Близость к народу: Через персонажей и ситуации комедии передаются типичные образцы поведения, нравственные аспекты и заблуждения общества.

Подчеркнутый комический эффект: Комедия использует элементы фарса, нелепых ситуаций и диалогов для достижения смешного эффекта.

11. Какие персонажи изображены на иллюстрациях Н.Е. Муратова? К 2—3 иллюстрациям подберите из текста подписи.

 

Живое слово 

1. Известный русский писатель, современник А.С. Пушкина В.Ф. Одоевский назвал «Недоросль» первой русской трагедией. Как вы понимаете слова писателя? Свой развёрнутый ответ оформите письменно.

Одоевский, называя "Недоросль" первой русской трагедией, вероятно, обращал внимание на глубокий подтекст и моральную аллегорию, заключенную в комедии. В этой интерпретации "трагедия" не связана с традиционным представлением о трагедии как жанре, где преобладает конфликт и гибель героев. Вместо этого, Одоевский, возможно, углубился в основные идеи произведения и увидел трагичность в судьбе героев и их социальной роли.

Митрофан, являющийся основным предметом насмешек и карикатурой в комедии, на самом деле олицетворяет болезненные аспекты общества. Его бессмысленная жизнь, нежелание учиться и развиваться, зависимость от матери – всё это символизирует разрушительное воздействие крепостного строя, неправильного воспитания и безответственности в обществе. Митрофан становится не только персонажем, но и аллегорией недоразвитой, застойной России.

Госпожа Простакова и Простаков также представляют не только смешные типы, но и являются образами, олицетворяющими жалкое состояние дворянской интеллигенции и помещичьего класса. Их нравственная деградация и животные инстинкты символизируют разложение дворянской элиты и их потерю нравственности.

Следовательно, Одоевский, вероятно, усмотрел в "Недоросле" более глубокие идеи, касающиеся общественных проблем, социальной деградации и нравственного разложения. В этом смысле он назвал произведение "трагедией", потому что в судьбах героев проявляются скрытые аспекты упадка и бедственности российской действительности.

2. Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану:

а) «Недоросль» — пьеса о том, как неправильное воспитание морально калечит молодого дворянина, делая из него грубого, тёмного, эгоистичного, неблагодарного «недоросля».

б) В «Недоросле» дано глубокое изображение общественного зла.

в) Комедия «Недоросль» выражает антикрепостнические идеи, направлена против телесного и духовного рабства. Носителями этих идей являются положительные персонажи, прежде всего Стародум.

г) В жанровом отношении «Недоросль» — комедия, однако смех в ней печальный.

д) Фонвизин является создателем общественной комедии в России.

Дамы и господа, сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на важные аспекты комедии Дениса Фонвизина "Недоросль". Эта пьеса представляет собой не только яркий образец классической русской комедии, но и сильное обличение общественных пороков и проблем.

В центре "Недоросля" лежит трагическая судьба молодого дворянина Митрофана. Пьеса является иллюстрацией того, как неправильное воспитание может сильно искажить нравственные ценности и моральный компас человека. Митрофанушка, преисполненный невежества и эгоизма, становится символом того, как недостаточное образование и воспитание могут сделать из человека "недоросля" – неполноценную личность, лишенную глубоких нравственных качеств.

Однако "Недоросль" не ограничивается только личной драмой Митрофана. В пьесе Фонвизин исследует и обличает общественное зло, ставя под сомнение ценности помещичьего общества. Герои, такие как госпожа Простакова и Простаков, становятся символами нравственного упадка дворянской интеллигенции. Их пренебрежение образованием, животные инстинкты и жадность выявляют проблемы, скрывавшиеся за внешней блеском.

Фонвизин также вкладывает в пьесу антикрепостнические идеи, осуждая телесное и духовное рабство. Стародум, один из положительных персонажей, выступает как носитель этих идей. Его честность, стремление к образованию и нравственным принципам делают его контрастом к аморальности других персонажей.

"Недоросль" является комедией, но в ней смех нередко смешан с печалью. Фонвизин использует характерный для классической комедии механизм сатиры и иронии, но его целью не только смешивать, но и заставить задуматься. Смех сквозь слёзы – вот эффект, который создаёт эта комедия.

В заключение, Денис Фонвизин справедливо считается создателем общественной комедии в России. "Недоросль" не только развлекает, но и заставляет задуматься над глубокими общественными и моральными проблемами. Пьеса предостерегает от недостатков воспитания, поднимает вопросы общественной деградации и рабства, при этом оставаясь характерной русской классической комедией с её своеобразными смешанными чувствами.

Александр Сергеевич Пушкин

Страница 164

Вопросы и задания 

1. Какие особенности в поведении А.С. Пушкина после окончания Лицея отмечает в книге о поэте Ю.М. Лотман?

В книге о Пушкине, написанной Ю.М. Лотманом, отмечается, что после окончания Лицея поведение Александра Сергеевича Пушкина приобрело некоторые характерные особенности. По мнению Лотмана, Пушкин начал мыслить более широко и глубоко, его идеи стали более обширными и охватывали более широкий диапазон тем.

Особенно заметно стало стремление и энергия, которые проявились у Пушкина в период после окончания Лицея. Эта новая энергия поразила не только самого поэта, но и окружающих его людей. Пушкин начал активно выступать в общественной жизни, выражая свои взгляды и идеи.

Интересным фактом является то, что Пушкин присоединялся к кружкам и общественным группам, где уже сформировались определенные вкусы и взгляды. Он стал частью литературно-политической интеллигенции, участвуя в дискуссиях и обмене мнениями с другими авторами и общественными деятелями.

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания из статьи Ю.М. Лотмана. Подготовьтесь к её пересказу.

Статья Ю.М. Лотмана рассказывает о поведении Александра Сергеевича Пушкина после его окончания Лицея. В этом периоде Пушкин начал мыслить более широко и обширно, его идеи стали более разнообразными и охватывали больше тем. Он проявил новую энергию и стремление к активной общественной жизни. Пушкин вступил в кружки и группы, которые уже имели определенные взгляды, но при этом он продолжал выражать свои уникальные идеи и нестандартный взгляд на вещи. Его участие в дискуссиях и обмене мнениями делали его важным игроком в общественной и литературной сферах. По мнению Ю.М. Лотмана, Пушкин можно назвать "ищущим среди нашедших", так как он активно участвовал в уже сформированных кругах, но при этом продолжал свои поисковые усилия и высказывал уникальные взгляды и идеи.

3*. Как вы поняли эти мысли учёного о 1820-х годах: «...кипела и бурлила молодая Россия»; «Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно»? Дайте развёрнутый аргументированный ответ.

Фраза "Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно" указывает на то, что молодежь и активные общественные деятели ощущали, что ими завоевано право на свободное выражение своих мнений и участие в делах страны. Однако следует помнить, что это "казалось" подразумевает некоторую наивность в отношении устойчивости такого положения дел. На самом деле, это время в России было периодом нарастания общественных напряжений и конфликтов, которые в будущем привели к Декабристскому восстанию.

Слова "Молодые люди полны были жажды деятельности и веры в ее возможность в России" подчеркивают активное стремление молодежи к участию в общественных процессах. Она верила в свою способность внести позитивные изменения в страну, и это желание сформировало базу для множества общественных и политических инициатив, включая попытки борьбы за реформы.

Страница 169

Вопросы и задания 

1. Запишите строфу по образцу. Дайте своё толкование каждого мотива, попытайтесь ответить на вопросы в скобках:

Любви (чьей?)

Надежды (на что?)

Тихой славы (почему «тихой»?)

Недолго (почему?)

Нежил (что это значит?)

Нас (кого?)

Обман (почему? какой?)

Исчезли юные забавы (почему «забавы»?)...

2. Прочитайте строки стихотворения от слов «Товарищ, верь: взойдёт она...» до конца и дайте свою трактовку этих строк.

В этих строках стихотворения Александра Пушкина выражена глубокая вера в будущее России, надежда на наступление светлых времен после тяжелых испытаний. Пушкин описывает, как исчезли молодые радости и легкомысленность, как ушло наивное обманчивое восприятие мира, но при этом он подчеркивает, что в душе осталось желание, горение, стремление к светлому будущему.

Автор утверждает, что внутри нас всё еще горит желание перемен, свободы и гордости за свою Родину. Под гнетом власти и репрессий мы, как души, продолжаем воспринимать призыв отечества. Пушкин сравнивает этот призыв с ожиданием встречи молодыми влюбленными, что подчеркивает сильную искренность чувства к Родине.

Автор верит, что свобода обязательно придет, что Россия восстанет из «сна» авторитарной власти. Звезда пленительного счастья символизирует светлое будущее, которое прорвется через темные времена. Пушкин уверен, что Россия избавится от самодержавия и деспотизма, и на обломках этой власти будут написаны имена тех, кто верил и боролся за свободу и достоинство. Эти строки передают глубокий патриотизм, веру в народ и надежду на лучшее будущее.

3. Обратитесь к следующим тезисам второй главы книги Ю.М. Лотмана «Пушкин. Биография писателя».

а) «Окружающие Пушкина опекуны и наставники — от Н.М. Карамзина до Н.И. Тургенева — не могли понять, что он прокладывает новый и свой путь: с их точки зрения он просто сбивался с пути. Блеск пушкинского таланта ослеплял, и поэты, общественные и культурные деятели старшего поколения считали своим долгом сохранить это дарование для России. Они полагали необходимым направить его по привычному и понятному пути. Непривычное казалось беспутным. Вокруг Пушкина было много доброжелателей и очень мало людей, которые бы его понимали. Пушкин уставал от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, и порой всем назло аффектировал мальчишество своего поведения».

б) «Постоянно соприкасаясь с участниками тайного общества, Пушкин, конечно, знал о его существовании и явно стремился войти в его круг. То, что он не получал приглашения и даже наталкивался на вежливый, но твёрдый отпор со стороны столь близких ему людей, как Пущин, конечно, его безмерно уязвляло. Если мы не будем учитывать, в какой мере он был задет и травмирован, с одной стороны, назойливыми поучениями наставников, с другой — недоверием друзей, для нас останется загадкой лихорадочная нервозность, напряжённость, характерные для душевного состояния Пушкина этих лет. Они выражаются, например, в том, что он в любую минуту ожидает обид и постоянно готов ответить на них вызовом на дуэль».

в) «Чаадаев тоже давал Пушкину уроки и требовал от него “в просвещении стать с веком наравне”. Однако поучения его ставили Пушкина в положение не школьника, а героя. Они не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах».

Таким образом, с одной стороны, Пушкин держит перед своим старшим другом экзамен на гражданскую зрелость, с другой стороны, «поддерживает» Чаадаева в психологически трудные для него минуты и, наконец, обращается не только к Чаадаеву — «ко всей свободолюбивой молодёжи».

Постарайтесь сделать вывод: почему на обломках самовластия должны написать имена Чаадаева, «двадцатилетнего с небольшим молодого человека, который ничего не написал, ни на каком поприще ничем себя не отличил», как ядовито писал о нём один из мемуаристов, и Пушкина, ничем ещё себя не заявившего в политической жизни и даже не допущенного в круг русских конспираторов?

Автор Ю.М. Лотман во второй главе своей книги "Пушкин. Биография писателя" рассматривает влияние окружающих на Пушкина и его стремление проложить свой путь, несмотря на давление и непонимание со стороны близких кругов.

а) Пушкин окружен опекунами и наставниками, которые видят его блеск таланта, но пытаются направить его по устоявшимся путям. Это вызывает у Пушкина усталость и раздражение. Его стремление к новому и необычному воспринимается как "сбивание с пути". Он сталкивается с непониманием со стороны старшего поколения и старается подчеркнуть свою самостоятельность и независимость.

б) Пушкин хочет войти в круг тайного общества, но сталкивается с непониманием и отказом. Его желание быть частью этой сферы важно для него, и отсутствие возможности этого стать подавляющим образом влияет на его психологическое состояние. Нервозность, напряженность и ожидание обид становятся характерными чертами его душевного состояния.

в) Чаадаев становится для Пушкина учителем, который не унижает, а возвышает его. Его поучения делают Пушкина героем, который готов пройти экзамен на гражданскую зрелость и поддержать Чаадаева в сложные моменты. Пушкин обращается к всей свободолюбивой молодежи, пытаясь объединить силы для изменения существующего положения.

Известно, что именно на обломках самовластия должны написать имена Чаадаева и Пушкина. В данном контексте "обломки самовластия" символизируют падение власти и установление нового порядка. Имена Чаадаева и Пушкина становятся символом молодого поколения, готового к переменам и готового внести свой вклад в будущее России. Они оба представляют собой новое поколение интеллигенции, способное привнести новые идеи и ценности в общество.

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Послушайте произведение в исполнении чтеца.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 80-171