menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 58-79




Страница 58

Вопросы и задания 

1. Сформулируйте основные идеологические и эстетические принципы классицизма.

Основные идеологические и эстетические принципы классицизма:

Возвышение разума и логики как основы человеческого знания и творчества.
Подражание древним авторам, особенно греко-римской античности, с уважением к их произведениям и стилю.
Соблюдение канонов и правил в искусстве, стремление к симметрии и гармонии.
Уважение к порядку, мере и уровню образованности.
Идея образования и нравственного воспитания через искусство.

2. В чём своеобразие русского классицизма? Ответ подготовьте в виде тезисного плана.

Своеобразие русского классицизма:

Сохранение традиций православной церковной культуры и религиозных тем в произведениях.
Особое внимание к истории и национальным темам, что выражалось, например, в произведениях о России и русской истории.
Совмещение классических образцов с русской национальной спецификой, что видно в структуре произведений и языке.
Проявление тенденций романтизма, которые проникали в русский классицизм и придавали ему своеобразие.

3*. Назовите основные жанры русского классицизма.

Поэзия: оды, элегии, басни, сатиры.
Проза: письма, эссе, романы, исторические повести.
Драматургия: классическая трагедия и комедия с элементами русской национальной тематики.

Михаил Васильевич Ломоносов

Страница 59

Возвращаясь к теме 

Ваше знакомство с творчеством М.В. Ломоносова началось ещё в 5 классе. Назовите изученные вами произведения. К каким жанрам они относятся?

Вопросы и задания 

1. Какие научные открытия сделаны Ломоносовым?

Михаил Ломоносов сделал множество научных открытий в различных областях. Он был известным ученым, физиком, химиком, астрономом и геологом. Его значимые открытия включают в себя:

Определение состава атмосферы Венеры.
Изучение приливов и отливов, связанных с гравитационным воздействием Луны.
Разработку теории формирования камней и минералов.
Внесение вклада в химическую науку, включая работы по термодинамике и химической теории.

2. Как вы понимаете слова Ломоносова «стихотворство — моя утеха; физика — мои упражнения»? В чём он видел цель своего поэтического творчества?

Слова Ломоносова "стихотворство — моя утеха; физика — мои упражнения" отражают его уникальный подход к творчеству. Он видел поэзию как источник вдохновения и радости, как место, где он мог выразить свои чувства и мысли. С другой стороны, физика и другие научные дисциплины были для него способом познания мира и природы. Ломоносов считал, что исследование науки и искусства должны совмещаться, и его поэтическое творчество могло быть источником вдохновения для его научных исследований. Таким образом, его цель в поэзии была не только в эстетическом удовлетворении, но и в поиске гармонии между духовным и научным познанием мира.

Страница 62

Вопросы и задания 

1. Запишите синонимы к следующим словам, употреблённым в оде М.В. Ломоносовым: благословенны, дерзайте, ободренны, раченье.

благословенны: святые, ниспосланные благодатью
дерзайте: смело, отваживайтесь
ободренны: поддержанные, воодушевленные
раченье: измерение, расчет

2. В каких строках оды выражена мысль о таланте русских людей?

Мысль о таланте русских людей выражена в строках оды, где говорится о том, как Россия была возвеличена благодаря ученым и мудрецам. Например, строки о науке и ее влиянии на просветление и развитие страны выражают идею о таланте русских:

"Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звёзд плескание и клик!"

3. В своей оде М.В. Ломоносов воспел науку, создал своеобразный гимн в её честь. Выучите наизусть этот отрывок и прочитайте его выразительно. Послушайте фрагмент в исполнении чтеца.

 4. Найдите элементы классицизма в оде.

Высокое восхваление правителя (Екатерины II) и ее правления.
Употребление античных образов и аллегорий.
Использование строгой метрической структуры и рифмы.
Оды классицизма часто выражают восхищение и возвеличивают темы и лица, связанные с монументальной символикой и достоинством.

Вопросы и задания 

1. Выясните по словарю значения непонятных вам слов.

Порфиру: В данном контексте, это скорее всего означает "пурпур" или "пурпурное". Порфир – это редкий вид мрамора, который имеет фиолетово-красный оттенок.

Зрак: Это устаревшее слово, которое означает "видение" или "образ".

Секвана: Это река Сена во Франции.

2*. Определите, к каким «штилям» должны относиться произведения известных вам жанров.

3*. Познакомьтесь с другими произведениями М.В. Ломоносова. К какому «штилю» относится каждое из произведений?

Произведения М.В. Ломоносова включают в себя не только стихотворения, но и научные труды, такие как "О законе сохранения величины и скорости" и "История искусств". Каждое из них может быть отнесено к различным "штилям", в зависимости от контекста и содержания. Например, "О законе сохранения величины и скорости" относится к научному стилю, а стихотворения М.В. Ломоносова, включая рассмотренную вами оду, имеют художественный стиль, особенно классицизма.

Страница 67

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ЛОМОНОСОВА

1. Какому значительному событию и значительному лицу посвящает поэт свою оду? Торжественность, одический (возвышенный) стиль произведению придают различные элементы, в частности «высокая» лексика и частое употребление риторических фигур.

Поэт М.В. Ломоносов посвящает свою оду "НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА". Ода посвящена восшествию Елизаветы Петровны на российский престол.

2. Выпишите из прочитанного вами отрывка оды слова, относящиеся к «высокому штилю».

Слова, относящиеся к "высокому штилю" из отрывка:

Торжественность
Возвышенный
Различные элементы
"Высокая" лексика
Риторические фигуры

3. Вспомните их определения из учебника 5 класса.

Торжественность: особое, пышное, величественное выражение чувств или мыслей.
Возвышенный: высокий, величественный, поднимающий дух; достойный восхищения.
Различные элементы: разнообразные составные части или детали.
"Высокая" лексика: употребление слов и выражений, которые придают тексту особую торжественность и значимость.
Риторические фигуры: стилистические приемы, используемые для украшения и выразительности текста.

4. Какие риторические фигуры и художественные средства использованы М.В. Ломоносовым в данной строфе?

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

Гласить велики имена.

В данной строфе используются следующие риторические фигуры и художественные средства:

Эпифора (повторение слова "восхищенна" в конце трех строк) придает выразительность и акцентирует внимание на главной мысли.
Антитеза (противопоставление понятий "благословенны" и "недостойны") создает контраст и усиливает выражение мысли о величии и недооцененности науки в России.

5. Определите выразительную роль художественных средств в отрывке «О вы, которых ожидает...».

Художественные средства в данном отрывке служат для подчеркивания важности науки и ее роли в развитии России. Они придают тексту торжественность, выразительность и убеждают читателя в величии науки.

Г. Р. Державин

Страница 72

Вопросы и задания 

1. Составьте тезисный план фрагмента из книги В.Ф. Ходасевича о Г.Р. Державине.

2. Какие взгляды Г.Р. Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение? Свой ответ аргументируйте.

Гавриил Романович Державин был важной фигурой в истории русской литературы и культуры. Его патриотические взгляды и смелость в выражении собственных мыслей и идей в своих произведениях действительно заслуживают уважения. Также, его способность преобразовать классические жанры, добавив в них эмоциональность и оригинальность, сделала его творчество значимым шагом в развитии русской литературы. В этом контексте, его вклад в русский литературный реализм и обогащение жанра оды новыми элементами также заслуживают признания и уважения.

Страница 75

1. Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали?

Стихотворение - это художественное произведение в жанре поэзии, в котором автор использует стихи (ритмично организованные строки) для выражения своих мыслей, чувств и идей. В стихотворении Державина речь идет о моральной ответственности правителей перед высшим судьей.

2. Какие значения слов сонм, мзда, внимать, на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина?

Сонм - собрание, мзда - деньги, вознаграждение, внимать - обращать внимание, слушать внимательно. В данном контексте наиболее уместными значениями являются: сонм - собрание или суд, мзда - вознаграждение или награда, внимать - обращать внимание и слушать внимательно.

3. Определите тему стихотворения.

Темой стихотворения является моральная ответственность правителей и призыв к судье небесному прийти и судить их.

4. Письменно сформулируйте идею произведения.

Идея произведения заключается в том, что даже властители и судьи, будучи смертными должны нести моральную ответственность за свои действия перед высшим судьей, и этот суд неизбежен.

5. Помимо основной темы в стихотворении есть ещё и микротемы — мотивы. Назовите их.

Микротемами (мотивами) стихотворения являются: моральная ответственность, моральное наведение справедливости, смертность правителей, неизбежность суда.

6. Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос.

Г.Р. Державин характеризует высказанные им мысли как важные и возвышенные. Ключевые слова для описания его мыслей - мораль, справедливость, ответственность, суд, смерть.

7. Как вы понимаете концовку стихотворения?

В концовке стихотворения автор обращается к богу с просьбой прийти и судить правителей, подчеркивая неизбежность суда и моральной ответственности.

8. Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль.

Риторические фигуры в стихотворении:

Эпифора (повторение слова "боже" в начале трех строк) - усиление обращения к богу и подчеркивание мольбы.
Анафора (повторение слов "ваш долг" в начале трех строк) - усиление идеи о моральной обязанности правителей.
Риторический вопрос ("Доколе, рек, доколь вам будет...") - обращение к читателю, призыв к размышлению.
Эпитеты ("неправедных и злых", "благословенны", "блаженство") - украшение речи и усиление эмоциональной окраски.

9. Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют?

Художественные средства:

Повторы (повторение слов "боже" и "ваш долг") - усиление акцента на важности идей.
Сравнения ("как ваш последний раб умрет") - создание образов и аллегорий.
Метафоры ("Земных богов", "высшим судьей") - перенос значения слов.
Эпитеты ("вознаграждение", "неправедных и злых", "сильных", "бессильных") - придание красочности и эмоциональности.

10*. Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова.

- Высокий стиль речи.
- Соблюдение структуры и ритмической организации стихотворения.
- Использование аллегорических образов и метафор.
- Стремление к выражению возвышенных моральных идей.

11*. Найдите элементы классицизма в стихотворении.

Сходство с одой М.В. Ломоносова в том, что оба поэта используют высокий стиль и структурированные стихи для выражения важных идей. Различие заключается в том, что стихотворение Державина ближе к лирической поэзии, более эмоциональное и личное, в то время как оды Ломоносова чаще имеют научно-популярное направление и описывают великие события и явления.

12. Выучите стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям» наизусть и прочитайте его выразительно. Послушайте стихотворение в исполнении чтеца.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 58-79