Страница 28
Вопросы и задания
1. Прочитайте балладу А.К. Толстого «Илья Муромец».
2. Объясните значения слов и словосочетаний: бряцает, булава; богатые сени; нутро.
Бряцает - это глагол, который описывает звук, издаваемый множеством металлических или твердых предметов, сталкивающихся или двигающихся друг относительно друга с характерным звонким звуком. Например: "Когда он двигался, его ключи на поясе бряцали."
Булава - это существительное, которое обозначает короткий, тяжелый, часто металлический предмет, используемый как оружие или символ власти. В религиозном или церемониальном контексте, булава может служить символом духовной или мировой власти. Также она может быть использована как декоративный элемент в украшениях или нарядах.
Богатые сени - это словосочетание, которое описывает, что сени (навес или крыльцо) принадлежат или принадлежали богатым людям. Это может означать, что сени обильно украшены или обставлены предметами роскоши, такими как драгоценности или дорогие мебель и украшения.
Нутро - это существительное, которое обозначает внутренние органы или полости внутри тела, такие как желудок, кишечник и др. Оно также используется в переносном смысле для обозначения глубоких или скрытых чувств, мыслей или чувственных переживаний человека. Например: "Он чувствовал бурю эмоций своим нутром."
3. На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?
В характере былинного богатыря Ильи Муромца, по мнению автора былин, прежде всего обращается внимание на его ворчливость, неприхотливость и гордость. Эти черты характера помогают создать образ Ильи Муромца как сильного и независимого героя, способного справляться с трудностями и противниками.
4. Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида?
Илья Муромец "ворчит сердито" и чувствует обиду по отношению к князю Владимиру, потому что он видит, что князь и его придворные проводят время в пированиях и развлечениях, не придавая должного значения заботам о народе и о защите страны. Для Ильи Муромца главным является служение Руси и защита её от внешних угроз. Его неприхотливый характер и готовность жертвовать личным комфортом и удовольствиями делают его богатырём, который несёт ответственность за благополучие своей страны. Таким образом, Илья Муромец испытывает обиду на князя и придворных из-за их беззаботности и невнимания к реальным проблемам народа и государства.
5. Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»?
Илья Муромец чувствует, что ему становится "душно в Киеве" и "киснет кровь" оттого, что он находится в городе, в окружении княжеской роскоши и праздности. Его душа принадлежит природе и битвам, а не забавам и балам. В Киеве он чувствует себя чужим среди молодых богатырей, которые больше увлекаются женщинами и весельем, чем настоящими подвигами. Илья Муромец жаждет свободы и приключений, поэтому ему не хватает воздуха и простора в стенах княжеского города. Эта неудовлетворенность и желание вернуться к природе и боевым подвигам заставляют его покинуть Киев и отправиться в дальние походы.
6. Что и почему заставило «старика» «просветлеть»?
Илья Муромец "просветлел" или пришел к пониманию того, что для него важнее всего - это свобода и бескрайние просторы природы. Вначале, после покида княжеского двора и ухода от князя Владимира, он мог чувствовать гнев и разочарование из-за того, что его служба и жизнь в городе Киеве оказались не такими, какие он ожидал. Он не нашел для себя места среди молодых богатырей, которые предпочитали веселье и балы.
Однако, после некоторого времени проведенного в природе и совершения диких битв, Илья Муромец осознал, что его душе необходимы просторы, свобода и настоящие подвиги. Эта жажда свободы и приключений "просветлила" его, заставив понять, что его истинное место находится вне стен города, в дикой природе и на боевых походах. Таким образом, он обрел ясное понимание собственных ценностей и стал верным своей природе, продолжая свой путь как настоящий богатырь и защитник Руси.
7*. Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его баллада отличается от первоисточника?
А.К. Толстой обращается к былинам с целью создания литературного произведения, которое поднимет социальные и моральные вопросы его времени, а также покажет, что прошлое и его героизм, вмешательство в него современных ценностей, оказывают влияние на настоящее. Он использует былину как своеобразный аллюзивный источник, чтобы провести параллель между давними событиями и современной эпохой.
Отличие баллады Толстого, например, от баллады Лермонтова или произведений Гоголя, заключается в том, что Толстой не только ищет героические образы в прошлом, но и акцентирует внимание на том, что прошлое и его негативные аспекты, такие как социальное неравенство, жестокость и несправедливость, всё ещё сказываются на современном обществе. Он пытается показать, что проблемы и ужасы прошлого, хоть и изменяют форму, но до сих пор присутствуют в жизни людей.
Толстой, таким образом, использует былину и историческую перспективу не только для создания героических образов, но и для поднятия актуальных социальных и моральных вопросов своего времени и для акцентирования необходимости перемен и обновления в обществе.
8. Послушайте выразительное чтение баллады. Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать характер героя?
Страница 36
1. Характерным признаком народных песен является наличие постоянных эпитетов. Они прочно прикрепляются к определённым словам и повторяются в различных песнях. Выпишите из приведённых песен словосочетания с постоянными эпитетами.
Из приведенных песен можно выделить следующие словосочетания с постоянными эпитетами:
Масленница дорогая Высок терем Молодочка молодая Сизая голубка Во сыром бору Сизовым крылом Ситцевым платком Дорожка наторенная Красной девки Сударушка любезная Девчонка зарученная Молодой солдат Эти эпитеты являются характерными для народных песен и часто повторяются в различных текстах, придавая им определенную образность и эмоциональное насыщение.
2. Одной из примет народной песни являются повторы. Внимательно рассмотрите образцы приведённых песен. Выпишите повторы. Какую роль они играют?
Повторы в народных песнях играют важную роль, усиливая эмоциональную выразительность и ритмичность текста, а также подчеркивая особенности обрядового характера исполнения. В данной колядной песне присутствуют следующие повторы:
"девочки, колядки" - повторяется для подчеркивания участия девочек в колядовании и создания ритмической структуры.
"грядки, ладки" - повторяются для создания звуковой и смысловой игры в тексте и, возможно, для обозначения тематики обряда (колядования в саду).
Эти повторы способствуют созданию особой атмосферы и выделению ключевых элементов обряда в песне.
3. Какую из приведённых лирических песен исполнял юноша, а какую пела девушка? Аргументируйте свой ответ.
Первая песня, где рассказывается о том, что девушке "тошно, матушка, да весною жить одной," и она ждет молодца, более подходит для исполнения девушкой, так как она выражает ожидание и нежность, что характерно для женской лирики.
Вторая песня, где юноша жалуется на несчастную любовь и то, что его возлюбленная ушла к другому, более подходит для исполнения юношей, так как текст выражает мужскую точку зрения и эмоции.
4. Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической?
Лиро-эпическая поэзия сочетает в себе как лирические элементы, выражающие чувства, эмоции и личные переживания персонажа, так и эпические элементы, рассказывающие о событиях, действиях и сюжете. В этом типе поэзии обычно присутствует какой-то повествовательный элемент, рассказ о действиях или событиях, но при этом также проявляются эмоции и чувства персонажей.
Лирическая поэзия, напротив, сосредотачивается на выражении эмоций, чувств и переживаний одного или нескольких лирических персонажей. Она не стремится рассказать историю или события, а скорее фиксирует моментальные состояния, внутренние переживания и отражения автора или персонажей.
5*. Познакомьтесь с текстами других народных песен. К какому виду народных песен они относятся?
Страница 40
Возвращаясь к теме
Какие фрагменты из «Повести временных лет» вы уже читали? Какие события в них отражены?
Напишите о том, что уже прочитали.
1. Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?
"Повесть временных лет" стала называться так из-за специфики её структуры и содержания. Этот текст представляет собой древнюю русскую летопись, которая была записана в разные периоды и разными авторами. Она охватывает события от времени создания мира до конца XII века.
По своей природе "Повесть временных лет" не является стандартной хроникой, в которой события располагаются в хронологическом порядке. Этот текст более похож на повествовательную хронику, в которой события объединены тематически или по сюжетам. Он также содержит элементы легенд, сказок, былин и других литературных жанров, что делает его богатым по структуре и содержанию.
Название "Повесть временных лет" подчеркивает не только его хронологический характер, но и смысловое разнообразие произведения. Это не просто хроника событий, но и повествование о жизни и обычаях древних русских, о легендах и сказаниях того времени. Это важное культурное наследие, которое помогает нам понять историю и культуру древней Руси.
2. В чём состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»?
Возвышенный стиль и монументальный историзм: "Повесть временных лет" действительно обладает возвышенным стилем и монументальным подходом к представлению исторических событий. Она рассматривает древнюю историю Руси как важное национальное достояние и подчеркивает важность и славу событий и правителей прошлого. Этот стиль создает ощущение величия и важности прошлого для современных читателей.
Инверсия и специфическая лексика: В "Повести временных лет" присутствуют характерные структуры предложений, использующие инверсию, что придает тексту официальность и торжественность. Кроме того, здесь активно употребляется специфическая лексика, включая древние термины, которые могут быть незнакомы современным читателям.
Народные предания и легенды: В "Повести временных лет" часто встречаются упоминания народных преданий и легенд, что добавляет тексту мистическую и мифологическую составляющую. Эти элементы народной культуры придают произведению своеобразие и помогают оживить исторические события.
Сюжетная структура: "Повесть временных лет" не имеет строгой хронологической последовательности событий, а скорее представляет разрозненные сюжеты и исторические фрагменты. Это позволяет летописцам подчеркнуть важность отдельных событий и личностей, создавая яркие характеристики.
Морализация и нравоучение: Текст "Повести временных лет" часто включает элементы нравоучения и морализации, что делает его не только историческим документом, но и произведением, направленным на воспитание читателей и передачу норм и ценностей.
3. О чём заботились летописцы при создании своего труда?
Они заботились о нескольких ключевых аспектах при создании своих трудов:
Сохранение исторической памяти: Летописцы стремились сохранить и передать будущим поколениям знания о важных исторических событиях, правителях, важных датированных событиях и значимых фигурах. Это позволяло сохранить историческую память и идентичность народа.
Собирание и организация информации: Они аккумулировали и систематизировали различные источники информации, такие как устные рассказы, документы, легенды, истории о предках, архивы и др. Это помогало им создавать более полные исторические хроники.
Создание исторических нарративов: Летописцы уделяли внимание не только фактам, но и созданию художественных исторических нарративов. Они пытались придать своим хроникам эпический и монументальный характер, чтобы усилить чувство важности и героизма событий.
Морализация и нравоучение: В некоторых случаях летописцы внедряли в свои записи элементы морализации и нравоучения, подчеркивая важность верности, чести, добродетелей и наказания для тех, кто нарушал общественные нормы.
Поддержание легитимности власти: Летописцы часто служили при дворах князей и других правителей, и они заботились о поддержании легитимности власти. Это могло привести к искажению определенных событий или оценок в их записях в пользу правящей династии.
Страница 42
1. Запишите ключевые слова, которые понадобятся вам для близкого к тексту пересказа этого фрагмента из «Повести временных лет».
Ключевые слова: Олег, конь, ездить, умереть, нога, череп, змея, ужалить
2. Как вы думаете, зачем Олег поехал смотреть на кости своего коня?
Олег поехал смотреть на кости своего коня, потому что предсказание гласило, что он умрет от своего любимого коня. Когда он узнал, что его новый конь был убит, он решил проверить предсказание и посмотреть на кости своего старого друга. В результате он убедился, что предсказание оказалось верным, и это вызвало у него смешанные чувства, включая горе и разочарование в предсказателе.
3. Как в этом летописном отрывке раскрыта тема судьбы? Можно ли основной идеей считать мысль о неизбежности того, что предначертано человеку? Аргументируйте свой ответ.
В данном летописном отрывке тема судьбы раскрывается через два ключевых события: предсказание о смерти от коня и собственно смерть Олега. Предсказание говорит о неизбежности того, что предначертано человеку, что его жизнь может быть определена некими надеждами или предрешена некими обстоятельствами. В случае Олега, он избегает смерти от коня, слушая предсказание и меняя своего коня. Однако его судьба оказывается связанной с укусом змеи, и, как оказалось, ему не избежать этой смерти, даже если он избегает смерти от коня.
4. «“Повесть временных лет” сдержанна и немногословна», — пишет Т.Н. Михельсон. Подтвердите этот тезис характеристикой языка летописной записи «...И вспомнил Олег коня своего...».
Страница 50
1. Подготовьте развёрнутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Для своего рассказа заранее подберите и запишите ключевые слова и словосочетания.
В "Повести..." меня более всего тронула судьба Февронии, о ней я хочу написать свой рассказ.
Уже при первом знакомстве личность Февронии привлекла мое внимание: посмотрите, как она говорит - каждая ее фраза - загадка. Княжеский служка ни слова не мог понять из ее речи, пока она не объяснила ему. Однако Феврония твердо знает, что ей нужно, а нужно ей немного, будучи убежденной в том, что она - лучшая жена для князя Петра, она твердо идет к своей цели и добивается ее.
Но, даже став княгиней, Феврония ведет себя скромно и благочестиво. Она уважительно относится к своему мужу, к окружавшим ее боярам. Даже, когда те жестоко выдворяют ее из Мурома, она смиренно уходит, согласившись оставить город, если ее драгоценный супруг последует вместе с ней.
Трудности, лишения - ничто не может вывести ее из себя. Она точно знает - ее судьба навечно связана с Петром, с ним она хочет жить и с ним она хочет быть похороненной.
Такая преданность супругу без желания раствориться в нем, кажется мне единственно верным, православным подходом к браку. Может быть, поэтому история о Петре и Февронии смогла пережить века и до сих пор привлекает христиан всего мира своей поразительной чистотой и святостью.
2. Разделите «Повесть...» на части. Найдите в каждой части элементы фабулы.
"Повесть о Петре и Февронии Муромских" можно разделить на следующие части:
Часть первая: В этой части рассказывается о змее, который приходит к невестке Петра в образе ее мужа и как Петр убивает этого змея, но заболевает из-за попавшей на него крови змея.
Часть вторая: Князь Петр ищет лекаря для своего заболевания. Он встречает Февронию и она соглашается помочь ему, но ставит условие - он должен жениться на ней. После успешного лечения Петр отказывается от своего обещания и его болезнь возвращается. Однако Феврония вновь лечит его, и они вступают в брак.
Часть третья: Муромские бояре выгоняют Февронию из города вместе с мужем. После этого бояре не могут справиться с управлением городом и решают пригласить Февронию обратно.
Часть четвертая: В конечной части повести описывается смерть Петра и Февронии и их похороны, после чего их тела обнаруживают в одном гробу.
Элементы фабулы в каждой из частей включают в себя события и действия, которые развивают сюжет и характеры героев.
3*. Подумайте, почему Феврония ставит условие: для окончательного излечения Петра ей необходимо стать его женой? Размышление над этим вопросом поможет вам глубже понять образ мудрой святой святой.
Возможно, Феврония пришла к такому решению по нескольким причинам:
Духовное лечение: Феврония видела, что проблемы Петра не только физического, но и духовного характера. Она могла почувствовать, что его душа нуждается в исцелении и спасении, и она могла видеть в браке с ней духовное спасение для князя. С точки зрения христианской веры, брак является священным союзом, способствующим духовному росту и спасению душ.
Любовь и преданность: Феврония могла искренне полюбить Петра и желать быть с ним навсегда. Ее предложение выйти замуж за него могло отражать ее чувства и преданность князю.
Символизм и вера: Феврония как святая женщина могла видеть в своем браке с Петром символический смысл и верить, что через этот союз они могут служить Богу и распространять христианскую веру. Брак мог быть для них путем к духовному совершенствованию и миссии спасения других.
4. Объясните значения данных слов: чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.
Чадолюбивые - это слово описывает людей или существ, которые любят и заботятся о своих детях. "Чадо" здесь означает ребенка, поэтому "чадолюбивые" - это те, кто заботится о благополучии и будущем своих детей.
Искони - это старинное слово, которое означает "со времен начала" или "с самых давних времен". Оно указывает на прошлое, на какое-то давнее время.
Лукавый обманщик - это описание человека, который использует хитрость и ложь, чтобы обмануть других. Слово "лукавый" указывает на зловещее или скрытое намерение.
Поведали - это глагол, означающий "рассказать" или "сообщить". Это действие передачи информации или истории.
Пронырство - это качество или способность быть очень хитрым, ловким и умелым в достижении своих целей, часто через хитрость или обман. Это может быть свойственно человеку, который умеет выкручиваться из сложных ситуаций.
Дивился - это форма глагола "дивиться", что означает "удивляться" или "восхищаться". Это действие, когда кто-то испытывает удивление или восхищение по отношению к чему-то.
Наветы - это пустые разговоры, сплетни или клевета, часто распространяемые о ком-то для нанесения вреда и порочащие чей-то репутацию. Это может быть ложной информацией, передаваемой с целью навредить кому-то.
5. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какие чудеса совершались неоднократно при жизни и после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этих чудес? Какие эпизоды можно считать символическими?
История святых Петра и Февронии связана с множеством чудес и атрибутов, как при их жизни, так и после смерти. Некоторые из этих чудес и символические моменты включают:
Общий гроб: Самое известное чудо связано с тем, что святые хотели быть похороненными вместе. Это символично отражает их единство в браке и желание остаться вместе даже после смерти. Когда люди по ошибке не соблюли их завещания и похоронили их отдельно, обнаружилось, что их гробы оказались пустыми, и тела святых находились в общем гробу. Это чудо подчеркивает святость и непередвижность их образа.
Достоинство брака, любви и верности: Жизнь и святость Петра и Февронии служат символом идеального брака, где любовь и верность являются ценностями превыше всего. Чудеса, происходящие вокруг них, подчеркивают сакральность их союза.
Долгожданная смерть друг друга: Святые жили долгую жизнь, дожидаясь смерти друг друга, и желая умереть в один момент. Это символизирует их взаимную привязанность и желание уйти в мир иной вместе.
Создание общего гроба: Петр и Феврония, желая быть вечно вместе, создали общий гроб, что также подчеркивает их взаимную привязанность и желание сохранить свой союз в посмертной жизни.
6. Можно ли сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте своё суждение.
Да, можно сказать, что Петр и Феврония защищали свои чувства во время жизни и после смерти. Во время жизни они боролись за свою любовь и верность друг другу, отказавшись от богатства и власти ради сохранения своей близкости. Они проявили выдающуюся преданность и верность своим чувствам, несмотря на трудности и препятствия, созданные боярами и окружающими.
После смерти они продолжили защищать свою любовь и чувства через чудесное явление, которое не позволило разлучить их даже после смерти. Их тела были неоднократно разносимы по разным храмам, но всегда оказывались рядом вместе. Это явление свидетельствует о том, что даже в смерти их связь и преданность друг другу были непоколебимыми.
Их отношения стали примером для многих людей и символом истинной любви и верности. Они продолжают вдохновлять верующих своим образом и чудесами, защищая свою историю и чувства на протяжении многих веков.
7. В чём духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии»? Определите идею произведения.
Главная идея произведения заключается в идеале супружеской верности и духовной связи между мужем и женой. Эта повесть на примере Петра и Февронии демонстрирует, что идеальный брак может быть построен на взаимной любви, доверии и верности друг другу.
Супруги Петр и Феврония служат образцом идеального семейного союза, где их духовные качества и нравственность являются основой отношений. Они проявляют пример верности в тяжелые времена, когда были разделены друг от друга, и даже после смерти остаются вместе, символизируя вечное единство.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что настоящая семейная радость и долгосрочное счастье могут быть достигнуты только через взаимную любовь, верность и духовное сближение между супругами.
8. Вы уже наверняка обратили внимание на некоторое сходство произведений древнерусской литературы и фольклора. Как это сходство отразилось в тексте «Повести о Петре и Февронии»?
Послушайте фрагмент произведения и подготовьте развёрнутый ответ.
В произведении присутствуют множество мотивов и элементов, характерных для древнерусской фольклорной традиции:
Присутствие сказочных персонажей, таких как змей в образе князя Павла. Это является типичным элементом сказки, где часто встречаются волшебные существа и трансформации персонажей.
Сказочный мотив волшебных предметов, таких как волшебный меч и ткацкий станок. В сказках часто встречаются предметы, обладающие магическими свойствами или способные выполнять задачи, которые кажутся невыполнимыми.
Загадки и испытания, которые Феврония предлагает князю, также являются стандартным сюжетным элементом сказки, где герои должны проявить свою сообразительность и мудрость, чтобы преодолеть трудности.
Воссоединение умерших супругов в одном гробу, как чудесное явление, также относится к мотивам сказки, где часто встречается воскрешение умерших персонажей.
9*. В чём основные различия произведений устного народного творчества и древнерусских текстов?
Устное народное творчество передается устно из поколения в поколение и изменяется по мере передачи. Это оральная традиция, в то время как древнерусские тексты фиксированы в письменной форме и сохраняют свою структуру и форму на протяжении времени.
Устное народное творчество часто связано с музыкой и песнями. Многие народные баллады, сказки и легенды сопровождаются музыкальным сопровождением. Древнерусские тексты могут быть лишены музыкальной составляющей.
Устное народное творчество часто отражает менталитет и обычаи народа, его верования и жизненный опыт, в то время как древнерусские тексты, особенно церковные, имеют более формализованный и религиозно-моральный характер.
Устное народное творчество, такое как народные сказки и баллады, часто ориентировано на развлечение и развлекательный характер. Древнерусские тексты могут быть написаны с более серьезными целями, такими как образование, моральное воспитание и религиозное просвещение.
10. «Повесть о Петре и Февронии» написана русским писателем XVI века Ермолаем (Еразмом). Чем отличается это произведение от летописной записи из «Повести временных лет»?
Цель и характер произведений: "Повесть о Петре и Февронии" написана с целью пропаганды духовных и моральных ценностей, она описывает жизнь святых и служит для нравственного воспитания и вдохновения. В то время как "Повесть временных лет" - это древняя хроника, в которой фиксируются исторические события и деяния различных правителей и народов.
Жанр: "Повесть о Петре и Февронии" - это святочная повесть, близкая к жанру жития святых. "Повесть временных лет" - это историческая хроника, близкая к жанру летописи.
Содержание: "Повесть о Петре и Февронии" рассказывает о жизни и чудесах святых Петра и Февронии, подчеркивая их добродетели и благочестие. "Повесть временных лет" фиксирует исторические события, политические перемены и войны.
Стиль: "Повесть о Петре и Февронии" обладает более лирическим и религиозным стилем, в то время как "Повесть временных лет" имеет более официальный и хронологический стиль.
11*. В 5 классе вы познакомились с определением древнерусской повести и знаете, что так иногда называли жития — письменные рассказы о жизни святых. Подумайте, можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием.
Повесть о Петре и Февронии Муромских" обладает рядом черт, характерных для житий святых. Она содержит элементы святости и морального наставления, а также описывает поступки и чудеса, которые ассоциируются с житиями святых.
Традиционно жития начинаются с рассказа о рождении и ранней жизни святого, включая его преодоление мирских искушений. В "Повести о Петре и Февронии", такие моменты могут отсутствовать или быть описаны более свободно.
Тем не менее, в этом произведении прослеживается стремление прославить святых Петра и Февронию, и оно включает в себя элементы святости, морального учения и чудесных событий, характерных для житий. Таким образом, можно сказать, что "Повесть о Петре и Февронии Муромских" представляет собой смешение разных литературных жанров и стилей, включая элементы жития, сказки и исторической повести.