Страница 28 Вопросы и задания 1. Прочитайте балладу А.К. Толстого «Илья Муромец». 2. Объясните значения слов и словосочетаний: бряцает, булава; богатые сени; нутро. 3. На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт? 4. Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида? 5. Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»? 6. Что и почему заставило «старика» «просветлеть»? 7*. Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его баллада отличается от первоисточника? 8. Послушайте выразительное чтение баллады. Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать характер героя? Страница 36 1. Характерным признаком народных песен является наличие постоянных эпитетов. Они прочно прикрепляются к определённым словам и повторяются в различных песнях. Выпишите из приведённых песен словосочетания с постоянными эпитетами. 2. Одной из примет народной песни являются повторы. Внимательно рассмотрите образцы приведённых песен. Выпишите повторы. Какую роль они играют? 3. Какую из приведённых лирических песен исполнял юноша, а какую пела девушка? Аргументируйте свой ответ. 4. Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической? 5*. Познакомьтесь с текстами других народных песен. К какому виду народных песен они относятся? Страница 40 Возвращаясь к теме Какие фрагменты из «Повести временных лет» вы уже читали? Какие события в них отражены? Вопросы и задания 1. Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»? 2. В чём состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»? 3. О чём заботились летописцы при создании своего труда? Страница 42 Вопросы и задания 1. Запишите ключевые слова, которые понадобятся вам для близкого к тексту пересказа этого фрагмента из «Повести временных лет». 2. Как вы думаете, зачем Олег поехал смотреть на кости своего коня? 3. Как в этом летописном отрывке раскрыта тема судьбы? Можно ли основной идеей считать мысль о неизбежности того, что предначертано человеку? Аргументируйте свой ответ. 4. «“Повесть временных лет” сдержанна и немногословна», — пишет Т.Н. Михельсон. Подтвердите этот тезис характеристикой языка летописной записи «...И вспомнил Олег коня своего...». Страница 50 Вопросы и задания 1. Подготовьте развёрнутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Для своего рассказа заранее подберите и запишите ключевые слова и словосочетания. 2. Разделите «Повесть...» на части. Найдите в каждой части элементы фабулы. 3*. Подумайте, почему Феврония ставит условие: для окончательного излечения Петра ей необходимо стать его женой? Размышление над этим вопросом поможет вам глубже понять образ мудрой святой святой. 4. Объясните значения данных слов: чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы. 5. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какие чудеса совершались неоднократно при жизни и после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этих чудес? Какие эпизоды можно считать символическими? 6. Можно ли сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте своё суждение. 7. В чём духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии»? Определите идею произведения. 8. Вы уже наверняка обратили внимание на некоторое сходство произведений древнерусской литературы и фольклора. Как это сходство отразилось в тексте «Повести о Петре и Февронии»? Послушайте фрагмент произведения и подготовьте развёрнутый ответ. 9*. В чём основные различия произведений устного народного творчества и древнерусских текстов? 10. «Повесть о Петре и Февронии» написана русским писателем XVI века Ермолаем (Еразмом). Чем отличается это произведение от летописной записи из «Повести временных лет»? 11*. В 5 классе вы познакомились с определением древнерусской повести и знаете, что так иногда называли жития — письменные рассказы о жизни святых. Подумайте, можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием.