Любите читать! Страница 4 Вопросы и задания 1. Какие основные мысли о книге и чтении заключены в статье Д.С. Лихачёва? Сформулируйте их или оформите в виде развёрнутого плана. 2. Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение? 3. Настоящее чтение, по Д.С. Лихачёву, «возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что-то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия) ...». Значит ли это, что произведения, включённые в школьную программу, «неинтересное чтение»? Свой ответ аргументируйте. 4. Просмотрите внимательно учебник. Произведения каких любимых вами писателей вы здесь нашли? 5. «Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени». Какие произведения классической литературы, прочитанные вами ранее, не оставили вас равнодушными? 7. Изучение творческого процесса писателя, истории создания текста — увлекательнейшее научное занятие. Этим проблемам посвящена особая филологическая дисциплина — текстология. Разработкой её принципов занимались многие учёные, в том числе Д.С. Лихачёв. Познакомьтесь с выдержками из его статьи «Задачи текстологии». После прочтения сформулируйте, как вы понимаете, что такое текстология. БЫЛИНЫ Страница 14 Вопросы и задания 1. Составьте тезисный план статьи В.П. Аникина по образцу плана статьи Б.Н. Путилова. 2. Попытайтесь дать определение былины, введя в него слово героический. 3. Черты каких былинных персонажей угадываются на картине В.М. Васнецова «Богатыри» Страница 16 Вопросы и задания 1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная». 2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича? 3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей? 4. В чём глубокий иносказательный смысл былины? 5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении? 6*. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией? 7. Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям. Живое слово 1. Устно нарисуйте портрет одного из богатырей, знакомых вам по прочитанным произведениям. 2. Картины каких художников, посвящённые русским богатырям, вы знаете? Расскажите об одной из них. Вы можете подготовить к своему выступлению компьютерную презентацию с репродукциями и необходимыми комментариями. Страница 25 Илья Муромец и Соловей-разбойник 1. К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют? 2. Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют? 3. Объясните значения слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки. Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах. 4. Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план. 5. Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа — 6*. Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определённый размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?