Любите читать!
Страница 4
Вопросы и задания
1. Какие основные мысли о книге и чтении заключены в статье Д.С. Лихачёва? Сформулируйте их или оформите в виде развёрнутого плана.
В статье Д.С. Лихачёва "Любите читать!" выдвигается идея о необходимости развития интеллекта через чтение книг. Любой человек обязан самовоспитываться и выработать любовь к чтению. Важно читать с интересом, следуя подготовленной программе, и избегать поверхностного "скорочтения", чтобы не создавать лишь видимость знаний.
2. Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение?
"Незаинтересованное", но интересное чтение – это чтение, которое не связано с обязательствами или велением моды. Такое чтение позволяет развиваться и расширять кругозор, так как оно основано на личном интересе и удовольствии.
3. Настоящее чтение, по Д.С. Лихачёву, «возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что-то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия) ...». Значит ли это, что произведения, включённые в школьную программу, «неинтересное чтение»? Свой ответ аргументируйте.
Д.С. Лихачёв считает, что настоящее чтение возможно только тогда, когда оно приносит удовольствие, а не является обязательством или модным трендом. Школьные произведения могут быть интересными, но важно читать их с удовольствием, чтобы они действительно приносили пользу.
4. Просмотрите внимательно учебник. Произведения каких любимых вами писателей вы здесь нашли?
Из учебника мне предстоит изучать произведения Пушкина и Гоголя.
5. «Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени». Какие произведения классической литературы, прочитанные вами ранее, не оставили вас равнодушными?
Классические произведения, выдержавшие испытание временем, оставили на меня глубокое впечатление. Роман "Отцы и дети" Тургенева, произведение Грибоедова "Горе от ума" и "Кавказский пленник" Саши Белого поразили своей уникальностью и интересным сюжетом. В них я нашел романтику, споры и множество других увлекательных элементов, которые сделали их незабываемыми.
6. Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
Да, я согласен с утверждением Д.С. Лихачёва о том, что для чтения одной классики мало. Это утверждение имеет важное практическое значение. Классическая литература действительно представляет ценный контекст и глубокие истины, но мир не стоит на месте, и современная литература обращает наше внимание на актуальные проблемы и реалии современности.
Классические произведения помогают нам понять культурные и исторические аспекты, но современная литература раскрывает перед нами текущие социальные, эмоциональные и моральные вопросы. Чтение современных авторов позволяет лучше понимать наше время, а также развивать критическое мышление и аналитические способности.
7. Изучение творческого процесса писателя, истории создания текста — увлекательнейшее научное занятие. Этим проблемам посвящена особая филологическая дисциплина — текстология. Разработкой её принципов занимались многие учёные, в том числе Д.С. Лихачёв. Познакомьтесь с выдержками из его статьи «Задачи текстологии». После прочтения сформулируйте, как вы понимаете, что такое текстология.
Текстология - это научное направление, изучающее тексты как особую форму коммуникации и понимания информации. Она фокусируется на анализе текстов с точки зрения их структуры, содержания, контекста, стилевых особенностей и смысловых нюансов. Текстология стремится раскрывать внутренние связи между элементами текста и его контекстом, а также исследовать способы, которыми авторы строят свои высказывания для передачи информации, идей и эмоций.
БЫЛИНЫ
Страница 14
1. Составьте тезисный план статьи В.П. Аникина по образцу плана статьи Б.Н. Путилова.
2. Попытайтесь дать определение былины, введя в него слово героический.
Былина - это героический народный эпос, характерный для русской и других славянских культур. Он представляет собой жанр устной народной поэзии, в котором описываются подвиги и приключения героических личностей, выступающих в качестве защитников своей земли, народа и чести. В былинах герои совершают подвиги, сражаются с монстрами и врагами, проявляют силу, мужество и выдающиеся личные качества. Этот жанр отражает национальную историю, культуру и ценности, а также укрепляет патриотические чувства у слушателей.
3. Черты каких былинных персонажей угадываются на картине В.М. Васнецова «Богатыри»
В картине В.М. Васнецова "Богатыри" черты былинных персонажей явно угадываются. Эта картина излучает атмосферу русской эпической поэзии и демонстрирует выдающихся героев русской народной мифологии. Черты героев, таких как Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович, отражены в их мощных физических формах, героических позах и характерных атрибутах. Добрыня Никитич изображен с доспехами и щитом, Илья Муромец с молотом и Алёша Попович с копьем. Все они символизируют силу, мужество и непоколебимую верность своей земле и народу. Картина передает величие и героизм былинных персонажей, воплощая дух национальной истории и культуры.
Страница 16
1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная».
2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
Богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича из-за присутствия элемента волшебства и символики в этой истории. Микула Селянинович представляет собой не просто обычного селянина, а символ силы русской земли, воплощение земли-матушки. Его способность идти пешком, несмотря на тяжелую сумку, и оставаться недосягаемым для богатыря Святогора связана с магическими аспектами и символизмом русской мифологии.
3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?
Былину "Святогор и тяга земная" можно разделить на две части, каждая из которых выражает свою основную мысль.
В первой части былины главная мысль заключается в утверждении сильной связи человека с его родной землей и родным краем. Герой Святогор, могучий и сильный, хотя и желает уехать в чужие страны, оказывается неспособным подняться над своей землей. Это символизирует неразрывную связь человека с его родным краем, любовь к которому не позволяет ему покинуть его даже в поисках чего-то нового. Главная мысль первой части былины - важность родной земли и привязанности к ней.
Во второй части былины основная мысль связана с предопределенностью судьбы и неизбежностью жизненного пути каждого человека. Описывая судьбу героя Святогора, которому суждено умереть, главная мысль второй части заключается в том, что судьбу нельзя избежать. Независимо от силы и стойкости, смерть и судьба настигнут каждого человека. Важно принять свою судьбу с достоинством и силой, несмотря на неизбежность ее исполнения.
4. В чём глубокий иносказательный смысл былины?
Глубокий иносказательный смысл былины заключается в метафорическом и символическом представлении определенных идей, ценностей или универсальных истин через конкретные образы и сюжеты. В контексте былин, как исторических и литературных памятников, этот смысл может быть разнообразным и подвержен различным интерпретациям.
В случае с былиной о Святогоре, иносказательный смысл может быть понят в разных контекстах:
Символический смысл: Святогор как символ Русской земли, ее мощи и духовной силы, которая неразрывно связана с человеком и его судьбой. Несмотря на огромную мощь и силу, Святогор не может подняться с земли, что может символизировать невозможность человеку освободиться от своих корней и связей с родным краем.
Судьба и смерть: Святогор может быть интерпретирован как воплощение неразрывной связи человека с судьбой и неизбежностью смерти. Он не может подняться, побороть "тягу земную", что может указывать на то, что смерть и судьба неизбежно настигнут каждого человека, неважно какой он могущественный и сильный.
Смирение перед вечным: Святогор также может быть символом человеческой скромности перед великим и вечным, что несмотря на все человеческие попытки и достижения, земля и величие вселенной остаются непостижимыми и неуловимыми.
5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?
В данной былине "Святогор и тяга земная" использованы следующие примеры гиперболы:
"Выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее…" - здесь говорится о том, что Святогор очень высок и могуч, его рост преувеличивается до такой степени, что он выше даже высоких лесов.
"По колена в землю угряз" - это усиливает впечатление о том, насколько глубоко Святогор ушел в землю, изображая его как могучую силу, способную погрузиться на колено в грунт.
"Реки, моря перескакивать, Широкия раздолья промеж ног пущать" - это создает образ невероятной ловкости и мощи, позволяющей Святогору преодолевать огромные расстояния, а также расширять ноги настолько, чтобы пропустить реки и моря.
"Тридцать лет лежит во гноище" - здесь описывается немощь и уродство Святогора в его болезненном состоянии, преувеличивая степень его страдания и бессилия.
С помощью приема гиперболы в произведении подчеркивается и усиливается величие, сила и мощь богатырей, а также выражается их необычность и уникальность в контексте обыденной реальности.
6*. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?
Термин "тяга земная" отражает принцип, что всё, что существует на земле, обладает своей особой силой, дарованной землей, и этот принцип имеет свои корни в славянской мифологии. Святогор, попытавшийся покинуть землю и подняться в небесные сферы, стал символом попытки достичь недостижимого, связать себя с небесными силами. Это сопряжено с мифологической идеей о взаимодействии между человеком и божественными силами через посредничество богатырей.
7. Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.
Живое слово
1. Устно нарисуйте портрет одного из богатырей, знакомых вам по прочитанным произведениям.
Давайте рассмотрим портрет Ильи Муромца. Это высокий и могучий мужчина с массивными плечами и сильными руками. Его черные волосы и борода с проседью придают ему вид богатыря с многолетним опытом и мудростью. Глаза Ильи Муромца светятся живым огнем решительности и готовности к борьбе. Его лицо выражает глубокую сосредоточенность и решимость справиться с любым испытанием. На его одежде видны следы сражений и приключений, что подчеркивает его героическую историю. В руках Ильи видны мощные оружия – меч и щит, готовые защищать его народ и Родину. В целом, его внешний вид отражает мужественность, силу духа и готовность сражаться за справедливость.
2. Картины каких художников, посвящённые русским богатырям, вы знаете? Расскажите об одной из них. Вы можете подготовить к своему выступлению компьютерную презентацию с репродукциями и необходимыми комментариями.
"Богатыри" и "Богатырский скок" Виктора Васнецова: Эти картины представляют из себя выразительные и символичные образы богатырей. "Богатырский скок" изображает богатыря, стремительно преодолевающего препятствия, подчеркивая его силу и доблесть. "Богатыри" показывает троих богатырей, передавая их героический характер.
"Илья Муромец" Н. Шитикова: Эта картина изображает Илью Муромца в его моменты славы, передавая его мужество и величие. Этот образ является важной частью русской культурной идентичности.
Картины Константина Васильева и Николая Рериха: Такие художники, как Васильев и Рерих, также посвятили свои произведения русским богатырям. Их работы передают духовные качества и героический дух богатырей.
"Муромец в немощи" Юрия Клименко: Эта картина отображает Илью Муромца в момент его уязвимости и немощи, но при этом она сохраняет величие его духа.
Страница 25
Илья Муромец и Соловей-разбойник
1. К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Эпитеты "дородный", "добрый" и "славный" относятся к герою Илье Муромцу. Они характеризуют его как могучего и благородного богатыря. "Дородный" указывает на его физическую мощь и крепкое телосложение, "добрый" отражает его добродушный и отзывчивый характер, а "славный" подчеркивает его славу, подвиги и почётное положение среди героев.
2. Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Да, в былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" присутствуют гиперболы. Гиперболы – это яркие преувеличения, усиливающие выражение, создающие более выразительный образ. В данной былине гиперболы усиливают характеристику Соловья-разбойника и добавляют драматизма к описанию событий. Вот пример гиперболы:
"И от его ли то от покрика звериного, Те все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесущки к земле все приклоняются, - А что есть людей - то все мертвы лежат." В этом отрывке Соловей-разбойник описывается как могучий и жутко сильный, словно его крик способен поглощать траву, цветы и леса, а также убивать людей. Это создаёт впечатление о его ужасной мощи и страшности.
3. Объясните значения слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки. Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
Стольный: Это слово означает "могучий", "сильный", "мощный". В былинах оно употребляется для описания героев, которые обладают великой физической силой и могут справляться с трудными задачами.
Прямоезжая: Это слово описывает дорогу, идущую прямо, без изгибов и поворотов. В данном контексте оно подчеркивает прямоту пути, который был выбран для путешествия.
Заколодела: Это слово произошло от "колода" и означает "заросла", "поросла", "завыласилась". В данном случае оно описывает дорогу, которая не использовалась в течение долгого времени и стала заросшей.
Лазоревый: Это слово описывает цвет синего цвета, подобный голубому или ярко-синему. В контексте оно употребляется для описания ярких и красочных деталей природы.
Величать: Это слово означает "хвалить", "похвалять". В былинах оно используется для описания действий героев, которые высоко ценят или восхваляют друг друга.
В особину: Это выражение означает "особенно", "в частности". Оно используется для выделения какого-либо конкретного аспекта или детали.
Воспеть: Это слово означает "спеть песню" или "поэтически описать". В контексте былин оно указывает на то, что герой будет описан или воспет через поэтическое выражение.
Покляпый: Это слово описывает человека, страдающего от болезни или недуга. В данной былине оно используется для описания Муромца в его немощности.
Горенка: Это слово указывает на женщину из деревни или села. В данном случае оно описывает женщину, которая стала бедной после потери мужа и брата.
Околенки: Это слово означает "околица", "окрестности". В данном контексте оно указывает на территорию или местность вокруг какого-либо объекта.
Некоторые из этих слов, такие как "стольный", "покляпый", "горенка", "околенки", могут употребляться преимущественно в былинах и других старинных литературных произведениях, так как они имеют архаичное или специфическое значение, которое не всегда употребляется в современном языке.
4. Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
5. Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа —
Эпитеты: Дородный, Удаленький. Эпитеты используются для усиления характеристик героев и создания более живописных образов.
Повторы: мужичища-деревенщина. Повторы придают тексту ритмичность и эмоциональность.
Гипербола: С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холмы перемахивать. Гипербола — это прием, при помощи которого усиливаются характеристики объекта, делая его более выразительным.
Сравнения: волчья сыть, травяной мешок. Сравнения используются для сравнения одного объекта с другим, чтобы придать большую наглядность и яркость описанию.
Параллелизм: Мимо славну реченьку Смородину, Мимо славную березу ту покляпую, Мимо славный ехал Леванидов крест. Параллелизм заключается в повторении однотипных конструкций или фраз для создания ритмического и стилистического эффекта.
6*. Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определённый размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Былинный стих, характерный для русских былин и народных песен, имеет свои особенности по сравнению со стихотворениями, где используются определённые размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Вот основные отличия:
Силлабо-тоническая система: Былинный стих основан на силлабо-тонической системе, где считается не только количество слогов, но и ударение на определённых слогах. В стихотворениях с определёнными размерами, ударения располагаются строго согласно выбранному метру (например, в ямбе чередуются слабые и ударные слоги).
Свобода ритма и размера: В былинных стихах нет жёсткой привязки к определённому размеру и метру, что дает поэтам большую свободу в выборе длины строк и ритма. Это позволяет передавать эмоции и описания более естественно и выразительно.
Распевность: Былинные стихи часто имеют особую мелодичность и музыкальность, так как они создавались не только для чтения, но и для пения. Отсюда происходит их мелодичная природа.
Повторы и параллелизм: Былины часто используют повторы и параллелизм, что создает эффектную ритмическую структуру и помогает легко запоминать текст.
Уникальность рифмы: В былинах рифма не всегда должна быть строгой, что также добавляет стихам некоторую оригинальность.