Страница 179-180 1. С какими чувствами поэт вспоминает лицейское братство? 2. Кого из друзей-лицеистов поимённо называет поэт? Что вы о них знаете? 3. Как вы понимаете слова: предсказанье, завет, заточение? 4. Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях? 1. Как вы понимаете выражения рассеянная буря, унылая тень, ликующий день, таинственный гром, алчная земля и т. д.? 2. Какие приметы тучи выделяет поэт, используя слова и выражения наводишь, печалишь, издавала гром и т. д.? Как называются литературные приёмы, используемые поэтом? Страница 182 1. Как вы понимаете слова вдохновенье, упоенье, пробужденье? Придумайте и напишите несколько предложений, используя эти слова. 2. Объясните значение слов и словосочетаний: Отечество, ветреность, проповедь, беспутность, расправа, доложить, осыпать укоризнами, недоросль, тянуть лямку, поневоле, изумлённый. Страница 184 Лермонтов 1. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них. 2. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему. Расскажите об авторской трактовке исторического события в выбранном вами стихотворении. Страница 206 Мцыри Не первый год вы знакомитесь с творчеством М. Ю. Лермонтова (стихотворения, поэмы, сказки). Назовите произведения поэта, которые вы изучали в пятом — восьмом классах. 1. Какие чувства и настроения Мцыри передаются в актёрском чтении Николаем Лазаревым? 2. Какие интонации преобладают при чтении поэмы: торжественные, грустные, радостные? С какими чувствами это связано? 3. Усиливает ли музыка К. Дебюсси ваши впечатления, возникшие при чтении и прослушивании поэмы? 4. Что вы могли бы добавить к характеристике Мцыри благодаря чтению Николая Лазарева? 5. В чём смысл сравнения жизни Мцыри в монастыре и на воле? Удалось ли это различие продемонстрировать актёру в чтении? 6. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы? Какие литературные приёмы помогли автору показать их, а актёру подчеркнуть интонацией? 7. Выучите наизусть и прочитайте выразительно отрывок из поэмы от слов «Ты слушать исповедь мою...» до слов «Бежал я долго...» или другие отрывки из исповеди Мцыри. Страница 209 1. Расскажите о характерных чертах романтического героя (на примере героя поэмы «Мцыри»). 2. Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтического описания природы в поэме М. Ю. Лермонтова. Страница 210 1. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с ним? При изложении своей позиции подтвердите её текстом поэмы. 2. Совпало ли ваше впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями В. Г. Белинского? 3. Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу? Что вам показалось особенно важным для создания характеристики Мцыри в их высказываниях? 1. Известны ли вам иллюстрации к поэме? Так ли вы представляли героев и эпизоды из произведения? 2. Рассмотрите иллюстрацию к поэме. Удалось ли художнику И. Тоидзе передать пафос поэмы «Мцыри», характер главного героя?