Страница 126 Размышляем о прочитанном 1. Какие художественные литературные средства и приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России? 2. Как вы понимаете строки: «Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам...»? 3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам? Фонохрестоматия А. С. Пушкин. «Медный всадник» 1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец. 2. Как бы вы озаглавили эти части? 3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части? 4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха? 5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга? 6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть. Страница 131 Проверьте себя 1. В чём особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в его жизни и творчестве? 2. Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта. Страница 149 Размышляем о прочитанном 1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы 1, судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней? 2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников? 3 . В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни...», которыми вы будете подтверждать свои мысли. Фонохрестоматия М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню...» с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит? 2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира? 3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр? 4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие? 5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова? 6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу? 7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств? 8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя? 9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра? 10. Подготовьте выразительное чтение монолога одного из героев «Песни...»: царя Ивана Васильевича, Степана Парамоновича Калашникова, Алёны Дмитревны, опричника Кирибеевича. Постарайтесь в своём чтении выразить характер персонажа, его душевное состояние. Страница 153 Фонохрестоматия М. Ю. Лермонтов. «Молитва» 1. Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение? 2. Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?.. 3. Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы когда-нибудь такое состояние? Расскажите об этом. 4. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте его выразительное чтение, передавая движение чувств от грусти к тихой, светлой радости. Страница 154 Фонохрестоматия М. Ю. Лермонтов. «Ангел» 1. Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную возвышенность, одухотворённость видения летящего ангела, небесных звуков его песни? 2. С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы. 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Страница 155 Фонохрестоматия 1. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» 1. В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах? 2. Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь изображённые поэтом картины так различны: «желтеющая нива» — осень, «ландыш серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ. 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Размышляем о прочитанном 1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)? 2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»? 3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым? Обогащаем свою речь 1. Прочитайте начало «Песни... про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи? 2. Как вы понимаете выражения: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые; Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная?