Страница 106 Размышляем о прочитанном 1. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ? Как вы понимаете слова Юшки: «Вы, должно быть, любите меня!», «Он [народ] меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» — и слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»? Согласны ли вы с автором? На чьей стороне автор и почему вы так решили? Почему люди «терзали» Юшку? Какими предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов? 2. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои? Подготовьте рассказ о Юшке, передайте близко к тексту разговоры Юшки с детьми и взрослыми. Как вы понимаете слово «сострадание»? Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям? 3. Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается он от языка всех окружающих его людей? Фонохрестоматия А. П. Платонов. «Юшка» 1. Почему детям Юшка казался непонятным, странным, почему они хотели, чтобы Юшка рассердился, озлобился, взял хворостину? 2. Как вы понимаете слова Юшки о том, что дети его любят, но они не умеют любить? Как актриса с помощью интонации, эмоциональной окраски голоса сумела передать непонимание детьми истинной любви Юшки? 3. В каких случаях взрослые люди обижали Юшку? Почему злых людей кротость Юшки приводила в ожесточение? 4. С каким чувством актриса читает строки о злых людях? Осуждает она этих людей или сожалеет о них? Как вы думаете, передала ли актриса Алина Покровская авторское отношение к Юшке и окружающим его людям? 5. В каких эпизодах рассказа начинает звучать музыка? Помогает ли музыка Георгия Свиридова глубже понять слушателю душу Юшки? 6. Как вы думаете, почему всегда кроткий и незлобивый Юшка не сдержался, «осерчал», резко ответил прохожему? Как актриса передаёт нарастание конфликта в диалоге Юшки и прохожего? 7. С каким чувством актриса повествует о девушке, которую Юшка научил любить людей? Страница 121 Размышляем о прочитанном 1. Как можно объяснить заглавие рассказа? 2. О чём поведал автор читателям? Над чем заставил задуматься? 3. Кто главный герой рассказа? 4. Чего больше всего хотели Мальцев и его помощник? 5 . Есть ли сходство платоновских героев (Никиты, Юшки, неизвестного цветка) с Мальцевым? В чём оно? В чём их непохожесть? 6. Опишите состояние рассказчика, когда он смотрел на машину «ИС»? С чем он сравнивал свою радость? 7. Как, по словам рассказчика, Мальцев вёл машину? Вспомните эти сравнения. Почему Мальцеву было грустно с помощником? 8. Что случилось с Мальцевым и как старался помощник помочь ему в этой трагической ситуации? 9. Как заканчивается рассказ и о чём говорит этот финал? Что помогло победить слепоту Мальцева? Страница 127 Размышляем о прочитанном 1. Используя статьи учебника и словаря «Русские писатели. XX век», подготовьте сообщение о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака. 2. Прочитайте стихотворения Пастернака. Подумайте, о чём говорит поэт строчками: «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений. Обогащаем свою речь 1. Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой...»; «И опять зачертит иней...»? 2. Вызывает ли у вас описание природы в стихотворениях Пастернака удивление? Если да, то почему? Создаётся ли у вас впечатление, что природа «объясняется от своего имени»? 3. Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в свою речь: сумерки, портьеры, неожиданно, причуда, сквозной проём. Страница 135 Фонохрестоматия 1. Как бы вы определили интонацию, с которой актриса читает стихо творение Ахматовой, — суровая, мужественная, скорбная, торжественная, величественная, призывная? Подберите наиболее точные, по вашему мнению, эпитеты. Обоснуйте свой выбор в развёрнутом устном ответе. 2. Стихотворение напоминает и по форме, и по содержанию воинскую клятву, но в воинской клятве, присяге звучат слова о защите родной страны, в стихотворении же поэт клянётся сохранить «великое русское слово». Равнозначны ли эти понятия? 3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.