Страница 79
Размышляем о прочитанном
1. Понравилась ли вам повесть? Почему автор назвал её «Детство», хотя ранее предполагал назвать «Бабушка»? Как сложились отношения Алёши с окружающими людьми в доме деда? Как вы понимаете выражение «свинцовые мерзости дикой русской жизни»?
Повесть "Детство" мне понравилась. Автор назвал её "Детство", потому что хотел подчеркнуть важность этого периода в своей жизни и в жизни главного героя, Алёши. Изначальное название "Бабушка" связано с предполагаемой посвящением произведения своей бабушке, которую Горький очень любил.
Отношения Алёши с окружающими в доме деда были сложными. Он не любил своего деда, потому что тот был жестким и насмешливым. С бабушкой у него сложились хорошие отношения, она стала его другом. Он также полюбил Цыганку, которая защищала его от насмешек и нападок.
Выражение "свинцовые мерзости дикой русской жизни" означает тяжелые, неприятные аспекты жизни в то время. Это включает в себя конфликты, ссоры и жестокость в отношениях между людьми.
2. Опишите портреты бабушки и деда. Что нравилось Алёше в каждом из них? Что общего и в чём различия в отношении Алёши к бабушке и деду?
Бабушка описывается как женщина с яркими чертами: её слова были ласковыми, как цветы, и они легко запоминались. Она имела темные глаза и кожу, но улыбка и свет в её глазах делали её молодой и светлой. Алёше нравилась бабушка за её ласковые слова, улыбку, и бескорыстную любовь к миру. Она придала смысл его жизни и стала его самым близким другом.
Дед, напротив, был старичком с рыжей бородкой и особенной внешностью. Алёше не очень нравился дед при первой встрече из-за его насмешек и язвительного характера. Ему казалось, что дед специально пытался раздражить окружающих. Разница в отношении Алёши к бабушке и деду заключается в том, что он любил бабушку и считал её ближайшим другом, в то время как к деду у него было скептическое отношение из-за его язвительности.
3. Почему так часто ссорились в семье Кашириных?
Семья Кашириных часто ссорилась из-за нескольких причин. Во-первых, среди них возникли конфликты из-за наследства, которое они не могли справедливо поделить между собой. Это привело к напряженным отношениям и ссорам.
Кроме того, в семье Кашириных существовали негативные отношения и вражда между членами семьи. Они были свидетелями и участниками того, что Горький называл "свинцовыми мерзостями русской жизни" - конфликтами, ссорами и взаимными унижениями.
4 . Расскажите об одном из героев повести «Детство» по предварительно составленному плану характеристики. (См. в «Справочном разделе» учебника.)
Персонаж: Бабушка (Акулина Каширина)
Внешность бабушки: Бабушка описывается как женщина с темной кожей и темными глазами, которые при улыбке сверкают приятным светом. У нее были белые, крепкие зубы, и несмотря на множество морщин на щеках, ее лицо казалось молодым и светлым. Однако рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный кончик немного портил ее внешность.
Отношение Алеши к бабушке: Алеша считал бабушку своим настоящим другом и самым близким человеком. Он описывает, что до ее появления в его жизни, он словно спал, скрытый в темноте, но бабушка разбудила его и вывела на свет. Он видел ее как надежного друга, который связал его жизнь непрерывной нитью, сплел все в разноцветное кружево и дарил силу для трудной жизни. Его отношение к ней было полным уважения и преданности.
Характер бабушки: Бабушка была спокойной и мудрой женщиной. Во время ссор и конфликтов в семье она пыталась утихомирить дядей и других членов семьи. Она проявляла религиозность, часто молилась и стремилась умолять Бога примирить ее семью. Ее характер был характеризован терпимостью, состраданием и добротой, что делало ее ценным и уважаемым членом семьи.
5. Какой след оставил каждый из окружавших Алёшу людей в его душе?
Каждый из окружавших Алешу людей оставил особый след в его душе:
Мать: Строгая и гордая женщина, мать научила Алешу грамоте и цифрам, однако оставила в его душе след страха из-за частых физических наказаний после смерти отца.
Бабушка (Акулина Каширина): Бабушка была для Алеши примером милосердия, мудрости и доброты. Она запомнилась ему как надежный друг и источник бескорыстной любви, обогатившей его душу.
Дед: Жесткий и язвительный, дед оставил в душе Алеши след страха и непонимания. Отношения с дедом научили мальчика быть более чутким и внимательным к окружающим.
Цыганок: Для Алеши Цыганок стал другом, защитником и наставником. Он принес в его жизнь чувство безопасности и доверия.
Человек по прозвищу "Хорошее Дело": Этот человек стал для мальчика настоящим другом, делясь опытом и мудростью. Он отличался от остальных своей непохожей на других натурой.
Фонохрестоматия
М. Горький. «Детство»
1. Как актёру удаётся передать звучание музыки в исполнении дяди Якова, которая «торопливым ручьём бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное...»?
2. Помогает ли слушателю представить игру дяди Якова звучание гитары, на фоне которой актёр читает текст? Или слова писателя оказываются ярче, выразительнее, сильнее?
3. Как актёр передаёт возможностями художественного чтения выход к танцу Цыганка, бешеный, неудержимый ритм его пляски? Почему в чтении актёра особо выделяются слова приседал, метался, горел, плавился, освещая, струясь, содрогаясь?
4. Как актёр при чтении передаёт мягкость, плавность, невесомость танца бабушки Акулины Ивановны?
5. Как вы считаете, удалось ли актёру вслед за писателем раскрыть характеры героев повести — дяди Якова, Цыганка, бабушки Акулины Ивановны? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Страница 83
1. Чем отличается, по вашему мнению, Данко от окружающих его людей? Подготовьте этот текст к выразительному чтению или художественному пересказу, подчеркнув жертвенность, готовность к подвигу Данко и отношение к его поступку спасённых им людей.
Данко отличается от окружающих его людей своей готовностью к жертвам и подвигам. Он готов идти на риск и жертвовать ради спасения других людей. Это делает его особенным и отличает от большинства людей, которые могли бы остаться равнодушными или нерешительными в подобной ситуации. Его отношение к поступку спасения людей наполняется готовностью действовать, даже если это может быть недооценено окружающими.
2. Напрасна ли была жертва Данко?
Жертва Данко не была напрасной, так как он смог осветить тьму своей решимостью и мужеством. Спасение людей и передача им надежды на будущее делают его поступок смысловым и ценным. Этот акт доблести и сострадания стоил того, потому что он подарил людям шанс на новую жизнь и уверенность в том, что добро всегда может победить зло.
Страница 93
1. Понравилось ли вам стихотворение? Что общего между поэтом и солнцем? Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе?
Стихотворение весьма необычное и мне оно понравилось. В нем Маяковский олицетворяет солнце и поэта, придавая им сходные черты. Общее между ними заключается в стремлении принести свет и тепло в мир: солнце сияет, а поэт творит стихи. Поэт готов к трудной работе, чтобы внести свой вклад в преображение мира и преодоление негативных аспектов жизни, таких как "стена теней" и "ночей тюрьма". Его работа направлена на создание надежды и улучшение будущего.
2. Внимательно вчитайтесь в стихотворение «Необычайное приключение...». Как меняется настроение поэта на протяжении рассказа и как это можно передать при чтении? Перечитайте начало и конец стихотворения «Необычайное приключение...». Одинаков ли ритм в этих отрывках?
На протяжении стихотворения «Необычайное приключение…» настроение поэта меняется значительно. В начале он испытывает раздражение и встревоженность, что можно передать более напряженной интонацией и резкими акцентами при чтении. После того, как он пригласил солнце, его эмоции переходят в страх, смущение и даже испуг, что можно выразить через изменение интонации и увеличение эмоциональной насыщенности чтения.
Однако в конце стихотворения, когда поэт подруживается с солнцем, его настроение меняется на радостное и восторженное. Это можно передать более легкой и радостной интонацией при чтении.
Что касается ритма, он может изменяться в зависимости от эмоций. В начале и конце стихотворения ритм может быть более уравновешенным и спокойным. Однако, в середине стихотворения, где происходит "необычайное приключение", ритм может стать более динамичным и напряженным, чтобы подчеркнуть эмоциональное волнение поэта.
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
1. В стихотворении поэт трижды восклицает: «Я крикнул солнцу», но содержание того, что он крикнул, заметно меняется. Меняется ли при этом интонация актёра? Согласны ли вы с тем, как эту часть стихотворения читает актёр? Как бы это сделали вы? Почему?
Да, интонация актёра меняется в зависимости от того, что он крикнул солнцу. В начале, когда поэт требует, чтобы солнце ушло, его интонация более раздраженная и грозная. Позже, когда поэт предлагает солнцу сидеть и рисовать плакаты, интонация меняется на более легкую и дружелюбную. Я согласен с тем, как актёр читает эту часть стихотворения, так как это помогает передать эволюцию отношений между поэтом и солнцем.
2. Почему перед словами «Что я наделал!» звучит музыка? Какие части стихотворения разделяет музыкальная фраза?
Музыка перед словами «Что я наделал!» создаёт паузу и подчёркивает внезапное изменение сцены в стихотворении. Музыкальная фраза разделяет стихотворение на две части: первая часть - это крик поэта к солнцу с просьбой уйти, вторая часть - это разговор и дружба между поэтом и солнцем.
3. Как меняется характер чтения актёра от сцены встречи поэтом пришедшего в гости солнца до сцены дружеского разговора за самоваром?
Характер чтения актёра меняется с начала стихотворения, где он выражает раздражение и недовольство, до момента, когда поэт и солнце начинают дружески беседовать за самоваром. Во второй части стихотворения интонация становится более легкой и радостной, отражая близкое отношение и согласие между ними.
4. Почему последние строки стихотворения актёр читает торжественным, ораторским тоном?
Последние строки стихотворения актёр читает торжественным, ораторским тоном, чтобы подчеркнуть важность послания поэта о необходимости светить всегда и везде, несмотря на все трудности и невзгоды. Эти строки заключают важный моральный урок и вдохновляют читателей.
5. Как вы понимаете слова и словосочетания: тупая сонница, до дней последних донца, злато-лобо? Найдите другие неологизмы — новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение.
В данном контексте "тупая сонница" означает состояние, когда ночь начинает спать и уходит, но солнце всё равно продолжает светить. "До дней последних донца" означает, что солнце будет светить до самого конца времен. "Злато-лобо" - это выразительное словосочетание, которое описывает солнце как что-то сверкающее и яркое. Другие неологизмы в стихотворении включают "светило" (обращение к солнцу), "донца" (конец), "дармоед" (лодырь).
Страница 96
Проверьте себя
1. Как вы понимаете главную мысль стихотворения? Близка ли она современному человеку? Что скрывается в заключительных строчках стихотворения?
Главная мысль стихотворения заключается в том, что важно быть заботливыми и внимательными к другим, будь то люди или животные. Эта забота и внимание приносят смысл и радость в жизни.
Эта мысль остается актуальной и сегодня, так как в современном мире многие люди сталкиваются с различными трудностями и стрессами. Забота и поддержка со стороны близких или даже просто добрых людей могут оказать значительное воздействие на благополучие и уверенность в себе.
В заключительных строках стихотворения автор передает, как поддержка и забота оказывают влияние на лошадь, которая "снова покатилась рысью". Это символизирует восстановление жизненных сил и энергии у животного, что подчеркивает важность заботы и внимания к окружающим существам.
2. Что вы узнали о В. В. Маяковском? Интересна ли вам личность этого поэта?
Из предоставленной информации о В.В. Маяковском, я узнал, что он был русским поэтом и художником, родившимся в Грузии и сделавшим большой вклад в русскую литературу и искусство. Его биография включает в себя периоды арестов и тюремного заключения, что отражает сложные политические и социальные времена, в которых он жил.
Интерес к личности Маяковского может вызывать его активное участие в художественной среде, эксперименты с формой стиха, а также его страсть к искусству и политической активности. Его работы оставили заметный след в русской литературе и культуре, и его жизненная и творческая история интересует многих исследователей и читателей.
3. Подготовьте устное сообщение о вашем восприятии поэзии В. В. Маяковского.
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
1. Какой приём выразительного чтения использует актёр, воспроизводя звучание ударов копыт о камни мостовой?
Актёр использует приём выразительного чтения, подчеркивая удары копыт о камни мостовой путём чёткого и ритмичного ударения в звучании слов, создавая таким образом звук, напоминающий цокот копыт.
2. С каким настроением читает актёр описание улицы в начале стихотворения и передаётся ли оно слушателям?
Чтение описания улицы в начале стихотворения создаёт настроение тревоги и напряжения у слушателей. Это отразит напряжённость момента и подготовит аудиторию к событиям, которые будут описаны в стихотворении.
3. Что вы можете сказать об отношении актёра к прохожим, «зевакам»? Совпадает ли актёрское отношение к ним с авторским? Обоснуйте свой ответ цитатами из текста стихотворения.
Отношение актёра к прохожим и зевакам схоже с авторским. И в стихотворении, и в актёрском исполнении, они рассматривают зевак как бездельников, считают их голоса неуместными и назойливыми. Это подчёркивает их непонимание и раздражение по отношению к окружающим.
4. Как вы думаете, почему случай с загнанной лошадью получил такой живой отклик в душе поэта? Что он хочет сказать фразой «все мы немножко лошади»?
Случай с загнанной лошадью вызвал такой живой отклик в душе поэта, потому что он увидел в ней не только животное, но и себя. Когда он говорит, что "все мы немножко лошади," он выражает идею, что каждый человек иногда может чувствовать себя униженным, измотанным, истощенным, как лошадь, работающая без устали. Он хочет подчеркнуть свою сопереживающую и сочувствующую натуру, которая позволила ему увидеть страдания лошади и попытаться помочь ей.
5. Поэт не мог видеть, как лошадь «пришла весёлая, встала в стойло», почему же он уверен, что его участие и поддержка преобразили лошадь, сделали её молодой и весёлой?
Поэт не мог видеть, как лошадь "пришла весёлая, встала в стойло," но он уверен, что его участие и поддержка преобразили лошадь, потому что он верил в силу добрых слов и сочувствия. Он видел изменение в глазах лошади, заметил, как её состояние изменилось, и это заставило его верить, что его добрые слова действительно помогли ей восстановиться и почувствовать себя молодой и весёлой. Это также подчёркивает важность понимания и сострадания к другим существам.
6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Страница 99
1. В чём смысл высказывания писателя о возможности использования реки Воронеж?
Смысл высказывания писателя о реке Воронеж заключается в том, что он призывает сохранять и уважать природу, а не переделывать её в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Писатель выдвигает идею о том, что река Воронеж является частью природы и её дарами следует пользоваться разумно, не нарушая баланса природной среды. Это высказывание также подчёркивает важность бережного обращения с природными ресурсами и природой в целом.
2. Подготовьте устное сообщение об А. П. Платонове (по высказыванию К. Паустовского, статье В. Чалмаева и по материалам биографических словарей «Русские писатели ХХ века»).