menu


ГДЗ по литературе 7 класс Коровина, Журавлев Страница 6-78




Страница 6

Проверьте себя

1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью?

Чехов умел искусно сочетать свою литературную деятельность с врачебной практикой и общественной деятельностью. Будучи известным врачом и общественным деятелем, он также продолжал активно писать литературные произведения.

Его работа врача и общественного деятеля позволяла ему наблюдать и изучать различные аспекты человеческой жизни, что вдохновляло его на создание реалистических и глубоких произведений. Он использовал свой опыт и знания в медицине для создания реалистичных образов и сцен, а также для анализа социальных проблем.

Чехов воспринимал свою литературную деятельность как неотъемлемую часть своей жизни и самоидентификации. Он не разменивал свои интересы и увлечения, а наоборот, находил в них взаимодополняющие аспекты, которые обогащали его творчество и личную жизнь.

2. Каким человеком предстаёт перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

Чехов был известен своими глубокими психологическими портретами персонажей, мастерством создания непринужденной и естественной диалоговой речи, а также изящным использованием языка. Он отличался чутким восприятием окружающего мира и вниманием к деталям, что делало его произведения реалистичными и живыми.

Писатели, вспоминая Чехова, отмечали его высокий уровень культуры и образования, его глубокое понимание человеческой природы и сочувствие к человеческим страданиям. Они подчеркивали его тонкий юмор и иронию, которые проникали его произведения и делали их особенно привлекательными для читателей.

Чехов был также известен своей этической позицией и честностью в отношении к своим персонажам. Он старался не морализировать и не давать окончательных ответов, а скорее показывать разнообразие человеческого опыта и оставлять решение моральных дилемм на усмотрение читателя.

Страница 9

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕА. П. Чехов. «Хамелеон»

1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?

2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?

3. Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и всё» сменяется на умильно-сладостное: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая...» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?

4. Подготовьте чтение рассказа по ролям. Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.

Размышляем о прочитанном

1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?

В рассказе Чехова "Хамелеон" действительно много смешных и грустных моментов, которые выделяются деталями и поступками героев.

Смешными моментами можно считать, например, поступки Хрюкина, который демонстрировал свой палец, вызывая смех окружающих, а также поведение Очумелова с его пальто, которое он постоянно снимал и одевал, создавая комичные ситуации.

Грустным моментом является изменчивое поведение Очумелова в зависимости от того, кому принадлежит собака. Это показывает несправедливость и двойные стандарты, что может вызвать у читателя чувство горести.

Относительно имен героев, они вполне соответствуют их характерам и особенностям. Фамилия "Хрюкин" подчеркивает его грубость и неуклюжество, в то время как "Очумелов" намекает на его хитрость и изменчивость. Такие имена помогают читателю лучше понять и запомнить особенности героев.

2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

Чехов очень внимательно описывает движения полицейского надзирателя Очумелова, что создает яркую картину его поведения. Его движения начинаются с уверенного шествия, но когда возникают новые обстоятельства, например, появляется собака, он реагирует быстро и энергично, делая полуоборот и направляясь к сборищу. Эти описания подчеркивают его решительность и активность.

Отношение автора к герою Очумелову явно отрицательное. Чехов представляет его как лицемерного и заносчивого человека, чьи слова и поступки вызывают недоверие и отторжение. Реплики Очумелова, например, о своей "заботе" о собаке и его приказы, звучат иронично и вызывают смех у читателя.

Обороты речи полицейского надзирателя Очумелова также добавляют комический эффект. Его лицемерные и заносчивые высказывания, такие как "По какому случаю тут?" и "Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!", создают комическую ситуацию и подчеркивают его негативные черты характера.

3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах?

Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в зависимости от обстоятельств и от того, кто является владельцем собаки. Когда Очумелов узнает, что собака принадлежит генералу, его отношение к Хрюкину становится более пренебрежительным и виноватым. Он называет Хрюкина "болваном" и ругает его за случившееся.

Однако, когда становится ясно, что собака не принадлежит никому, Очумелов относится к Хрюкину более уважительно. Он проявляет больше снисходительности и даже участвует в разбирательстве ситуации, стараясь понять, кто именно виноват.

4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Рассказ называется "Хамелеон" в связи с тем, что главный герой, Очумелов, ведет себя подобно хамелеону, меняя свое поведение в зависимости от обстоятельств. Он приспосабливается к ситуации, как хамелеон меняет свой окрас. Это проявляется в его отношении к Хрюкину и другим персонажам, а также в том, что он постоянно снимает и надевает свое пальто, символизируя свою переменчивость.

Очумелов - типичный приспособленец, готовый льстить и угождать тем, кто обладает высоким положением. Он живет не по совести, а ради своей выгоды. Хрюкин же, хоть и сталкивается с несправедливостью, не признает ее, что делает его несколько наивным. Толпа, представленная в рассказе, состоит из различных персонажей, являющихся зеваками и прохожими, каждый из которых имеет свое мнение.

5. Как с помощью речи героев определяется их характер? Прочитайте самостоятельно рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеётся автор и что его огорчает.

Речь героев важна для определения их характера. Например, по репликам Хрюкина понятно, что он малообразованный человек, а по словам Очумелова можно сделать вывод о его лицемерии и готовности подстраиваться под обстоятельства.

В рассказе "Злоумышленник" Чехов смеется над необразованностью главного героя, мужика, который доволен своей жизнью и не стремится к изменениям, что огорчает автора.

Страница 15

Размышляем о прочитанном

1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора?

Разница в точках зрения между юристом и писателем возникла из-за различных подходов к проблеме. Юрист говорил официально и формально, ориентируясь на законы и правила. В то время как писатель стремился установить связь с реальными жизненными явлениями и понять их смысл глубже. Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурору критически. Горький назвал его "юным ревнителем правосудия", подчеркивая его неопытность и неспособность понять сложности жизни. Чехов сравнил прокурора с граммофоном, который безразлично воспроизводит звуки, не испытывая никаких эмоций.

2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? Подготовьте развёрнутое устное рассуждение на эту тему.

Для того чтобы поступок Дениса был невозможен, общество должно измениться во многих аспектах. Важно создать условия для доступа к образованию и культуре для всех слоев общества. Необходимо бороться с неравенством и дискриминацией, создавая равные возможности для всех. Также важно развивать эмпатию и сострадание в обществе, чтобы люди могли понимать и помогать друг другу. Образование о гражданском сознании и нравственных ценностях также играет важную роль в предотвращении подобных поступков.

3. Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас весёлый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «весёлые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

Рассказ Чехова "Хамелеон" вызывает веселый смех благодаря комическим ситуациям и неожиданным поворотам событий. Эпизоды с хамелеоном Очумеловым являются особенно забавными и актуальными до сих пор. В современном обществе такие типы, как Очумелов, продолжают существовать, что делает рассказ Чехова актуальным и понятным сегодня.

4. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включённых в ваш учебник. Отвечая на этот вопрос, внимательно перечитайте в справочнике по теории литературы раздел, посвящённый сатире и юмору.

В художественных произведениях, включенных в учебник, смех выполняет ряд важных ролей. Во-первых, он разряжает напряжение и создает атмосферу легкости и радости. Во-вторых, смех может служить средством критики и разоблачения общественных проблем. Также смех может помочь читателям лучше понять глубокие идеи и темы, заложенные автором.

Фонохрестоматия

А. П. Чехов. «Злоумышленник»

1. С каким чувством актёр читает описание внешности Дениса Григорьева? Как вы считаете, совпадает ли отношение актёра к герою рассказа с авторским?

Актер читал описание внешности Дениса Григорьева с некоторым удивлением и пренебрежением, что может указывать на отношение к герою как к некоторой странной и непонятной личности. Согласно вашему мнению, отношение актера к герою рассказа совпадает с авторским.

2. Почему на первый вопрос следователя так естественно прозвучало недоумённое «чаво?» крестьянина? Каким образом актёру удалось подчеркнуть то обстоятельство, что герои рассказа говорят на разных языках, но понимают друг друга?

Недоумевающее "чаво?" было естественным, поскольку это слово отражает не только непонимание, но и удивление. Актер смог подчеркнуть то обстоятельство, что герои рассказа говорят на разных языках, но понимают друг друга, интонацией и выразительностью своего голоса.

3. Следователь уверен в том, что мужик прикидывается дураком. Согласен ли со следователем автор? Какими средствами художественного чтения актёр усиливает позицию автора?

Согласно следователю, мужик прикидывается дураком, и автор с ним солидарен. Актер усилил позицию автора, читая реплики следователя настойчиво, громко, выразительно и убедительно.

4. Каково отношение автора к следователю? Помогло ли вам чтение актёра понять, как автор относится к героям рассказа?

Отношение автора к следователю можно описать как дотошное и рассудительное, но при этом лишенное человечности. Чтение актера помогло вам лучше понять, как автор относится к героям рассказа, показав следователя как хорошо знающего свое дело, но не вникающего в чужую судьбу и личность.

Страница 17

Проверьте себя

1. Вспомните, в каких стихотворных и прозаических произведениях вы встречали описания природы и какую роль они выполняли.

В рассказе "Бежин луг" описание природы помогает создать атмосферу иллюзорности и мистики, а также служит фоном для повествования о жизни крестьянских детей. В стихотворении "Ель рукавом мне тропинку завесила" природа оживает и становится почти как живой персонаж, помогающий путнику.

2. Прочитайте помещённые в разделе стихотворения. Подумайте, какие настроения авторы сообщают нам.

Описание природы в этих произведениях не только передает красоту окружающего мира, но и создает особую атмосферу и влияет на эмоциональное состояние читателя.

3. Выучите наизусть стихотворения, которые наиболее близки вашим настроениям

Страница 21

Проверьте себя

1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы, создавая эмоциональный настрой произведения?

Поэты и художники используют различные цвета, чтобы передать эмоциональный настрой природы и создать определенное настроение в произведении. Для описания ясного и солнечного дня они выбирают яркие и насыщенные цвета, что помогает передать свет и тепло. В случае непогоды предпочтение отдается темным и пасмурным оттенкам, которые отражают атмосферу тяжести и мрачности. При описании зимы используют белый и нежно-голубой цвета, чтобы передать прохладу и красоту заснеженного пейзажа.

2. Прочитайте и другие стихотворения, в которых воспевается красота родного края. Подготовьте их к конкурсному чтению, предварив небольшим рассказом об авторе.

В качестве примера стихотворения, воспевающего красоту родного края, я подготовил стихотворение Сергея Есенина "Гой ты, Русь моя родная". Есенин является мастером природной лирики, его произведения восхищали таких выдающихся литераторов, как Александр Блок и Максим Горький. Есенин посещал поэтические вечера, где его стихи получали огромное признание и поклонение.

Страница 24

Проверьте себя

1. Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нём его знакомых и друзей?

Из воспоминаний и высказываний знакомых и друзей Максима Горького можно узнать много интересного о его жизни и личности. Во-первых, Горький происходил из простой рабочей семьи, что подчеркивает его трудовые корни и тяжелые условия детства. Его ранние годы были наполнены различными работами, начиная от работы в магазине обуви до службы на пароходе и помощи в садоводстве. Этот опыт формировал его мироощущение и вдохновил на писательскую деятельность.

Также становится понятно, что для образования Горького пришлось пройти через множество трудностей, включая финансовые затруднения, за которые ему пришлось самому тяжело трудиться. Он работал в различных сферах, чтобы оплатить обучение и обеспечить себе средства для жизни.

Интересно, что он сам выбрал себе псевдоним "Максим Горький", который стал символизировать его взгляды и литературное творчество. Он видел в книгах нечто большее, чем просто литературные произведения — они были для него окном в мир, через которое он общался с душой и находил вдохновение.

2. Подготовьте устное сообщение-рассказ о писателе, включив в него воспоминания и письма.

Алексей Максимович Горький, выдающийся русский писатель и общественный деятель, родился в 1868 году. Его жизненный путь начался в непростых условиях: рано потеряв родителей, он был вынужден пройти через трудные испытания. Отданный в магазин обуви в детстве, он сбежал и бродил по разным местам, работая на судах, в садах и даже в иконописной мастерской. Но даже в таких тяжелых условиях он не утратил стремления к знаниям и образованию.

Одним из друзей Горького, Павел Максимов, вспоминал его с восхищением: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры».

Алексей Максимович был известен своей глубокой мудростью и начитанностью. Он отмечал, что книги для него были окном в иную жизнь, полную больших чувств и желаний.

Он был активным членом общества и писал многое о том, что видел и чувствовал. Своему другу, Павлу Максимову, он рекомендовал произведения таких классиков, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет.

Важными событиями в его жизни стали переезды в США и затем в Италию, где он прожил до 1913 года. После возвращения в Россию он занимался общественной деятельностью и работал в издательствах. Спустя время, вынужденный болезнью, он временно покинул Россию. В 1932 году окончательно вернулся на родину, но увы, вскоре скончался, в 1936 году.

Так завершается жизненный путь этого выдающегося писателя и мыслителя, чьи произведения остались вечными шедеврами литературы и источником вдохновения для многих поколений.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 2 страница 6-78