Страница 252 Размышляем о прочитанном 1. Что означает выражение «несжатая полоса»? Какую «полосу» имеет в виду Некрасов? 2. От чьего лица поэт ведёт рассказ? 3. Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какие признаки этого размера вы можете назвать? Убедительно ли в нём выражается содержание стихотворения? Страница 257 Размышляем о прочитанном 1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов? 2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем? 3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста. Страница 259 Размышляем о прочитанном 1. Какое время суток описывает поэт? 2. Есть ли последовательность в передаче пейзажа и любовного свидания? 3. Как нарастает восторг поэта и наслаждение природой? 4. Почему для выражения высоких чувств поэт не нуждается в глаголах? 5. Какие выражения передают счастье поэта? Страница 260 Размышляем о прочитанном 1. Кто более способен, по мнению поэта, выразить свои мысли и чувства — «мудрец» или «поэт»? 2 . Почему для «мудреца» «наш язык» «беден» и он не может тождественно передать в слове чувства и мысли, которыми наполнен? Почему он называет выраженные бедным языком мысли и чувства «ложью роковою»? 3. Почему автор отдаёт предпочтение «поэту» перед «мудрецом»? Почему поэт может выразить «И тёмный бред души и трав неясный запах»? 4. Какой «язык» присущ «мудрецу» и какой — «поэту»? 5. Что означают слова «крылатый слова звук», «Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл…» и почему в стихотворении упоминается Юпитер и его орёл? 6. Почему «мудрец» не может преодолеть трудности выражения чувств и мыслей, а «поэт» преодолевает эти трудности мгновенно и легко? Страница 262 Размышляем о прочитанном Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести? Обоснуйте свой ответ. Страница 269 Размышляем о прочитанном 1. Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие? Вспомните написанную для Алёши Толстого «Чёрную курицу...». Чему учил А. Погорельский своего племянника этим произведением? 2. Какие произведения А. К. Толстого вам известны? 3. Вы прочитали два произведения А. К. Толстого. О чём они? Кто их главные герои? 4. Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события? 5. В чём упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вёл себя Шибанов под пытками? О чём он просит Бога? 6. Почему Репнин не поднял свой кубок? В чём он обвиняет Ивана Грозного? О чём жалеет царь? 7. Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают? 8 . Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях А. К. Толстого? Страница 271 Проверьте себя 1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях? 2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий 2. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин“. Дело обстояло так. Ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый“, т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы 3». Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «щедрина» (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя?