Страница 252
Размышляем о прочитанном
1. Что означает выражение «несжатая полоса»? Какую «полосу» имеет в виду Некрасов?
Выражение "несжатая полоса" в стихотворении Некрасова символизирует непаханное поле, которое осталось без внимания пахаря. Это метафора упущенных возможностей, неосуществленных надежд и забытой работы, которая могла бы принести плоды, но осталась неосуществленной.
2. От чьего лица поэт ведёт рассказ?
В стихотворении поэт ведет рассказ от лица природы, а точнее, от лица непаханной поляны или забытой земли. Это лицо, олицетворяющее неосуществленные надежды и упущенные возможности.
3. Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какие признаки этого размера вы можете назвать? Убедительно ли в нём выражается содержание стихотворения?
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что характерно для многих произведений Некрасова. Ритм и размер ямба придают стиху особую мелодичность, а повествование при этом звучит убедительно и выразительно. Внутренний ритм стиха соответствует меланхоличной и грустной атмосфере, которую поэт создает, описывая запущенное поле и утраченные надежды.
Страница 257
1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?
Гнев поэта Некрасова направлен на тех, кто владеет властью и пренебрегает страданиями обычных людей. Чувства, которые он хочет вызвать у читателя, включают возмущение перед равнодушием чиновников, живущих в роскоши, а также сочувствие и понимание тяжкого положения простых людей. Некрасов выражает негодование по отношению к безразличию властей к нуждам народа, подчеркивая их жестокость и отсутствие сострадания. В своих произведениях поэт призывает к активному сопротивлению и защите своих прав, пытаясь пробудить чувство солидарности и справедливости у своих читателей.
2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем?
3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста.
В стихотворении "У парадного подъезда" Н.А. Некрасов не ограничился изображением конкретного эпизода, а представил широкий социальный портрет общественной несправедливости. Отсутствие имени у "важного лица" указывает на то, что поэт создал типичный образ представителя власти, отражающий системные проблемы. Мужики, обращающиеся к "парадному подъезду", становятся символом всего русского народа, страдающего от угнетения. Некрасов подчеркивает, что эта трагедия распространена по всей стране, создавая образ "глухих городишек", где звучит стон народа. Цитаты из текста поддерживают этот общественный характер произведения, выявляя масштабную проблему социальной несправедливости в России.
Страница 259
1. Какое время суток описывает поэт?
Поэт описывает ночное время суток.
2. Есть ли последовательность в передаче пейзажа и любовного свидания?
В стихотворении нет четкой последовательности в передаче пейзажа и любовного свидания. Элементы природы и чувственные переживания представлены как единое целое, создавая образ волшебного и романтического момента.
3. Как нарастает восторг поэта и наслаждение природой?
Восторг поэта и наслаждение природой нарастают благодаря перечислению ярких образов и чувственных восприятий. Поэт воссоздает момент, наполненный звуками, светом, красками и эмоциями.
4. Почему для выражения высоких чувств поэт не нуждается в глаголах?
Для выражения высоких чувств поэт использует образы и природные элементы, обращаясь к метафорам и описанию восприятий. Отсутствие глаголов подчеркивает статичность момента, как будто время замирает в вихре чувств.
5. Какие выражения передают счастье поэта?
Счастье поэта передают яркие образы и эмоциональные описания, такие как "Серебро и колыханье", "Милое лицо", "В дымных тучках пурпур розы". Эти образы создают восхищенное и восторженное восприятие момента, в котором сочетаются природа и чувственные переживания.
Страница 260
1. Кто более способен, по мнению поэта, выразить свои мысли и чувства — «мудрец» или «поэт»?
По мнению поэта, способность выразить свои мысли и чувства лучше у "поэта" по сравнению с "мудрецом".
2 . Почему для «мудреца» «наш язык» «беден» и он не может тождественно передать в слове чувства и мысли, которыми наполнен? Почему он называет выраженные бедным языком мысли и чувства «ложью роковою»?
"Мудрец" считает язык бедным и неспособным точно передать то, что он чувствует. Поэтому он называет выраженные языком бедными мысли и чувства "ложью роковою", подчеркивая, что они искажены и не могут быть адекватно переданы.
3. Почему автор отдаёт предпочтение «поэту» перед «мудрецом»? Почему поэт может выразить «И тёмный бред души и трав неясный запах»?
Поэт отдаёт предпочтение поэту, потому что считает, что именно поэт способен выразить самые сложные и глубокие чувства и мысли. Поэт может передать как "тёмный бред души", так и "трав неясный запах" с помощью крылатых слов.
4. Какой «язык» присущ «мудрецу» и какой — «поэту»?
У "мудреца" присущ бедный, неспособный выразить глубокие чувства язык. У "поэта" же язык крылатый, способный легко и точно передать чувства и мысли.
5. Что означают слова «крылатый слова звук», «Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл…» и почему в стихотворении упоминается Юпитер и его орёл?
"Крылатый слова звук" означает, что у поэта слова обладают магической силой, способной подняться и лететь, как крылатый орёл. Упоминание Юпитера и его орла используется как образ для подчеркивания высокого полёта и возвышенности поэзии.
6. Почему «мудрец» не может преодолеть трудности выражения чувств и мыслей, а «поэт» преодолевает эти трудности мгновенно и легко?
"Мудрец" сталкивается с трудностью из-за бедности языка, в то время как "поэт" способен мгновенно и легко преодолевать трудности, используя крылатые слова, чтобы выразить свои чувства и мысли богато и точно.
Страница 262
Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести? Обоснуйте свой ответ.
Произведения А. К. Толстого можно отнести к жанру баллады. Основная стилистическая черта баллады — близость к устному народному творчеству, что поддерживается множеством простонародных слов и оборотов. В текстах присутствуют мотивы песнопения, что также характерно для баллады. Писатель активно использует выражения и устаревшие слова эпохи Грозного, что дополнительно подчеркивает атмосферу и характер произведений.
Страница 269
1. Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие? Вспомните написанную для Алёши Толстого «Чёрную курицу...». Чему учил А. Погорельский своего племянника этим произведением?
Толстой, известный как Алексей Константинович, проявил интерес к литературе с ранних лет, начиная со шести лет, когда он уже начал творить стихи, перерастающие в пьесы. Его художественное развитие было направлено под руководством дяди, известного как Антоний Погорельский или А. А. Перовский. Погорельский ввел важные уроки честности и смирения в племянника, уча его не гордиться своими поступками и всегда оставаться человеком в любых обстоятельствах. Важным произведением, написанным для Алёши Толстого, была "Чёрная курица...", которая служила учебным пособием, вдохновляя на нравственные принципы и ценности.
2. Какие произведения А. К. Толстого вам известны?
Творчество Алексея Константиновича Толстого олицетворяет разнообразие литературных жанров и стилей. К его известным произведениям относятся романы, такие как "Петр I" и "Князь Серебряный", а также пьесы, включая "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". Баллады, вроде "Чёрной курицы", отмечаются глубоким сочувствием к народной культуре.
3. Вы прочитали два произведения А. К. Толстого. О чём они? Кто их главные герои?
4. Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события?
Баллады Алексея Константиновича Толстого ярко раскрывают характеры героев, представляя разные аспекты человеческой судьбы. Шибанов в своей преданности и готовности пожертвовать своей жизнью демонстрирует преданность и верность. С другой стороны, Репнин выступает как смелый и независимый индивид, готовый высказывать свою позицию даже перед самим царем, что стоило ему жизни.
Эти персонажи становятся символами силы духа и сопротивления в тяжелые и авторитарные времена правления Ивана Грозного. Толстой через них выражает протест против деспотизма и подчеркивает важность независимости и человеческой ценности в условиях тирании.
5. В чём упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вёл себя Шибанов под пытками? О чём он просит Бога?
Курбский укоряет царя Ивана Грозного за кровавые расправы над преданными ему людьми, предпочитая льстецов. Шибанов, подвергаемый пыткам, проявляет выдающуюся стойкость, не раскрывая имен товарищей. В момент мучений он молится Богу, прося прощения за своего господина и свои грехи, выражая преданность святой Руси и царю Ивану Грозному. Эти события и молитвы Шибанова ярко подчеркивают духовную силу и патриотизм в условиях тирании.
6. Почему Репнин не поднял свой кубок? В чём он обвиняет Ивана Грозного? О чём жалеет царь?
Кубок остается на столе, ибо не время для празднования. Репнин винит Ивана Грозного за то, что тот перекладывает свои обязанности на опричников, уклоняясь от ответственности. Царь сожалеет о гибели слуги, единственного, кто осмелился сказать ему правду, в отличие от остальных.
7. Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают?
8 . Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях А. К. Толстого?
Страница 271
Проверьте себя
1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?
2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий 2. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин“.
Дело обстояло так. Ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый“, т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы 3».
Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «щедрина» (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя?