Страница 216
Размышляем о прочитанном
1. Какие эпизоды повести показались вам забавными, смешными, какие — печальными, какие — трагическими? При чтении каких глав вы особенно волновались?
В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" выделяется забавный эпизод возвращения сыновей из бурсы, где Тарас шутливо комментирует их внешность и студенческую жизнь. Эта сцена добавляет юмора к общему характеру повести.
Печальные моменты в повести связаны с матерью казаков. Описание её трудной судьбы, тоска по сыновьям и беспомощность перед отправлением их на войну создают трогательный и грустный образ.
Однако самым трагическим моментом является казнь Остапа. Этот эпизод несет в себе страшную драматичность и героическую жертву, что делает его высокоинтенсивным и эмоционально насыщенным.
2. А. П. Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царём степи». Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку?
Гоголь заслужил высокую оценку со стороны Чехова благодаря своему уникальному таланту описания природы и окружающего мира. В произведениях Гоголя отчетливо прослеживается мастерство передачи красоты степей, лесов и животного мира. Писатель с легкостью создавал живописные образы природы, делая ее неотъемлемой частью своих произведений. Его умение точно и красочно описывать окружающую среду сделало его несравненным художником природы и заслужило высокую похвалу со стороны других литературных гении. Таким образом, Гоголь стал "царем степи" благодаря своей непревзойденной способности передавать красоту природы в своих произведениях.
3. Каковы ваши впечатления от описаний степи? Подготовьте небольшой отрывок описания степи для выразительного чтения или для художественного пересказа (т. е. пересказа с максимальным сохранением художественных особенностей прочитанного).
Очарование степи в повести Н. Гоголя оставило впечатление на меня, наполнив прочитанные строки теплом и уютом. Я почувствовал себя частью этой бескрайней территории, наслаждаясь солнечным светом и разноцветной палитрой цветов. В описании степи, словно в мантрах, прослеживалась гармония и свобода, словно я стал участником казацких будней.
Отрывок:
"Бескрайний золотисто-зеленый океан травы, в котором таинственно мерцали разноцветные цветы и игривые волошки, казался мне настоящим полотном природы. В воздухе звучала симфония пения тысяч голосов пернатых, а под тонкими стеблями культивировали свои тайные уголки куропатки. Яркое пятно белой кашки с волшебными зонтиками привлекало внимание, словно чайка взмывающая ввысь из зеленой глуби степи."
Ночью, когда природа переходила в режим вечернего покоя, степь не утрачивала своей волшебной привлекательности. Звучала нежная мелодия песни насекомых, уносящая в мир сновидений, а аромат благовоний каждой травинки и цветка заполнял воздух свежестью. Светящиеся черви добавляли магии этому мирному уголку, создавая волнующую атмосферу, которая оставалась в памяти, даже когда закрывались страницы повести.
4. Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы — на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героев (внешность, характер, поступки). Вам помогут в подготовке и небольшая статья, и план характеристики героя литературного произведения в справочном разделе части 2 учебника.
Андрий, выразивший готовность на всё ради любви к полячке, и завершивший свою жизнь несчастной смертью после встречи с отцом, обрел сочувствие и презрение со стороны автора. Тарас, являющийся жестким, смелым и жизнерадостным казаком, стал героем, осуществившим мстительный акт против предательства сына и демонстрирующим силу воли перед смертью. Остап, выдержавший страшные пытки без проявления слабости, оставил впечатление на автора как настоящего мужчину. Гоголь, восхищаясь Остапом и Тарасом, рассматривает их как национальных героев, в то время как к Андрию он испытывает смешанные чувства, сочетающие презрение и сочувствие. Герои предстают перед читателем как сильные, мужественные личности, каждый с уникальными чертами характера, которые формируют их судьбы и взаимоотношения в повести.
5. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?
Верно сформулированный В. Г. Белинским тезис о "поэме о любви к родине" вполне на месте. В повести Гоголя "Тарас Бульба" любовь к Родине выступает как центральная тема, окутывающая события и персонажей. В мирное время, патриотизм может затухнуть, но в моменты опасности народ объединяется, стоя на защите своей Отечественной земли, чести нации и свободы веры.
Борьба запорожских казаков против захватчиков, национальное единство, подвиги людей и трагедии борьбы формируют основу повествования Гоголя. Главный персонаж, Тарас Бульба, олицетворяет истинный патриотизм и любовь к Родине. Для него эта любовь не просто чувство, а суть его жизни, то, что наполняет его сущность. Все его поступки, борьба и жертвы – результат любви к Родине.
Смерть Тараса в конце повести становится своего рода мученичеством. Поляки, казнив его, не осознали, что создали святого. Тарас становится символом свободы своего народа, героем, борющимся за независимость. Его смерть – не конец, а продолжение через тех, кто продолжит его дело, преисполненных той же любви к Родине и готовых пожертвовать ради нее.
Страница 228
1 . Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.
В описании грозы Тургенев использует образ Бирюка, придающий ей характер страшного и грозного мужика. Гроза становится воплощением самого Бирюка, а через символику автор передает его гнев и страхопадение. С использованием эпитетов и метафор Тургенев создает живописное описание грозы, выражая страх, гнев и отчаяние героев.
В сравнении с Гоголем, Тургенев предпочитает описывать леса, придавая им символическое значение. Гоголь же, в своих повествованиях о полях и степях, через пейзажи передает состояние героев. Гогол использует мягкие и ласковые эпитеты, создавая образ Родины в повести "Тарас Бульба". В его произведениях степь становится символом свободы и своенравия, несмотря на суровость природы.
Тургеневский лес высок и суров, с символичными огромными деревьями, становящимися отражением русского народа. В описании природы он подчеркивает суровость и непокорность народа, живущего в нищете. Таким образом, Тургенев и Гоголь, каждый в своем стиле, использовали природные описания, чтобы выразить национальный характер и состояние своих героев.
2. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте её исполнение в лицах.
Важной сценой в данном рассказе можно считать момент диалога между Бирюком и мужиком, пойманным в лесу за воровство. В этой сцене проявляется драматичная ситуация, когда мужик, связанный и плачущий, умоляет о пощаде, объясняя свои деяния сильной нуждой и семейными обстоятельствами. Бирюк, стоя на своем, изначально огрызается, но в конце концов проявляет человечность и отпускает мужика, подчеркивая тем самым сложность моральных выборов в жизни. Эта сцена олицетворяет внутренний конфликт Бирюка, его способность проявить милосердие вопреки первоначальной жесткости.
3. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»?
Бирюк был человеком, с которым не стоило связываться из-за его нелюдимости и силы. Местные жители боялись лесника, так как он был бескомпромиссен в своей службе и не терпел воровства даже в бедности. Отпуская провинившегося мужика, Бирюк показывал свою добросердечность, но при этом предостерегал его от повторных проступков.
Героя повести, Фому, называют по имени, в то время как Бирюка — всего лишь прозвище, использованное для характеристики его суровой натуры. Фома оказался один с детьми из-за предательства семейной жизни, что сделало его замкнутым и недоверчивым к окружающим. Трудная жизнь, бедность сделали Фому озлобленным и закрытым от окружающих.
Писатель выбрал название "Бирюк" для рассказа, чтобы подчеркнуть суровую реальность обычного крепостного, сталкивающегося с трудностями жизни и чувствующего себя как "одинокий злой зверь", стремящийся обеспечить свою семью и борющийся за выживание в безысходности.
4. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»?
Автор произведения "Бирюк" выражает положительное отношение ко всем героям. Он смотрит на них с чуткостью и пониманием. Главный герой, Бирюк, вызывает в авторе сочувствие, что проявляется в описании его жизни, внешности и речи. К мужику автор относится с пониманием и состраданием, называя его "несчастным" и "бедняком". Отношение к барину, рассказчику, также положительное, отражаясь в уважении, которое Бирюк выказывает ему. Барин в свою очередь проявляет миролюбивость, защищая мужика и не допуская его избиения. Эти черты героев создают общий положительный контекст в произведении.
Страница 229
Фонохрестоматия
И. С. Тургенев. «Бирюк»
1. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать особое, редкое явление природы — грозу в лесу? Какие чувства гроза заставляет пережить рассказчика, читателя и слушателя? К каким событиям подготовляет читателя и слушателя такое начало рассказа?
Актер, используя выразительное чтение, передавал грозу в лесу через изменение интонации и логических ударений. Гроза вызывала тревогу и переживания у рассказчика, читателя и слушателя. Начало рассказа о грозе готовило к нечему-то неблагоприятному, создавая напряжение и предвестие необычного события в природе.
2. Какие чувства и мысли автора передаёт актёр при чтении описания избы лесника?
Описание избы лесника вызывает в актёре чувство неотвратимости, создавая образ опустошенности. Автор через это описание передает бедность и трудности обыденной жизни простого народа. Возникающие мысли и чувства актёра, вероятно, пронизаны сочувствием к герою, сталкивающемуся с трудностями, а также осознанием неравенства и социальных проблем. Описанный образ избы вносит элемент реализма, вызывая у актёра отклик на социальные аспекты повествования. Это может также активировать эмпатию и подчеркнуть важность освещения подобных тем в литературе.
3. Как меняются интонации актёра, когда он переходит к описанию внешности лесника?
4. Как вы думаете, почему музыка начинает звучать после восклицания рассказчика: «А, ты Бирюк?!»
5. Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника подчёркивает актёр, воспроизводя этот разговор?
6. Какие черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актёр, читая диалог лесника и крестьянина-вора?
7. Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина?
8. Какое объяснение неукоснительного исполнения лесником своего долга звучит убедительнее: «Воровать никому не след» или «Я тоже человек подневольный»? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Объяснение "Я тоже человек подневольный" звучит убедительнее, поскольку оно касается более глубоких социальных и экономических аспектов. В контексте произведений Тургенева, где часто обсуждаются темы крепостничества и социальной несправедливости, эта фраза подчеркивает общую зависимость людей от системы. В отличие от простого указания "Воровать никому не след", второе объяснение раскрывает сложности жизни подневольного человека, придаёт действию лесника глубину и человечность. Оно позволяет читателю почувствовать бремя обстоятельств, создавая более эмпатичное отношение к герою.
Страница 230
1. Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?
В дни сомнений и тяжелых раздумий о судьбах родины, великий русский язык становится для Тургенева не только поддержкой, но и опорой. В его глазах этот язык могуч, правдив и свободен, именно эти качества делают его надежным союзником в трудные времена. В стихотворении в прозе прослеживается убеждение в том, что русский язык - неотъемлемая часть великого народа, и его существование придает силу и уверенность в будущем. Тургенев возлагает большие надежды на этот язык, видя в нем не просто средство общения, но и символ единства и поддержки в трудные моменты истории.
2. В стихотворении «Два богача» Тургенев сравнивает богача Ротшильда и простого русского мужика. В чью пользу сравнение и почему?
Стихотворение передает два важных поступка. Хотя благотворительность Ротшильда впечатляет своим масштабом и полезностью, поступок простого мужика, отказавшегося от своего последнего, чтобы помочь девочке Кати, выделяется еще больше. Возможно, благодаря своей способности помочь многим, Ротшильд может оказать влияние на большее количество людей. Однако, выбор мужика взять сироту за сироту – это поистине героическое и вдохновляющее действие, напоминающее о библейской притче о щедрости бедной вдовы.
Страница 231
И. С. Тургенев. «Русский язык»
Прислушайтесь к музыке, сопровождающей чтение тургеневского стихотворения в прозе. Помогает ли музыка Модеста Петровича Мусоргского полнее прочувствовать мысли и переживания поэта? В чём музыка созвучна содержанию стихотворения?
«Два богача»
1. Когда автор говорит о Ротшильде, он «умиляется». С каким чувством читает эти слова актёр? Нет ли здесь иронии? Есть ли у актёра основание читать с иронией?
2. Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?
1. В чём особенности творческой позиции И. С. Тургенева?
Тургенев отличался своей творческой позицией, выраженной в нескольких ключевых особенностях. Во-первых, он воплощал в литературных произведениях собственные жизненные переживания, создавая основу для своих произведений из собственного опыта. Во-вторых, особое внимание в его творчестве уделялось образам женщин, которые выделялись нежностью, добротой, но при этом обладали сильным характером и волей. В-третьих, в фокусе его внимания всегда находился отдельный человек, именно его внутренний мир и переживания становились центральными в произведениях Тургенева. Наконец, требовательность к себе была одной из черт его характера; при этом он был открыт к мнению окружающих, что позволяло ему совершенствовать свои произведения.
2. Подготовьте на основе прочитанного небольшой диалог о писателе («Разговор о жизни и творчестве Тургенева»).
Страница 249
1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?
Декабристы предприняли отчаянную попытку изменить судьбу России, сделать ее сильнее и прогрессивнее. Их жёны, несмотря на опасности и трудности, последовали за ними в ссылку в Сибирь, проявив отвагу и преданность. В моем восприятии, подвиг декабристов и их жён заслуживает одобрения.
2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.
Трудный и опасный путь жён декабристов в Сибирь вызывает во мне представление об их отважности, решительности и любви. Они оставили свои дома, семьи, и отправились в неизвестность, демонстрируя высокую степень самоотверженности. Поэма Некрасова, описывающая этот подвиг, вызывает восхищение своим изображением верности и преданности. Жёны декабристов проявили стойкость и мужество, сопереживая своим мужьям в трудные моменты. В их поступке отражается подвиг во имя любви и самопожертвования, что вдохновляет на проявление силы духа и отваги.
3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?
В поэме "Русские женщины" Некрасов описывает "почтенного генерала" через ряд характеристик: "мощи сух, как палка прям", "кресты, мундир, на шляпе — перья петуха", "почтенный бригадир". В начале поэмы автор воспринимает генерала скептически, с иронией, подчеркивая его материальную ориентированность и строгое исполнение приказов. Однако, по мере развития сюжета, отношение Некрасова к генералу меняется. Генерал становится "упрямым старичком", и в этих словах прослеживается сочувствие к герою, который смущен и не уверен в правильности своих действий. В конце поэмы автор выражает глубокую симпатию к генералу, когда тот отступает от строгого служебного долга и следует велениям своего сердца.
4 . Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?
Княгиня выражает свою неохоту жить среди людей, которые готовы заменить ее любым другим богатством, и она ставит под сомнение добродетель светского общества, называя русского царя палачом "свободных и святых". В ее разговоре с генералом прослеживается пафос долга перед мужем, и она готова принести гордость и силу, чтобы поддержать его. Ее слова полны презрения к "палачам" и утверждают справедливость ее позиции. В этом контексте силой ее доводов является ярко выраженная верность принципам и готовность жертвовать ради долга.
5. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует её? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»
1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?
2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?
3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?
4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?
5. Подготовьте выразительное чтение фрагмента диалога губернатора и княгини Трубецкой. Постарайтесь при этом выразить ваше личное отношение к героям поэмы