Страница 126
Размышляем о прочитанном
1. Какие художественные литературные средства и приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?
В стихотворении "Медный всадник" Александра Пушкина художественные литературные средства и приёмы помогли поэту воспеть град Петров (Санкт-Петербург) и будущее России. В тексте используются следующие средства:
Метафоры: Поэт олицетворяет Петербург как город-героя и символ будущего России. Эпитеты: "город заложен на зло надменному соседу" - подчеркивают враждебные отношения соседних стран. Аллегории: "Прорубить окно в Европу" - выражают желание России вступить в мировое сообщество. Многозначность слов: "город Петров" - ассоциируется с Петром Великим и городом Санкт-Петербург. Параллелизм: "местечко получу, Параше препоручу" - подчеркивают планы и надежды героя.
2. Как вы понимаете строки:
«Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам...»?
Строки "Сюда по новым им волнам, все флаги в гости будут к нам..." выражают ожидание, что благоприятные условия и развитие Петербурга привлекут внимание и интерес со стороны других стран, и многие флаги, то есть разные нации, придут "в гости" к России. Это символизирует открытость России к внешним связям и сотрудничеству.
3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?
В тексте преобладают чувства гордости за свой город и свою страну, надежды на светлое будущее и величие России. Поэт выражает свою любовь к Петербургу и Родине, видит их будущее великим и благословленным, даже несмотря на природные бедствия и трудности. Эти чувства передаются в тексте и могут вызвать гордость и патриотизм у читателей.
Фонохрестоматия
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец.
Чтец разбивает текст на несколько частей в соответствии с изменениями темы и эмоциональной окраской. В первой части описывается Петербург и его будущее, во второй - надвигающийся ненастный день и наводнение.
2. Как бы вы озаглавили эти части?
Возможные заголовки для частей: "Восхищение Петербургом", "Предчувствие бедствия".
3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?
В первой части преобладают чувства гордости, надежды, исключительности Петербурга и России. Во второй части - тревожность, опасение и беспокойство перед надвигающимся стихийным бедствием.
4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?
После слов "Прошло сто лет..." актёр меняет ритм и эмоциональную окраску звучания, чтобы передать смену темы и настроения. С этого момента текст становится более тревожным и напряженным.
5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?
Эпитетами, которыми можно охарактеризовать чтение актёром описания Петербурга, могут быть: "гордый", "звучный", "легкий", "прозрачный", "яркий".
6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть.
Страница 131
Проверьте себя
1. В чём особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в его жизни и творчестве?
Особенностью первых впечатлений детства Михаила Лермонтова было то, что они были пронизаны красотой природы и свободой Кавказа. Именно в детстве он получил вдохновение от пейзажей Пензенской губернии и первые впечатления о Кавказе. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами, включая музыкальность, живопись, математические способности, иностранные языки. Эти таланты проявились в его жизни и творчестве. Например, его картины оценивали как произведения искусства, а его стихи и проза вошли в золотой фонд русской литературы.
2. Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Он был сыном офицера и оставался под опекой бабушки в детстве. Бабушка дала ему начальное образование. В молодости он учился в Московском университете и стал студентом Московского университета.
Впоследствии Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков в Санкт-Петербурге, а затем начал службу в Гусарском полку в Царском селе. Он был известен своими талантами, включая музыкальность, живопись и владение иностранными языками.
Однако, после написания стихотворения "Смерть поэта", Лермонтов был арестован и отправлен на ссылку на Кавказ. Там он продолжил свое литературное творчество и начал интересоваться живописью.
Позже его отец смог добиться его помилования, и Лермонтов вернулся на службу. Однако вновь ввязавшись в дуэль, он был отправлен второй раз на Кавказ, где он написал множество великих произведений, включая "Герой нашего времени", "Мцыри" и "Демон".
После возвращения из ссылки, Лермонтов провел время в Пятигорске, где произошла его роковая дуэль с Мартыновым. Он погиб 15 июля 1841 года.
Михаил Лермонтов остался одним из величайших русских поэтов и писателей, чьи произведения вдохновляют и восхищают читателей по всему миру.
Страница 149
1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы 1, судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней?
Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова, с семействами и детьми их, да с остальными вольными людьми" оставляет впечатление горечи и грусти. Судьба Калашникова взволновала меня, так как это образ честного человека, сражающегося за правду и справедливость в жестоком мире опричнины. Поэма названа "Лермонтовской песней" из-за ее фольклорных элементов, включая народные песни и образы, которые Лермонтов использовал в своем произведении.
2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?
В эпизоде пира в царских палатах царь сидит в золотом венце, окруженный опричниками, празднуя свою власть и безнаказанность. Кирибеевич сначала сидит молча и задумчив, но под взглядами Грозного поднимает глаза. В эпизоде кулачного боя царь демонстрирует свою гордость и заносчивость, ожидая развлечения. Кирибеевич выходит и начинает уличать плохих бойцов. Калашников, судя по его внешнему виду и речи, проявляет смелость и готовность стоять за правду.
3 . В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни...», которыми вы будете подтверждать свои мысли.
Характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины и жены того времени. Она предана своему мужу и готова преодолевать трудности, заботясь о детях и семье. Речь Алены Дмитриевны, Калашникова и Кирибеевича характеризует каждого из них. Алена Дмитриевна говорит о своей верности мужу и готовности поддерживать его, даже если он вступит в борьбу с царем. Калашников выступает с речью о несправедливости и жестокости царя, выражая свою готовность бороться за правду. Кирибеевич высказывает свои сомнения и страхи перед царем, намекая на опасности их действий.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню...» с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит?
Зачин "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" начинается со слов "Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!" и имеет форму обращения к царю Ивану Васильевичу. Зачин обращен к слушателям, приглашая их внимательно слушать песню. Он создает приподнятое и радостное настроение, готовя слушателей к истории, которая будет рассказана. Этот зачин напоминает начало народной песни или старинного эпоса, что придает тексту аутентичность и традиционный характер.
2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира?
Актер Сергей Сазонтьев читает описание царского пира с явным восхищением и ликованием, что подчеркивает насыщенность и радость празднества.
3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр?
Актеру удается передать черты характера царя Ивана Грозного с помощью могучего и уверенного голоса, а молодого опричника Кирибеевича - с боязнью и уважением в интонации. Таким образом, актер подчеркивает решительность и самоуверенность царя, а также покорность Кирибеевича.
4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие?
В разговоре с царем, Кирибеевич рассказывает о себе с уверенностью и гордостью. Он обращается к царю с уважением, но при этом подчеркивает свои качества и достоинства, а также свою независимость. Кирибеевич проявляет самовлюбленность, описывая свою внешность и способности, чем пытается привлечь внимание к себе.
В разговоре с красавицей, Кирибеевич выступает дерзко и самовлюбленно. Он рассказывает о себе с уверенностью, подчеркивая свою привлекательность. Это демонстрирует его желание произвести впечатление на девушку и показать свою превосходство.
5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова?
При описании лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова актер меняет характер чтения, делая его веселым и задористым, что подчеркивает решительный характер купца.
6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу?
Актеру удалось передать черты характера Алёны Дмитревны, такие как преданность мужу и страх перед его немилостью. Ее голос выражает беспокойство, тревогу и просьбу о помощи, что создает образ заботливой и верной жены.
7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств?
В голосе актера, читающего описание московского утра в день кулачного боя, звучат торжественность и серьезность. Сложность и противоречивость этих чувств связаны с ожиданием события, которое может принести как радость, так и горе.
8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя?
Актер подчеркивает в своем чтении черты характера Кирибеевича, как богатого, самолюбивого и хвастливого, а также Калашникова, как верующего и уважающего окружающих.
9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра?
Сцену казни Степана Калашникова актер делает эмоциональной с помощью повышенного тембра голоса и ударения, что подчеркивает напряженность и эмоциональность этого момента.
10. Подготовьте выразительное чтение монолога одного из героев «Песни...»: царя Ивана Васильевича, Степана Парамоновича Калашникова, Алёны Дмитревны, опричника Кирибеевича. Постарайтесь в своём чтении выразить характер персонажа, его душевное состояние.
Страница 153
М. Ю. Лермонтов. «Молитва»
1. Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение?
Настроение и эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение, меняются по мере чтения. В начале, возможно, она чувствует тоску и грусть, но по мере развития стихотворения и встроенных в него нот духовной силы и надежды, ее настроение может стать более спокойным и светлым.
2. Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?..
Музыка Эдварда Грига, если сопровождает это стихотворение, может усилить эмоциональное восприятие его содержания. Эпитетами для музыки можно было бы охарактеризовать ее как нежную и светлую. Музыка Грига часто излучает надежду и спокойствие, что великолепно сочетается с содержанием стихотворения.
3. Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы когда-нибудь такое состояние? Расскажите об этом.
Грусть иногда может быть светлой, особенно если она сопровождается надеждой или моментами духовной силы. В жизни каждого человека бывают моменты, когда грусть смешивается с надеждой и верой, что все будет лучше. Это светлая грусть, которая напоминает, что даже в трудные моменты можно найти некий свет и надежду.
4. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте его выразительное чтение, передавая движение чувств от грусти к тихой, светлой радости.
Страница 154
М. Ю. Лермонтов. «Ангел»
1. Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную возвышенность, одухотворённость видения летящего ангела, небесных звуков его песни?
Актриса передает неземную возвышенность и одухотворенность видения летящего ангела с помощью особой интонации, которая придает тексту стихотворения небесную и священную атмосферу. Ее голос может быть спокойным, мягким, исключительно нежным, создавая ощущение сверхъестественной красоты и света. Это делает слушателя подсознательно воспринимать ангела как что-то сверхъестественное и возвышенное.
2. С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.
В тексте о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни, актриса, возможно, использует более печальные и меланхоличные интонации. Это может быть связано с тем, что душа, услышавшая небесные звуки, оставила в ней чувство недостижимого совершенства, которое нельзя было воплотить в земной жизни. Согласно актрисе, эта душа тосковала и жаждала тех небесных звуков и возвышенности, которую она ощутила, но не могла найти их в мире земных песен.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Страница 155
1. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
1. В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах?
В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива..." народная артистка России Алина Покровская не противопоставляет звуки земли и видение Бога в небесах так явно, как это делает Лермонтов в "Ангеле". Вместо этого, она создает образы, которые описывают природные явления и моменты, привнося в них некий возвышенный и духовный аспект. Хотя она подчеркивает красоту и гармонию природы, она не является столь явной в противопоставлении звуков земли и небес.
2. Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь изображённые поэтом картины так различны: «желтеющая нива» — осень, «ландыш серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ.
Первые три строфы стихотворения действительно содержат перечисление различных природных моментов и явлений, начинающихся со слова "когда", и актриса читает их с примерно одинаковой интонацией и эмоциональной окраской. Вероятно, она выбирает этот подход, чтобы подчеркнуть общую гармонию и прекрасное в природе, которое могут быть восприняты как моменты возвышения и внутреннего спокойствия. В данном случае, это не столько противопоставление, сколько объединение всех этих моментов как элементов природной красоты, которые могут вызвать возвышенные и духовные чувства.
1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)?
В стихотворении "Ангел," поэт передает переживания, связанные с красотой природы, в том числе блаженство и полноту жизни. Поэт описывает моменты, когда природа оживает и приносит вдохновение. Это блаженство может проистекать из наблюдения за живой и возвышенной природой, которая наполняет душу поэта гармонией и восхищением. Поэт видит красоту в окружающем мире и чувствует себя полным жизни.
2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?
В стихотворении "Молитва," молитва вызывает у поэта чувства святости и благодарности. Поэт описывает силу благодатной молитвы и то, как она созвучна словам живых. В молитве он находит святую прелесть и источник утешения. Эта молитва приносит ему умиротворение и помогает снять с души бремя сомнений и тревоги.
3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?
В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива...," душа поэта успокаивается и смиряется в моменты, когда он воспринимает красоту природы и переживает её полноту. Моменты, описанные в стихотворении (шум леса, лепет родника, цветущие цветы), вызывают у него чувство счастья и умиротворения. Красота природы и гармония вокруг него делают его счастливым и уменьшают тревоги его души.
Обогащаем свою речь
1. Прочитайте начало «Песни... про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи?
Начало "Песни... про купца Калашникова" напоминает напевные интонации русского фольклора и старинных народных песен. Это создает атмосферу аутентичности и традиции в тексте. Напевные интонации, используемые в данной песне, могут быть не столь характерными для современной русской речи, так как они больше отражают архаичный или старинный стиль изложения.
2. Как вы понимаете выражения: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые; Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная?
"Православный народ ею тешился" - это указывает на то, что песню пели и слушали с особым уважением и радостью, как часть православной культуры.
"Опостыли мне кони легкие, / Опостыли наряды парчовые" - означает, что его лошади и наряды стали надоедать или терять свою привлекательность из-за монотонности или утомительной повседневности.
"Твоему горю пособить постараюся" - царь обещает помочь своему слуге в решении его проблем или горя.
"Заря алая подымается" - описывает яркий и красочный рассвет.
"Лепечет мне таинственную сагу" - это отсылка к рассказу или истории, которая звучит загадочно и интересно.
"Внимали той песне святой" - указывает на то, что люди слушали эту песню с особым благоговением и почтением.
"Есть сила благодатная" - говорит о том, что молитва обладает особой силой благодати и святым влиянием.