menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 82-125



Страница 82

Размышляем о прочитанном

1. Какие стороны мастерства Державина отразились в «Признании»?

В стихотворении "Признание" Гавриил Державин отразил свое мастерство в создании выразительной и яркой поэзии. Он проявил свое умение писать с искренностью и эмоциональностью, подчеркивая важность честности и искренности в искусстве. Его мастерство выразилось в использовании выразительных образов, метафор и эпитетов, которые делают стихотворение ярким и запоминающимся. В "Признании" также видно мастерство Державина в создании ритмичных и звучных строк.

2. С какими общественными явлениями не соглашался Державин в жизни и в поэзии?

В своей жизни и поэзии Державин не соглашался с несправедливостью и лицемерием. Он призывал к чистосердечности, честности и искренности. В своих стихотворениях он критиковал фальшивость общественных явлений, призывая к истинным ценностям. Он также выступал против притворства, считая, что искренность и правда важнее видимой важности и наружности.

Фонохрестоматия

Г. Р. Державин. «Признание»

Соединение торжественного, одического звучания с задушевными, дружескими интонациями, высокой похвалы с иронией, возвышенной лексики с просторечиями — особенность поэзии Гавриила Романовича Державина. Поэтноватор, он смело разрушал поэтические правила, каноны, создавая свой неповторимый державинский стиль.

1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля?

Актеру удается передать своеобразие державинского стиля с помощью интонации, акцента и эмоций. Он может использовать разные темпы речи, изменять голос и интонацию в зависимости от характера текста. Также актер может передавать особенности стиля через жесты, мимику и выразительное чтение, чтобы создать атмосферу и настроение, характерные для Державина.

2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр?

Особенности характера автора, такие как честность, эмоциональность и стремление к правде, могут быть переданы актером через внутреннюю игру и внешние проявления персонажа. Актер может использовать свой голос, мимику и жесты, чтобы подчеркнуть эти черты характера и создать образ, который соответствует стилю и философии Державина.

Страница 84

Проверьте себя

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чьё высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

Страница 87

Обогащаем свою речь

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

Необходимо отметить, что в стихотворении "Признание" Гавриил Державин выразил свое мастерство в использовании поэтических средств и создании ярких образов. Важной чертой его мастерства является способность передавать свои чувства и эмоции через стихи. В данном стихотворении он передает свое отношение к искренности и честности в искусстве, а также свое отношение к истинным ценностям.

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к не бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

Горит восток зарёю новой" - Это фраза олицетворяет начало нового дня, нового этапа сражения, надежду и светлое будущее, она создает образ восходящего солнца, который придаёт надежду и оптимизм.

"Дым багровый кругами всходит к не бесам" - Этот образ олицетворяет дым и кровь, возникающие в результате сражения. "Багровый" подчеркивает кровавость боя. "Кругами всходит к не бесам" указывает на высокий дым, поднимающийся к небу, что создаёт образ ада и картины хаоса.

"В кустах рассыпались стрелки" - Это описание стрелков, скрывшихся в кустах, ожидающих момента для атаки. Этот образ создаёт напряжение и чувство ожидания.

"Поле роковое" - Это описание поля боя, которое приобрело роковое значение, место судьбоносного сражения. Этот образ выражает серьезность и важность событий.

"Как пахарь, битва отдыхает" - Эта аналогия сравнивает сражение с отдыхом после трудового дня. Это создает контраст между насилием сражения и мирным, спокойным образом пахаря, подчеркивая бессмысленность войны и желание мира.

"И за учителей своих заздравный кубок подымает" - Это описание солдат, возвышающих бокалы в честь своих командиров и учителей. Это выражает уважение и признательность к тем, кто вел их к победе.

Пушкин использует разнообразные литературные приемы, такие как метафоры, олицетворения, аналогии и эпитеты, чтобы создать живописные образы и передать эмоциональную окраску сражения. Эти образы и приемы делают описание Полтавского боя более ярким и запоминающимся, позволяя читателю лучше понять и воспринять события сражения.

3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Сражение со шведами при Полтавой было критически важным для русских войск и России в целом. Это сражение произошло 27 июня 1709 года и завершилось победой русских войск под командованием Петра I над шведскими войсками Карла XII. Важность этой победы заключалась в следующем:

Сражение при Полтаве было решающим моментом в Северной войне (1700-1721 годы) между Россией и Швецией. Победа русских в этой битве привела к изменению хода войны в пользу России и прекращению шведского господства в регионе.

Победа при Полтаве укрепила внутреннее и международное положение России, сделав её одной из ведущих европейских держав.

Эта победа также оказала значительное воздействие на развитие России как империи и на политическое устройство страны.

4 . Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

Александр Пушкин в своей поэме "Полтава" представил двух главных героев, Петра I и Карла XII, с разными характеристиками и описаниями:

Петр I: Он описывается как императорской внешности, с "звучным гласом" и "мечом ужасным". Его движения быстры, и глаза сияют. В тексте упоминается "божия гроза", что подчеркивает власть и силу Петра I.

Карл XII: Карл описывается в момент слабости и уязвимости. Его бледное лицо и "недвижный, несомый слугами смущенный взор" указывают на его ранение и физическую слабость. У него слабое движение руки. В описании Карла XII передана его ситуация и настроение в момент сражения.

Пушкин не выражает явное отношение к этим героям в тексте, но через описание их физического и эмоционального состояния читатель может сделать вывод о том, что Пушкин, возможно, симпатизирует Петру I как могущественному и решительному лидеру, в то время как Карла XII он изображает в более уязвимом и беззащитном положении.

Страница 93

Размышляем о прочитанном

1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

Кудесник рассказал Олегу, что его смерть будет связана с его верным конем, которого он любил и которому был предан. Этот момент вызывает внутренний конфликт у князя, который, несмотря на предупреждение, не хочет отказываться от своей привязанности к коню. Отличие между балладой и летописью заключается в том, что баллада фокусируется на предсказании кудесника и его выполнении, тогда как летопись подробно рассказывает о жизни и деятельности Олега, объясняя, почему его назвали "вещим". Важно отметить, что баллада является художественным произведением, а летопись - историческим документом.

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.

В диалоге между "могучим владыкой" и "мудрым старцем" проявляются два разных характера и мировоззрения. Князь Олег представлен как могущественный и властный правитель, но одновременно упрямый и часто поддавающийся своим эмоциям. Старец, с другой стороны, олицетворяет мудрость, духовную глубину и спокойствие. Он не боится высказывать правду, даже если она не нравится князю. В этом диалоге автор скорее на стороне старца, так как он представляет его как мудрого и правдивого человека.

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Согласно суждениям литературоведов, словами волхва Пушкин действительно провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Пушкин, как поэт, ставил акцент на свободу творчества и право художника говорить правду. В данной балладе, волхв является символом свободы духа и независимости, а его слова подчеркивают, что поэты не должны бояться мирских властей и их даров, так как их язык искусства "правдив и свободен". Это суждение подтверждает важность свободы слова и независимости художника в творчестве в творчестве Пушкина.

Страница 94

Обогащаем свою речь

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

В балладе Пушкин использует устаревшие слова и архаичные выражения, чтобы создать атмосферу старины и внести элементы древности в текст. Это может быть сделано с целью придания произведению особой стилистики и многогранных оттенков. Например, слова "тризна" и "секира" помогают подчеркнуть трагический момент прощания с конем и смертью князя. В то же время, употребление слов и фраз, не совсем характерных для старины, как "обманчивый вал" и "дивная судьба", может свидетельствовать о стремлении Пушкина к творческой свободе и собственной индивидуальной интерпретации темы.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Слово "вещий" в данном контексте означает пророческий, предсказательный, связанный с предсказаниями будущего. В данной балладе оно скорее относится к кудеснику, так как он является тем, кто предсказывает судьбу князя Олега и предупреждает его о грозящей смерти. Князь Олег же обращается к кудеснику, чтобы узнать о своей судьбе, именно поэтому он называет его "вещим".

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Замена слова "престарелый" на "вдохновенный" меняет восприятие характера кудесника. "Престарелый" подразумевает старость и увядание, в то время как "вдохновенный" придает ему ауру мудрости и духовной силы. Эта замена может сделать кудесника более привлекательным и авторитетным персонажем, который обладает необычными дарованиями и внутренней силой.

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?

Замена слова "смирный" на "верный" меняет характеристику коня. "Смирный" обычно ассоциируется с послушностью и покорностью, в то время как "верный" подразумевает преданность и надежность. Эта замена усиливает связь между князем и его верным конем, подчеркивая их долгую и надежную дружбу.

Страница 94

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?

В акценте на словах "В награду любого возьмёшь ты коня" актёр может подчеркнуть, что князь Олег недооценивает предсказания кудесника и не воспринимает их всерьёз. Это может свидетельствовать о том, что он скептически относится к предсказаниям и не верит в них. Однако, он готов исполнить условия, предложенные кудесником, чтобы проверить верность его слов. Таким образом, чтец может передать, что Олег относится к предсказаниям как к чему-то скорее суеверному, чем реальному.

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?

Читательский актёр, читая монолог кудесника, может подчеркнуть его возвышенность, мудрость и убежденность в своей способности предсказывать судьбу. Актёр может придать этому персонажу таинственности и загадочности, что помогает создать более яркое и неповторимое впечатление о кудеснике. Чтение актёра также может помочь зрителю лучше визуализировать образ кудесника и его уверенность в своих предсказаниях.

3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой фразе?

Фраза "Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой" передаёт сложное внутреннее состояние князя. Он улыбается, но в то же время его чело и взор выражают беспокойство и размышления. Это может указывать на то, что Олег не остаётся равнодушным к предсказаниям кудесника и начинает сомневаться в своей уверенности.

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?

Актёр может использовать разные средства выразительного чтения, такие как интонация, темп речи и мимика, чтобы передать эмоциональное состояние князя Олега. Например, он может читать фразы о прощании с конём с грустью и ностальгией, а затем перейти к уверенной и решительной манере чтения, когда Олег принимает решение проверить предсказание. Тем самым актёр создаст контраст между эмоциями персонажа в разные моменты сцены.

5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?

Актёр может выделить слова "Кудесник, ты лживый, безумный старик" силой, чтобы подчеркнуть, что Олег внезапно проявляет досаду и раздражение. Это может быть вызвано разочарованием в предсказаниях кудесника, недовольством своей реакцией на них, или просто эмоциональным напряжением в ситуации прощания с верным другом, конём. Таким образом, акцент на этих словах помогает передать внутренний конфликт Олега в этот момент.

Размышляем о прочитанном

1. Какие чувства, переживаемые Пушкиным, выражены в стихотворении?

В стихотворении "Зимний вечер" Пушкин выражает чувства одиночества, уединения, тоски и ностальгии. Он описывает мрачную атмосферу бури и снегопада, которые метафорически отражают его внутреннее состояние.

2. Почему Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие о воющей и плачущей буре?

Повторение четверостишия о воющей и плачущей буре служит для усиления образа бури и её атмосферы. Это могло быть использовано Пушкиным, чтобы подчеркнуть силу и непредсказуемость природных стихий, а также ассоциировать их с его собственными внутренними бурями эмоций и чувств.

3. Зачем поэт просит няню спеть ему народные песни про синицу и про девицу?

Пушкин просит няню спеть ему народные песни про синицу и про девицу, вероятно, чтобы найти утешение и покой в простых и нежных образах природы и жизни. Эти песни могли напомнить ему о детстве и невинности, и они могли служить для него источником утешения и надежды в момент тоски и одиночества. Это также может быть попыткой обратиться к прошлому и найти в нём утешение от нынешних бурь и тяжести жизни.

Страница 105

Размышляем о прочитанном

1 . Пушкин подчёркивает: «Характер Пимена не есть моё изобретение. В нём собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времён давно минувших...

Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Страница 109

Размышляем о прочитанном

1. Как вы думаете, правильно ли понял А. И. Одоевский мысль Пушкина?

2. Что означает слово «меч» («И братья меч вам отдадут») в стихотворении Пушкина и то же слово («К мечам рванулись наши руки») в стихотворении Одоевского?

3. Почему Пушкин называет не подвергнутых наказанию дворян «братьями», которые после освобождения декабристов («Оковы тяжкие падут») вручат им меч? И что означает этот жест? Подумайте, как понимать выражения «отобрать меч» у рыцаря и «отдать, вернуть меч» рыцарю? Вспомните уроки по истории Средних веков.

Страница 122

Размышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Станционные смотрители, по словам автора, имеют низший чин, что не защищает их от ругани и даже побоев. Их должность олицетворяет каторгу, и во всех бедах проезжающие винят именно их. Рассказ окрашен чувством горькой иронии, подчеркивая трудности и унижения, с которыми сталкиваются эти люди.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ о судьбе Дуни ведется от лица автора-повествователя, чтобы передать эмоциональный отклик автора на происходящее. Этот прием позволяет Пушкину выразить сочувствие смотрителю, осудить поступок Дуни и показать несправедливость обращения гусара к ее отцу.

3 . В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Художественный смысл картинок на стенах обители, изображающих историю блудного сына, заключается в метафоре для судьбы Дуни. Обе истории имеют схожий финал, где каждый находит свое счастье, будь то в Боге или в любви.

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Рассказчик, единственный неравнодушный к беде Самсона Вырина, искренне переживает за него после ухода Дуни. Это видно в его визитах и словах сочувствия, подчеркивая чуткость и отзывчивость рассказчика.

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Станционный смотритель Самсон Вырин описывается как честный и бодрый человек. Его низшее положение не мешает ему трудиться, а в старости он остается правдивым и порядочным.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Рассказчик симпатизирует Самсону Вырину и испытывает сочувствие к Дуне. Настроение повести грустное, пронизанное чувством беспомощности и несправедливости перед лицом общественного пренебрежения. 

Повесть вызывает у меня чувства сожаления и размышления о социальной несправедливости, подчеркивая актуальность этих проблем и в наше время.

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?

2. Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

4. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

5. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 82-125