Страница 55 Размышляем о прочитанном 1. Что вы узнали о поэме «Песнь о Роланде» и её героях из статей учебника? 2. Прочитайте всю поэму самостоятельно, расскажите о её героях (Роланде, Оливье и Карле). 3. Подготовьте отрывок из поэмы для выразительного чтения в классе. 4. Подумайте, гиперболичны ли сражения и сами герои в поэме. Чем это объяснить? 5. Сравните стихотворный и прозаический переводы. Какой из них драматичнее? Аргументируйте свою позицию цитатами из текстов. Страница 58 Проверьте себя 1. Чьё высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах. 2. Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц. Страница 63 Размышляем о прочитанном 1. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность и красоту. 2. Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами. 3. Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы народов других стран вам известны и какие из них вы используете в своей речи? 4. Подготовьтесь к конкурсу «Кто знает больше пословиц и кто может объяснить их?». Обогащаем свою речь 1. От каких слов происходят слова «былина», «сказитель»? 2. В каком случае пословицы легче запоминаются? Приведите примеры пословиц, которые часто употребляются в разговорной речи. Страница 65 Проверьте себя 1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы. 2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»? 3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе. Страница 67 Размышляем о прочитанном 1. В чём смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? Как вы понимаете советы: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни по севам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»? 2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно, отметьте особенности стиля. Страница 74 Размышляем о прочитанном 1. Какими чувствами пронизаны поступки главных героев? 2 . Похожа ли Феврония на героинь русских народных волшебных сказок? Чем? Какие сказочные приёмы изображения героини использовал автор повести? Каковы особенности речи Февронии и как они её характеризуют? 3. На что надеялась Феврония в трудные минуты жизни? 4. Почему вельможи и народ города стали просить героев вернуться назад? 5. Что вы могли бы сказать о характерах главных героев повести, их поступках? Чем важна для нашего времени история жизни Петра и Февронии? Чему она учит? 6. Найдите в словарных ресурсах Интернета определение древнерусского литературного жанра «житие» 1. Какие черты этого жанра характерны для «Повести о Петре и Февронии Муромских»? Фонохрестоматия «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 1. Какие интонации преобладают в чтении народной артисткой России Алиной Покровской древнерусской повести о житии святых? Чем они отличаются от былинных интонаций? Как вы думаете, в чём причина отличий? 2. Какие чувства передаёт актриса, читая заключительные строки повести, рассказывающие о последних днях жизни Петра и Февронии? 3. Какие свойства человеческой натуры, черты характера прославляет повесть, а какие осуждает? Какими средствами выразительного чтения актриса подчёркивает, усиливает авторскую оценку душевных качеств героев повести? Страница 78 Проверьте себя 1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля. 2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»? 3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова. Размышляя о прочитанном 1. К какому «штилю» (стилю) относятся приведённые в учебнике надписи Ломоносова? Выпишите из них архаизмы, историзмы и церковнославянизмы. 2. Какова главная мысль каждой надписи? 3. Какие труды Ломоносова вам известны?