menu


ГДЗ по литературе 7 класс Коровина, Журавлев Страница 188-208




Страница 188

Размышляем о прочитанном

1. Можно ли ответить на вопрос, почему повязка оказалась на ноге? Считаете ли вы рассказ смешным? Если да, то, как вы думаете, что создаёт комизм ситуации?

Ситуация становится смешной из-за неожиданного и нелепого развития событий. Комизм ситуации создается тем, что ожидается, что повязка должна быть на голове или на руке, как это обычно бывает, но оказывается на ноге, что противоречит ожиданиям и вызывает смех.

Рассказ смешной, так как он играет на противоречии между ожиданиями читателя и фактическим исходом событий. Вместо того чтобы быть на голове или на руке, где обычно бывают повязки, она оказывается на ноге, что создает неожиданность и комичность.

2. Попробуйте подготовить чтение по ролям эпизода из рассказа или выразительное чтение всего рассказа (на выбор).

3. Почему автор решил, что его рассказ не будет напечатан?

Страница 190

Размышляем о прочитанном

1 . Прочитайте статью К. Паустовского «Заметки о живописи», из которой взят отрывок. Какое отношение к природе К. Паустовский называет преступным? Как перекликается эта мысль писателя с рассказом Е. Носова «Кукла»? Подготовьте статью «В защиту родной природы» для школьной газеты.

Статья "Заметки о живописи" Константина Паустовского проникнута глубоким уважением к природе и осуждением тех, кто бездумно вмешивается в ее целостность. Паустовский называет преступным отношение к природе, которое не имеет реальной необходимости, а основано на человеческой лени и безразличии. Рубка лесов ведется не всегда из-за реальной нужды, а часто из-за халатности и безответственности. Писатель подчеркивает, что природа - это не просто ресурсы для потребления, а наша мать, наша родина, и ее нужно беречь и уважать.

В рассказе "Кукла" Евгения Носова также показано, как человеческая деятельность приводит к разрушению природы. Благодаря богатой рыбой река привлекала рыбаков, но из-за безответственного отношения людей она начала мелеть и зарастать, а рыба перевелась, что стало явным примером преступного обращения с природой.

В статье "В защиту родной природы" мы должны призвать к бережному отношению к окружающей среде. Беречь природу - это священный долг каждого человека, и лишь через любовь и заботу о ней мы сможем сохранить ее для будущих поколений. Любой, кто причиняет вред природе, должен понимать, что его деяния - это не просто халатность, а преступление против всего живого. Вместе мы можем сделать мир лучше, начиная с охраны и защиты нашей родной природы.

2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века — Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Баратынского и Некрасова... Попробуйте определить, с каким настроением написано каждое стихотворение.

Строфа В. Брюсова "Первый снег" наполнена восхищением и радостью перед волшебством первого снега, который преображает мир и придает ему особый, чистый характер. Стихотворение написано с легкостью и изяществом, в нем звучит удивление и восхищение перед природной красотой.

В стихотворении Ф. Сологуба "Забелелся туман над рекой…" преобладает грусть и тоска, отражающие состояние одиночества и ожидания героя. Атмосфера загадочности и некоторой меланхолии создает особое настроение, придающее произведению таинственность и глубину.

В стихотворении Сергея Есенина "Топи да болота…" присутствует восхищение перед простотой и красотой родной природы. Автор передает свою любовь к родным местам и умиротворение, которое они приносят. В стихотворении прослеживается нежность и теплота, отражающие внутреннюю гармонию с окружающим миром.

"Я воспитан суровой природой…" Николая Заболоцкого пронизано ощущением единства с природой и желанием раствориться в ней. Автор передает свою готовность объять простоту и непостижимость природы, ощущение гармонии с ней.

В стихотворении "Тихая моя Родина" Николая Рубцова прослеживается нежная любовь к родной земле и желание вернуться к ней. В нем отражается теплое чувство к родным местам и глубокая связь с ними.

Страница 192

Фонохрестоматия

В. Я. Брюсов. «Первый снег»

1. Какие особенности ритмики, лексики, эмоциональной окрашенности стихотворения подчёркивает, усиливает, дополняет музыка французского композитора Клода Дебюсси?

Музыка французского композитора Клода Дебюсси могла бы идеально дополнить стихотворение "Первый снег" Валерия Брюсова, подчеркив его восторженное настроение и эмоциональную глубину.

Во-первых, ритмическая гибкость и легкость музыки Дебюсси отлично сочетается с воздушностью и фееричностью стихотворения. Использование свободной ритмики и нестандартных метров в музыке Дебюсси помогло бы передать движение снежинок, их легкость и кружение, соответствуя подобному описанию в тексте.

Во-вторых, лексика музыки Дебюсси, известная своей нежностью и тонкостью, усилила бы эмоциональное воздействие стихотворения. Звуки музыки могли бы описать серебряное укрытие улиц под первым снегом ещё более ярко, передавая восхищение и восторг автора.

2. Согласны ли вы с актрисой, создавшей своим чтением атмосферу сказки, грёзы, нереального, волшебного, зыбкого, полупризрачного мира? Испытывали ли вы что-то подобное, видя заснеженные поля, лес, реку?..

Исполнение актрисы, которая создала атмосферу сказочности и волшебства при чтении стихотворения, действительно подчеркивает его грезовый и нереальный характер. Первый снег часто ассоциируется с чем-то магическим и волшебным, и актриса, вероятно, передала это чувство через своё исполнение.

Заснеженные поля, леса и реки иногда могут создавать атмосферу, схожую с описанным в стихотворении. Под их влиянием мы можем почувствовать себя как в сказке, особенно когда наблюдаем за первым снегом, который укрывает природу своим белоснежным покрывалом. Этот момент может вызывать у нас чувство удивления, восторга и чудесности, которые так живо переданы в стихотворении "Первый снег".

3. Напишите сочинение-миниатюру «Снегволшебник».

Снегволшебник приходит к нам каждый год, словно посланник из волшебного царства Зимы. Не нужно загадывать желания или ковать планы – он приходит сам, непрошенный, но всегда дарит удивление и радость.

Его волшебные силы охватывают все вокруг. Снег ложится на землю, словно мягкий пух, прикрывая её белым одеялом. Он приносит радость детям, которые бегают по улицам, ловя снежинки на ладошки, строят снежных человечков и устраивают снежные баталии.

Снегволшебник позволяет нам забыться и почувствовать себя свободными, словно детьми. Мы катались с горок, строили замки из снега и весело проводили время в этом мире волшебства и игр.

Но самое прекрасное – в снеге заключены тайны и чудеса. Под его белым покрывалом спрятаны самоцветы дня и голубое серебро ночи. Он хрустит приятно под ногами, будто напоминая о своей волшебной природе.

Снегволшебник – это символ радости, игры и чудес. Он приходит к нам каждый год, чтобы напомнить, что волшебство всегда ближе, чем кажется, и достаточно лишь взглянуть на белоснежный покров, чтобы увидеть его чудо.

Страница 193

Фонохрестоматия

Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой...»

1. Помогает ли вам музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка Георгия Свиридова — на воспоминания или на мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты о будущем?

Музыка Георгия Свиридова в своей грустной, но задумчивой мелодии, как ничто другое, помогает погрузиться в внутренний мир лирического героя стихотворения. Эта музыка не только передает грусть и одиночество, но и создает атмосферу воспоминаний и мечтаний о будущем.

2. Каких слов больше — грусти или надежды — звучит в строке «…Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один»?

В строке "…Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один" преобладает атмосфера надежды. Это проявляется в словах "воскрешу" и "помечтаю", которые олицетворяют возможность восстановления тепла и уюта через создание костра и уединенные размышления.

3. Каков финал стихотворения? Как бы вы его определили — грустный, радостный, печальный, оптимистичный, безысходный, светлый?

Финал стихотворения олицетворяет светлую нотку и надежду. Автор описывает свои будущие действия и перспективу возвращения к дому. Видение огоньков вдали указывает на близость места, где его ждут. Этот момент создает оптимистичное и радостное настроение, подчеркивая надежду на возвращение к дому и уюту.

Страница 194

Фонохрестоматия

C. A. Есенин. «Топи да болота...»

1. Ранние стихи Сергея Есенина обычно читают на высоком эмоциональном подъёме, подчёркивая свойственное молодости «половодье чувств». Народный артист России Сергей Сазонтьев читает стихотворение сдержанно, скупо проявляет чувства. Как вы относитесь к такому исполнению стихотворения?

Я отношусь к такому исполнению стихотворения с пониманием и уважением. Сдержанность в прочтении может придать произведению особую глубину и тонкость. Иногда более сдержанное исполнение может подчеркнуть внутреннюю гармонию и меланхолию текста, раскрывая его с другой стороны. Каждый артист выбирает свой собственный подход к интерпретации произведений, и в этом случае сдержанность может быть частью художественного поиска и восприятия текста.

2. Подготовьте письменный отзыв на чтение актёром стихотворения С. Есенина.

В письменном отзыве можно отразить свои впечатления от чтения актером стихотворения Сергея Есенина. Можно отметить, что сдержанное исполнение актера добавило произведению особой атмосферы и позволило сконцентрироваться на глубоком подтексте текста. Важно также отметить, как актер передал тонкие нюансы эмоций и образов, придавая им особую живость и реалистичность.

Страница 197

Фонохрестоматия

Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...»

1. Начиная читать стихотворение, актёр выделяет голосом эпитет «суровый». Как вы думаете, согласуется ли это с позицией автора? Почему автор использовал инверсию в первой строке стихотворения?

2. Почему и поэта, и актёра более всего волнует обычное, простое в окружающей природе?

И поэта, и актера волнует обычное и простое в окружающей природе потому, что именно в простых, ежедневных явлениях они видят источник вдохновения, красоты и глубины. Эти явления являются частью общего порядка мира, они несут в себе глубокий смысл и символизм, позволяя поэту и актеру находить новые аспекты и перспективы в своем творчестве. Простота природы обладает своей уникальной магией и загадкой, которая привлекает внимание и вдохновляет на творчество.

3. В каких строках стихотворения с наибольшей полнотой выражена мысль о единении человека и природы?

В последнем четверостишии идет речь о единении человека и природы:
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Страница 199

Размышляем о прочитанном

1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?

"купола церкви, заросшего яркой травой" - эта образная фраза оживляет картину деревенского пейзажа, придавая ему теплоту и природную красоту;
"зеленый простор" - эта метафора создает образ бескрайних полей или лугов, наполняя стихотворение свежестью и открытостью;
"туманная и всегда бегущая речка" - эта живая образная характеристика реки придает ей динамичность и загадочность;
"деревянная школа с новым забором" - этот образ призывает к образу детства и ностальгии, создавая атмосферу уюта и безмятежности.

2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или ра достно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом?

Когда мне грустно или радостно, я бы выбрал стихотворение Сергея Есенина "Топи да болота...". Это стихотворение, наполненное пронзительной грустью и одновременно радостью от встречи с родным краем. Есенин использует разнообразные художественные средства, чтобы передать свое настроение: эпитеты ("темные ели", "суховатая липа"), метафоры ("хвойной позолотой взвенивает лес", "синий плат", "лесные кудри"), олицетворения ("ракиты слушают", "елям снится") и народные выражения, которые придают тексту особую колоритность и близость к народной душе. Все эти приемы помогают автору передать свое настроение и переживания читателю, делая стихотворение эмоционально насыщенным и ярким.

Страница 202

Фонохрестоматия

И. А. Гофф. «Русское поле». Песня на стихи И. А. Гофф «Русское поле». Музыка Я. Френкеля

1. Какие чувства и настроения сменяют друг друга в чтении актрисой стихотворения Инны Гофф «Русское поле»?

В чтении актрисой стихотворения Инны Гофф "Русское поле" сменяются различные чувства и настроения. Сначала звучит нотка ностальгии и тоски, когда автор вспоминает своё детство на русском поле, которое уже навсегда осталось в прошлом. Это чувство утраченного времени и ушедшей юности создает меланхолическое настроение.

Однако, по мере чтения, в тексте проскальзывает искра надежды и умиротворения. Автор видит красоту и величие своей родины, она воспринимается им как что-то более возвышенное и вечное. Эта гармония с природой и связь с родной землёй придают тексту определённую глубину и спокойствие.

2. Сравните чтение актрисы и исполнение песни. У кого, у актрисы или у певцов, было больше возможностей разнообразить характер исполнения, показать различные оттенки переживаний лирического героя? Как вы думаете, почему?

Страница 203

Фонохрестоматия

Б. Ш. Окуджава. «По Смоленской дороге».

Песня Б. Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге»

1. Сравните чтение стихотворения Булата Окуджавы народным артистом России Леонидом Кулагиным и исполнение песни.

2. Как вы считаете, различается ли общий эмоциональный настрой актёрского чтения и звучания песни? Чем?

3. Каким вам представляется характер, возраст, судьба, настроение лирического героя прочитанного стихотворения и лирического героя песни? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 2 страница 188-208