Страница 140
Размышляем о прочитанном
1. Что добавили в понимание личности Твардовского высказывания о нём и какой вам видится личность поэта? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Из высказывания о Твардовском мы видим его преданность творчеству и приверженность идеалам добра. Твардовский стремился к работе в уединении, уделяя трепетное внимание своим творческим планам. Это указывает на его глубокое внутреннее погружение в мир литературы и искусства. Его убеждение в том, что зло временно на земле, свидетельствует о его оптимистическом взгляде на жизнь и вере в преодоление трудностей.
Слова художника О.Г. Верейского подчеркивают искренность и независимость мышления Твардовского. Он был человеком, который жил для других, стремясь принести облегчение и поддержку окружающим. Это говорит о его гуманистических ценностях и стремлении сделать мир лучше через свои творческие усилия.
2. Прочитайте воспоминания об А. Т. Твардовском, используйте их в устном сообщении о писателе.
Страница 141
Фонохрестоматия
1. Как вы считаете, о чём это стихотворение — о времени года или о жизни человека?
Это стихотворение может быть воспринято как метафора о жизни человека, скрытая за образом июльского времени года. Через описание июльского момента, когда приходит наивысшая точка лета, поэт передает идею о проходящем времени и непреодолимом ходе жизни. Как и лето, жизнь имеет свои фазы: моменты расцвета и увядания, радости и прощания. В стихотворении присутствует образ кукушки, которая напоминает о прошедшем времени, подчеркивая неотвратимость ухода, что также может быть интерпретировано как символичное отражение процесса старения и ухода молодости. Таким образом, стихотворение может быть рассмотрено как метафора о жизненном цикле человека, его изменениях и непредсказуемости времени.
2. Как своим чтением актёр вовлекает слушателя в сопереживание с мыслями поэта о скоротечности жизни, о том, что «Считай, что песня спета, Считай, поллета нет...»?
Страница 144
1. Стихотворение «Хотят ли русские войны?..» было написано в 1961 году. В том же году композитор Э. Колмановский переложил стихи на музыку. Впервые песня прозвучала тогда же в исполнении М. Бернеса. Знакомы ли вы с песней на стихи поэта? Какую «ту войну» вспоминает поэт в стихотворении? Почему в 1961 году эти воспоминания имели особое звучание?
Песня "Хотят ли русские войны?.." была написана в период после Второй мировой войны, когда мир находился в состоянии Холодной войны. В этом стихотворении поэт задается вопросом о том, хотят ли русские люди новых войн, вспоминая страшные события Великой Отечественной войны.
В 1961 году воспоминания об этой войне были особенно актуальными и болезненными для многих советских граждан. Несмотря на то, что прошло уже более 15 лет после окончания войны, ее последствия продолжали ощущаться в обществе. Многие люди, как ветераны, так и их дети, еще прекрасно помнили ужасы войны, потери и страдания. В то же время, в 1961 году, мир находился на грани ядерной войны из-за кризиса на Кубе, что добавляло напряженности и тревожности обстановке. Поэтому вопрос о желании русских войны в этот период звучал особенно остро и актуально, заставляя людей задуматься о страшных последствиях военных конфликтов.
2. Можно ли сказать, что и сегодня текст песни остался современным? Подтвердите свой ответ строками из песни.
Согласен, текст песни остаётся современным и в наше время. Он выражает стремление к миру и неприятие войны, что актуально и сегодня. Вот строки из песни, подтверждающие это:
"Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю грустную свою."
Эти строки выражают желание сохранить мир и предотвратить военные страдания, что остаётся актуальным и в наши дни.
3. Выучите стихотворение наизусть и подготовьте к выразительному чтению в классе.
Страница 151
1. Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у автора? Какую роль в повествовании играет описание лошади?
Лошади в рассказе играют важную роль, не только как символ прошлого времени, когда они были незаменимыми помощниками человека, но и как объект жалости и сочувствия. Автор использует описание лошади, чтобы подчеркнуть изменения в обществе и отношении к природе в результате технического прогресса. Этот образ напоминает читателю о важности заботы о животных и уважении к природе, которые могут быть утрачены в современном мире.
2. Как объяснить название рассказа и слова: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег...»? В чём рассказчик обманул Рыжуху?
Название рассказа "О чем плачут лошади" отражает центральную тему произведения - понимание эмоций и переживаний животных, в данном случае лошадей. Оно подчёркивает трагическое состояние Рыжухи и других лошадей, которые переживают утрату тех времён, когда люди относились к ним с заботой и уважением.
Фраза "В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег..." выражает идею о внутреннем стремлении каждого человека к истинным ценностям и чувствам. В данном контексте это символизирует искреннюю скорбь и понимание автором трагической утраты и потери связи с прошлым.
Рассказчик обманул Рыжуху, когда он сказал ей, что его конь Карько, умерший во время войны, был великим вещим Олегом и что он отправился искать его могилу. Этот обман позволил рассказчику ободрить Рыжуху и дать ей надежду на встречу с другом. Однако, в действительности, рассказчик не смог найти могилу своего коня, и эта ложь, в определённом смысле, стала искренним проявлением сострадания и понимания Рыжухи.
3. Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращён ко всем нам
Рассказ "О чем плачут лошади" действительно затрагивает глубокие темы, которые могут вызвать размышления у читателя. Он обращается ко всем нам, потому что касается утраты ценности и уважения к животным, когда они перестают быть для нас важными и становятся просто инструментами или объектами эксплуатации.
Рассказ напоминает нам о важности эмпатии, сострадания и уважения к окружающему миру. Он заставляет задуматься о том, как часто мы забываем о чувствах и нуждах других живых существ, о том, как наше отношение к ним может влиять на их благополучие и самочувствие.
Страница 159
1. С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, цветах, травах? Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования?
Подробное описание реки, рыбалки, цветов и трав в рассказе "Кукла" выполняет несколько функций. Во-первых, оно создает атмосферу и образы, погружая читателя в атмосферу природы и придавая повествованию живую образность. Это позволяет автору передать не только внешний мир, но и внутренние переживания и эмоции персонажей.
Во-вторых, описание природы служит контрастом для дальнейшего изложения главной темы рассказа - разрушения природной среды и экологических проблем. Автор противопоставляет идиллический облик реки в прошлом и ее современное состояние, заставляя читателя задуматься о последствиях человеческой деятельности.
Ужас автора вызывает текущее состояние реки, которая была некогда живописным и богатым водоемом, а теперь стала загрязненной и обмелевшей. Он говорит о бедах экологии и проблемах, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов. Автор призывает к бережному отношению к природе и экологической осознанности, чтобы сохранить ее красоту и богатство для будущих поколений.
2. Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», затем «Кукла». Как вы думаете, какое название лучше? Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча?
Название "Кукла" более удачно отражает основную тему и символику рассказа. Кукла в этом произведении становится метафорой для человеческой жизни и души, которые подвергаются воздействию внешних сил и страдают от безразличия и жестокости окружающего мира. Таким образом, название "Кукла" лучше подчеркивает главную идею рассказа и его символическое значение.
Отношение взрослых и детей к куклам в рассказе показано как безразличное и даже жестокое. Это отношение символизирует равнодушие и жестокость общества в целом к тем, кто находится в более уязвимом положении. Для героя отношение взрослых и детей к куклам стало символом общего морального упадка и развращенности общества, что приводит его к глубокому отчаянию и разочарованию.
Автор постоянно вспоминает о военном времени, чтобы подчеркнуть контраст между тем, как люди вели себя в тяжелые времена войны, когда каждый день был исполнен страха и лишений, и тем, как они ведут себя в мирное время, когда нет таких экстремальных обстоятельств. Это связано с событиями, возмутившими Акимыча, потому что они напоминают ему о том, как люди могут быть жестокими и безжалостными даже в условиях мира и благополучия.
3. Сравните рассказ Е. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского. Какое произведение (стихотворение или рассказ) оказало на вас более сильное впечатление? Почему?
Оба произведения обращаются к символике куклы, но, как вы правильно отметили, в рассказе Носова "Кукла" дан образ жестокости и равнодушия современного общества, а в стихотворении Случевского кукла просто становится объектом детской игры.
Рассказ Носова воздействует сильнее, так как он поднимает более глубокие и трагические аспекты человеческих отношений и показывает, как равнодушие и жестокость могут привести к страданиям и разрушению. В свою очередь, стихотворение Случевского скорее вызывает ностальгию и нежность по детству, описывая простую и безобидную сцену из детства.
Страница 162
1. Что имела в виду тётя Оля, когда сказала: «Да, сгорел... Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...»?
Её слова отражают понимание того, что даже короткая жизнь может быть наполнена яркими моментами, подвигами и смыслом. Так же, как красные маки, которые расцветают лишь на короткое время, но приносят радость и красоту.
Подобные моменты заставляют человека задуматься о том, что жизнь бывает непредсказуема, но важно прожить её настоящим, с полной отдачей, как это сделал сын тёти Оли, и как это делают маки, расцветая на мгновение, но в полной красе.
2. Как вы понимаете конец рассказа? Почему тётя Оля отдала предпочтение макам? Какие литературные приёмы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков?
Тетя Оля, выбрав маки для своей клумбы, восприняла их как символ яркой, но короткой жизни. Эти цветы отражают не только краткость времени цветения, но и красоту, которая может ярко проявиться даже в таком коротком периоде. Таким образом, выбор маков стал для тёти Оли способом почтения памяти о её сыне, который также прожил короткую, но насыщенную и яркую жизнь.
Литературные приёмы, использованные автором для описания красоты маков, помогают передать их эфемерность и одновременно интенсивность. Олицетворение и сравнения создают образы, которые подчеркивают необычайную яркость и красоту цветов, а эпитеты добавляют к ним живости и эмоциональной насыщенности.
3. O чём этот рассказ Е. И. Носова и как можно объяснить его название?
"Живое пламя" как название рассказа является метафорой, отсылающей к макам, которые в рассказе стали символом скоротечной, но яркой и насыщенной жизни. Маки, подобно живому пламени, кратковременно, но с яркостью своего цветения привлекают внимание и оставляют глубокое впечатление. Таким образом, название "Живое пламя" отражает ключевую тему рассказа о короткой, но насыщенной жизни, которая может быть полна ярких моментов, подобно мгновению вспыхивающему пламени.
4. Представьте себе клумбу с цветами, расскажите, какие цветы росли бы на ней. Какие цветы посадили бы вы на своей клумбе? Почему?
На моей клумбе я бы посадил разнообразные цветы, чтобы создать яркое и красочное сочетание. Розы добавили бы нежности и романтики, а их аромат привнес бы изысканность. Лаванда успокоила бы и расслабила своим ароматом, а сиреневый цвет придал бы клумбе легкость и изящество. Петунии с их разнообразием цветов придали бы яркости и радости клумбе. Лилейники добавили бы изысканности и изящества, а их аромат вдохновил бы на спокойствие. Георгины придали бы клумбе живости и красочности своими яркими цветами. Гвоздики добавили бы стойкости и устойчивости клумбе своими прочными и долговечными цветками. Все эти цветы вместе создали бы гармоничное и привлекательное сочетание, принося радость и восхищение своей красотой.
Страница 176
1. Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи? По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах?
Поведение Яшки и Володи по дороге к реке сильно контрастирует друг с другом. Яшка ведет себя более раскрепощенно, шумно и развязно, в то время как Володя идет тихо и спокойно, показывая свою новичковскую скромность и осторожность. Яшка, как местный мальчишка, демонстрирует свою знакомство с окружающей местностью и ее обитателями.
Яшка узнавал о приближении уток и звенящих дроздов по звукам природы. Когда он услышал звуки дроздов, он догадался, что они прилетели на рябину к тете Насте в огород. Это говорит о том, что Яшка обладает хорошим знанием местных привычек птиц и знает, где они могут собираться в определенное время. Он также поделился с Володей своим опытом охоты на дроздов, объяснив, как мальчишки рассыпают рябины на поле, чтобы привлечь дроздов, а затем ловят их сетью. Этот рассказ показывает, что Яшка активно участвует в сельской жизни и обладает опытом в ряде местных занятий и развлечений.
2. Как вели себя в минуту опасности мальчики? Как объяснить, что для Яшки после того, как всё кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?
В минуту опасности Яшка и Володя по-разному реагировали на происходящее. Володя, оказавшись в воде и начав тонуть, впал в панику и потерял контроль над собой. Он испугался и не смог самостоятельно выбраться из опасной ситуации.
С другой стороны, Яшка, хотя и испугался в начале, смог собраться с силами и принял решительные действия. Он вернулся, чтобы спасти Володю, несмотря на риск и опасность, связанные с подобным спасением.
Для Яшки после того, как удалось спасти Володю, не было ничего на свете милее, чем бледное, испуганное лицо Володи. Это объясняется тем, что в тот момент Яшка осознал ценность человеческой жизни и значимость каждого момента, когда человек остается живым и благополучным. Лицо Володи стало для него символом спасения и счастья, и в этом моменте Яшка осознал, как важно беречь и ценить каждого человека, особенно в моменты опасности и близости к смерти.
3. По высказываниям исследователей творчества Казакова, писатель ничего невыгодного для своих героев не утаивает от читателя, который сам должен решить, насколько они хороши или плохи. Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?
Да, согласен, что Казаков мог бы утаить первоначальную реакцию Яшки на опасность, где он поддался страху и в первый момент не проявил героизма. Этот момент слабости мог бы быть представлен как единичный случай, который не определяет характер героя. Однако автор специально выбрал показать эту сторону характера Яшки, чтобы показать его как реального человека со своими страхами и слабостями.
Показав, что Яшка не сразу справился со своим страхом и не сразу принял решение о спасении Володи, Казаков создал более сложный и реалистичный образ героя. Это позволяет читателю лучше понять его внутренний мир и переживания, а также делает его преодоление страха и спасение Володи более впечатляющим и значимым.
Страница 184
Объясните значение слов и выражений. Какие из них вы хот ели бы использовать в своей собственной речи: «задушевные друзья», «берегите честь смолоду», «ценнейшая черта», «деспотизм», «картинные галереи», «манера человека себя держать», «умственное развитие»?
"Задушевные друзья" - это те, кто очень близок и дорог вам, кто разделяет с вами ваши радости и горести, кто всегда поддержит и поможет в трудную минуту.
"Берегите честь смолоду" - это выражение означает, что важно сохранять свою честь, достоинство и хорошие моральные принципы с самого молодого возраста, чтобы они стали неотъемлемой частью вашей личности.
"Ценнейшая черта" - это самое ценное или важное качество или характеристика чего-либо или кого-либо.
"Деспотизм" - это форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы людей, которые упражняют абсолютный контроль и диктуют свою волю без учета мнения других.
"Картинные галереи" - это коллекции картин, обычно выставленные в музее или галерее, которые представляют собой произведения искусства в виде живописных полотен.
"Манера человека себя держать" - это образ, способ поведения и манера выражения себя, которые определяют стиль и внешний вид человека в обществе.
"Умственное развитие" - это процесс расширения знаний, навыков, способностей и интеллектуальных возможностей человека в течение его жизни.
Воспользуйтесь советами Д. С. Лихачёва, высказанными им в главе «Учиться говорить и писать», например:
1. Чтобы выступление и речь были грамотными, нельзя использовать в сообщении и в разговоре жаргонные слова («словаплевки»).
2. Следите за тем, чтобы выступление не было длинным, — оно должно быть точным и экономным.
3. Чтобы выступление было интересным для всех, оно должно быть интересным для вас и т. д.