menu


ГДЗ по литературе 7 класс Коровина, Журавлев Страница 106-139




Страница 106

Размышляем о прочитанном

1. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ? Как вы понимаете слова Юшки: «Вы, должно быть, любите меня!», «Он [народ] меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» — и слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»? Согласны ли вы с автором? На чьей стороне автор и почему вы так решили? Почему люди «терзали» Юшку?

По-моему, вряд ли можно однозначно утверждать, что народ любит Юшку, как утверждал сам Юшка. Однако, его утверждение о том, что народ его любит, скорее всего, имело оттенок искренности. Под словами Юшки «Вы, должно быть, любите меня!» и «Он [народ] меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» скрывается понимание его собственной невероятной значимости для местного сообщества, несмотря на отсутствие явной проявленной любви. Автор, вероятно, согласен с Юшкой, подчеркивая его важность для окружающих. Люди «терзали» Юшку, вероятно, потому, что они не умели проявлять свою благодарность и любовь открыто, и могли проявлять свои негативные эмоции именно на том, кого считали нужным и близким, в данном случае на Юшке, как на самом близком человеке из тех, кого они знали.

Какими предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов?

Герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов предстают в различных контекстах и образах. Во-первых, Юшка изображен как смиренный и терпеливый, готовый терпеть все обиды и унижения от людей. Его характер выражает сострадание и беззащитность перед жестокостью окружающего мира. В то время как другие персонажи, люди, предстают озлобленными и жесткими, норовя уколоть Юшку или даже унизить его. Они выражают свою агрессию и неудовлетворенность жизнью, перекладывая свои проблемы на Юшку. 

2. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои? Подготовьте рассказ о Юшке, передайте близко к тексту разговоры Юшки с детьми и взрослыми. Как вы понимаете слово «сострадание»? Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?

Читая рассказ Платонова, я испытывал смешанные чувства. С одной стороны, жалость и сострадание к Юшке, который, несмотря на свою болезнь и невыносимые условия жизни, продолжал терпеливо служить другим. С другой стороны, возмущение и гнев по поводу того, как окружающие обращались с ним, не ценя его самоотверженности и доброты.

Рассказ о Юшке передает множество диалогов, в которых Юшка проявляет свою доброту и смирение перед жестокостью и недоброжелательностью окружающих. Он спокойно переносит унижения и обиды, сохраняя веру в доброту и любовь окружающих.

Сострадание, по моему мнению, это способность почувствовать боль и страдания других людей и стремление помочь им в их борьбе. Юшка проявлял сострадание к другим, несмотря на свои собственные трудности, и старался делать все возможное, чтобы облегчить их страдания.

В моей жизни тоже были ситуации, когда я испытывал сострадание к другим людям. Например, у меня был друг, который переживал трудный период в своей жизни из-за семейных проблем. Я чувствовал глубокую сострадательность к его боли и старался быть для него поддержкой и утешением в трудные моменты.

3. Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается он от языка всех окружающих его людей?

Язык Юшки отличается от языка окружающих его людей своей добротой и смиренностью. Он всегда говорил с людьми по-доброму, не возводя голоса и не отвечая на зло со злом. Это отличает его от многих окружающих, которые были озлоблены и агрессивны к нему.

Юшка не понимал жестокости и злобы в отношениях людей друг к другу. Он верил, что люди его любят, но просто не умеют этого показывать из-за своего «слепого» сердца. Он считал, что даже когда дети обижают его, это выражение их любви, так как они не понимают, как правильно выразить свои чувства.

В ответ на дерзость людей Юшка всегда оставался спокойным и терпеливым. Он утверждал, что не может никому мешать, так как он, как и все люди, был рожден на этой земле и является ее частью. Его язык отличался от языка окружающих его людей именно этой мудростью и пониманием единства с миром.

Фонохрестоматия

А. П. Платонов. «Юшка»

1. Почему детям Юшка казался непонятным, странным, почему они хотели, чтобы Юшка рассердился, озлобился, взял хворостину?

Для детей Юшка представлялся непонятным и странным, потому что его реакция на их обиды была неожиданной и не соответствовала их представлениям о том, как должен отвечать взрослый на провокации. Дети хотели, чтобы Юшка рассердился или озлобился, потому что это соответствовало их представлениям о том, как должен реагировать человек на нападки и унижения. Они ожидали, что Юшка возьмет хворостину или накажет их за свои действия, и не могли понять, почему он продолжал терпеть их обиды без возмущения.

2. Как вы понимаете слова Юшки о том, что дети его любят, но они не умеют любить? Как актриса с помощью интонации, эмоциональной окраски голоса сумела передать непонимание детьми истинной любви Юшки?

Дети не могли осознать глубину его чувств и предпочитали выражать свою неудовлетворенность и агрессию. В результате, они причиняли Юшке боль и страдания, не понимая, что их действия далеки от истинной любви.

Интонация и эмоциональная окраска голоса актрисы помогли передать непонимание детьми сути истинной любви, которую испытывал Юшка. Голос был наполнен удивлением и сомнением, выражая трудность понимания такого высокого чувства, как сострадание и терпение. Дети не могли себе представить, что кто-то может так беззаветно проявлять доброту, и поэтому их реакция была настороженной и недоуменной.

3. В каких случаях взрослые люди обижали Юшку? Почему злых людей кротость Юшки приводила в ожесточение?

Взрослые люди обижали Юшку в различных ситуациях: когда сами были обижены или злы на что-то, либо находились под воздействием алкоголя. Они вымещали свою злость на беззащитном Юшке, используя его как объект для снятия своих негативных эмоций. Кротость и смиренность Юшки вызывали у злых людей ощущение раздражения и ожесточения, так как они не могли понять его спокойной реакции на их агрессию. Вместо того чтобы протестовать или защищаться, Юшка продолжал терпеливо переносить унижения, что еще более раздражало и разжигало злость тех, кто обижал его.

4. С каким чувством актриса читает строки о злых людях? Осуждает она этих людей или сожалеет о них? Как вы думаете, передала ли актриса Алина Покровская авторское отношение к Юшке и окружающим его людям?

5. В каких эпизодах рассказа начинает звучать музыка? Помогает ли музыка Георгия Свиридова глубже понять слушателю душу Юшки?

6. Как вы думаете, почему всегда кроткий и незлобивый Юшка не сдержался, «осерчал», резко ответил прохожему? Как актриса передаёт нарастание конфликта в диалоге Юшки и прохожего?

Юшка всегда был кротким и незлобивым, но когда прохожий пожелал ему смерти, это перевалило чашу терпения. Юшка не сдержался и ответил ему резко, защищая свою жизнь и ценность своего существования. Актриса передает нарастание конфликта в диалоге Юшки и прохожего через интонацию и эмоциональное напряжение. Голос Юшки становится более напряженным и решительным, отражая его готовность защищать свои права и достоинство.

7. С каким чувством актриса повествует о девушке, которую Юшка научил любить людей?

Актриса с живостью передает историю девушки, которую Юшка научил любить. Её голос звучит ярко и эмоционально, когда она описывает жертвенность и сострадание этой девушки. В ней присутствует искреннее уважение к силе и доброте сердца героини, которая смогла обратить свои страдания в помощь другим.

Страница 121

Размышляем о прочитанном

1. Как можно объяснить заглавие рассказа?

Заглавие рассказа "Мир" может быть объяснено как символ стихии жизни, которая противоречива и могущественна. Оно подчеркивает дуализм мира, который одновременно прекрасен и суров, полон радости и горя, добра и боли.

2. О чём поведал автор читателям? Над чем заставил задуматься?

Автор повествует о борьбе человека с непредсказуемыми силами мира. Он заставляет задуматься о необходимости помощи и сочувствия к другим, а также о борьбе с несправедливостью и трудностями, с которыми приходится сталкиваться каждому.

3. Кто главный герой рассказа?

Главным героем рассказа можно считать Мальцева, который представляет собой символ борьбы и стремления к добру. Однако, также важную роль играет рассказчик, который помогает Мальцеву выйти из трудной ситуации.

4. Чего больше всего хотели Мальцев и его помощник?

Мальцев и его помощник хотели, чтобы каждый человек находился на своем месте и вносил свой вклад в общее благо. Они стремились к порядку и справедливости, желая, чтобы каждый делал то, что ему подходит и приносило радость.

5 . Есть ли сходство платоновских героев (Никиты, Юшки, неизвестного цветка) с Мальцевым? В чём оно? В чём их непохожесть?

Сходство между героями Платонова (Никитой, Юшкой, неизвестным цветком) и Мальцевым заключается в их стремлении к простоте, смиренности и желании помогать другим. Они все ищут смысл жизни в служении ближнему. Однако, их непохожесть проявляется в характере и ситуациях, с которыми они сталкиваются: Никита и Юшка еще не сформировались как личности, в то время как Мальцев уже прошел через многое и продолжает бороться за свои убеждения.

6. Опишите состояние рассказчика, когда он смотрел на машину «ИС»? С чем он сравнивал свою радость?

7. Как, по словам рассказчика, Мальцев вёл машину? Вспомните эти сравнения. Почему Мальцеву было грустно с помощником?

Рассказчик описывал, что Мальцев вел машину с удивительной ловкостью и мастерством, словно танцуя на тонкой краю между жизнью и смертью. Он сравнивал его с человеком, умеющим читать каждый поворот и изгиб дороги, словно книгу, и предвидеть все возможные препятствия на пути. Мальцев был грустен с помощником, потому что он чувствовал, что тот не мог полностью понять его чувства и переживания, связанные с ситуацией, в которую он попал.

8. Что случилось с Мальцевым и как старался помощник помочь ему в этой трагической ситуации?

После того как молния ударила в поезд, Мальцев ослеп и продолжал управлять поездом, руководствуясь своим воображением и памятью. Помощник Мальцева пытался поддержать его и в конечном итоге отвел его к врачу, чтобы получить помощь.

9. Как заканчивается рассказ и о чём говорит этот финал? Что помогло победить слепоту Мальцева?

Рассказ завершается тем, что Мальцеву возвращается зрение, и он снова возвращается к работе машиниста. Рассказчик становится его помощником, и благодаря этому Мальцев преодолевает свою слепоту. Именно вера и поддержка рассказчика помогают Мальцеву вернуться к нормальной жизни и продолжить свою работу.

Страница 127

Размышляем о прочитанном

1. Используя статьи учебника и словаря «Русские писатели. XX век», подготовьте сообщение о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака.

Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский поэт, прозаик и переводчик, родившийся в 1890 году в Москве. Его детство было пронизано творчеством благодаря родителям: отец, художник, и мать, талантливая пианистка. Пастернак унаследовал от них любовь к искусству. Его увлечением была также музыка, которой он уделял много времени в молодости, хотя впоследствии его имя стало ассоциироваться прежде всего с поэзией и прозой.

В начале XX века он учился на юридическом отделении историко-филологического факультета Московского университета, где окунулся в интеллектуальную атмосферу времени. Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году, и с того момента его творчество начало приобретать признание.

В годы Великой Отечественной войны Пастернак жил в эвакуации в Чистополе, где он продолжал писать, несмотря на трудности времени. Его произведения в этот период отражают глубокие переживания и мудрость, накопленную на протяжении жизни.

Трагический конец пришел в мае 1960 года, когда он скончался от рака легких в своем доме в Переделкино под Москвой. Его творчество остается важным наследием для мировой литературы, и его влияние продолжает ощущаться и по сей день.

2. Прочитайте стихотворения Пастернака. Подумайте, о чём говорит поэт строчками: «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений.

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой...»; «И опять зачертит иней...»?

В этих строках Пастернак описывает зимний пейзаж, где белые, мокрые комья снега мелькают мимо, словно быстрый промельк маховой. Он передает образ быстро движущегося снега, который выглядит как быстро мелькающие комья в зимнем воздухе. И опять зачертит иней - это отсылка к повторному покрытию окон инеем, что символизирует повторение зимы и тех же унылых ощущений.

2. Вызывает ли у вас описание природы в стихотворениях Пастернака удивление? Если да, то почему? Создаётся ли у вас впечатление, что природа «объясняется от своего имени»?

Описание природы в стихотворениях Пастернака вызывает удивление своей глубиной и эмоциональностью. Поэт передает не только внешний мир, но и свои внутренние переживания через образы природы. Впечатление создается такое, будто природа сама обращается к читателю, говорит своим голосом, объясняя свою суть.

3. Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в свою речь: сумерки, портьеры, неожиданно, причуда, сквозной проём.

Сумерки - период перехода от дня к ночи, когда свет становится тусклым. Портьеры - тканевые завесы на окнах или дверях. Неожиданно - внезапно, непредвиденно. Причуда - странный, необычный поступок или явление. Сквозной проем - проем, пронизывающий что-то с одной стороны на другую, пропускающий воздух или свет.

Страница 135

Фонохрестоматия

1. Как бы вы определили интонацию, с которой актриса читает стихо творение Ахматовой, — суровая, мужественная, скорбная, торжественная, величественная, призывная? Подберите наиболее точные, по вашему мнению, эпитеты. Обоснуйте свой выбор в развёрнутом устном ответе.

2. Стихотворение напоминает и по форме, и по содержанию воинскую клятву, но в воинской клятве, присяге звучат слова о защите родной страны, в стихотворении же поэт клянётся сохранить «великое русское слово». Равнозначны ли эти понятия?

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 2 страница 106-139