Страница 5 Проверьте себя 1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении? 2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», немецкая — «В хороших книгах охотно роются», английская — «Выбирай писателей так, как выбираешь друга». Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их. Обогащаем свою речь Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы, приведите примеры их употребления в речи:· талантливый писатель —· талантливый читатель —· творческое воображение —· читать вдумчиво —· найти точные слова —· стремление к лучшему — Страница 8 Проверьте себя 1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах. 2. Какие качества Петра I навсегда сохранились в народных преданиях? Как вы думаете почему? Обогащаем свою речь Как вы понимаете словосочетания: содержит сведения, родоначальник первой княжеской династии, цикл сказаний, Петровская эпоха, раскованность в поведении героев, землепашцы, мастеровые? Перескажите статью Н. Криничной, употребив перечисленные словосочетания. Страница 9 Размышляем о прочитанном Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Пётр Первый? На что обращает внимание народный сказитель? Будьте внимательны к слову 1. Как можно объяснить слова предание, летопись, быличка? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах. 2. Подготовьтесь к пересказу одного из преданий, сохранив особенности языка повествования. 3. Объясните смысл слов и словосочетаний: грозный, дать вольную, крепкое слово, шабашить. Фонохрестоматия Предание. «Пётр и плотник» 1. Послушайте народное предание о царе Петре и плотнике. Подумайте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему? Отличия заключаются в: 2. Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр в словах Петра, обращённых к плотнику? 3. Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти? 4. Подготовьте выразительное чтение предания. Постарайтесь в своём чтении передать отношение народа к легендарному образу царя. Страница 13 Проверьте себя В чём «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и статью учёного-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина. Страница 15 Проверьте себя 1. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин? 2. В каком веке появились первые записи былин? Кому принадлежат первые публикации текстов былин? 3. Назовите наиболее известных исполнителей былин. Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор? 4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов. Размышляем о прочитанном 1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать её подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»? 2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты? 3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор). Фонохрестоматия Былины. «Вольга и Микула Селянинович» 1. Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях. Стих былины торжественный, напевный, со множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета. Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха? 2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича? Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр? 3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит? 4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается? Страница 34 Размышляем о прочитанном 1. К какому циклу относится былина «Садко»? Какова её тема? 2. Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий. 3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко? 4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской? Читаем самостоятельно Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Ответьте на следующие вопросы: 1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена? 2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстаёт перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины. 3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют? 4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам? 5. Как вы понимаете концовку былины? Страница 42 Размышляем о прочитанном Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием: 1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал? 2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»? 3. О чём рассказывают древние руны? 4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния? 5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны? 6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает? 7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы». 8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.