menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 5-54


Страница 5

Проверьте себя

1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?

Советы М. Горького, К. Паустовского и Д. Лихачева о чтении книг являются ценными и могут быть полезными для каждого читателя. Вот какие из них кажутся важными и какие из них можно применять при чтении:

Любовь к человеку и книге (Максим Горький): Этот совет подразумевает, что чтение книги должно быть источником радости и вдохновения. Любовь к человеку означает, что через книгу мы можем понять человеческие истории, эмоции и опыт. Этот совет подчеркивает важность чувственного и эмоционального подхода к чтению, что может сделать процесс более насыщенным и значимым.

Внимательное и обдуманное чтение (Константин Паустовский): Этот совет призывает читателя быть внимательным и осознанным при чтении. Вместо быстрого просмотра текста следует уделять внимание деталям, размышлять над смыслом и контекстом произведения. Этот подход может помочь лучше понять и усвоить содержание книги.

Поиск своей любимой книги (Дмитрий Лихачев): Идея заключается в том, что у каждого человека есть книга, которая особенно близка и важна для него. Это может быть произведение, которое оставило глубокий след в вашей душе или которое всегда приносит вам удовольствие при перечитывании. Поиск такой книги может быть увлекательным и созидательным процессом.

2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», немецкая — «В хороших книгах охотно роются», английская — «Выбирай писателей так, как выбираешь друга».

Русская пословица: "Не на пользу читать, коли только вершки хватать" - Эта пословица подчеркивает важность глубокого и осмысленного чтения. Она предупреждает, что поверхностное чтение, без понимания и усвоения материала, бесполезно. Чтение должно быть осмысленным и приводить к накоплению знаний.

Немецкая пословица: "В хороших книгах охотно роются" - Эта пословица подчеркивает, что интересные и качественные книги способны захватить внимание читателя. Если книга увлекает, то читатель готов уделять ей больше внимания, исследовать ее содержание и углубляться в ее мир.

Английская пословица: "Выбирай писателей так, как выбираешь друга" - Эта пословица подразумевает, что выбор авторов и произведений для чтения должен быть тщательным. Подобно выбору друзей, читатель должен выбирать авторов, чьи работы соответствуют его интересам и ценностям. Это помогает читателю находить более глубокую связь с текстами.

Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.

"Читать — значит путешествовать, не выходя из дому" - Эта пословица подчеркивает, что чтение книг позволяет человеку исследовать разные миры, познавать разные культуры и переживать разные приключения, не покидая свой дом.

"Книги — наши лучшие друзья" - Это известное выражение подчеркивает, что книги могут быть надежными и преданными спутниками в жизни человека. Они могут учить, развлекать и вдохновлять.

"Чтение - это пища для разума" - Это выражение подразумевает, что чтение книг питает и развивает ум и интеллект человека, так же как еда питает тело.

"Книга - ключ к знанию" - Эта пословица указывает на то, что чтение книг открывает доступ к знаниям и информации, которые могут обогатить нашу жизнь.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы, приведите примеры их употребления в речи:· талантливый писатель —· талантливый читатель —· творческое воображение —· читать вдумчиво —· найти точные слова —· стремление к лучшему —

Талантливый писатель:

Значение: Писатель, обладающий особенным искусством и способностью создавать литературные произведения, привлекательные для читателей.
Синонимы: одаренный писатель, гениальный автор, искусный литератор.
Пример: Лев Толстой был талантливым писателем, чьи произведения оставили неизгладимый след в мировой литературе.
Талантливый читатель:

Значение: Человек, обладающий способностью понимать и ценить литературные произведения, а также способный видеть глубину и художественную ценность текста.
Синонимы: ценитель литературы, образованный читатель, искушенный книголюб.
Пример: Он был талантливым читателем, способным выявить скрытые смыслы и метафоры в произведениях классической литературы.
Творческое воображение:

Значение: Способность придумывать новые идеи, образы и концепции; особый вид воображения, используемый в процессе творчества.
Синонимы: художественное воображение, креативное мышление, фантазия.
Пример: У писателя было богатое творческое воображение, благодаря чему его романы были насыщены яркими образами и неожиданными сюжетными поворотами.
Читать вдумчиво:

Значение: Чтение с глубоким пониманием и размышлением над текстом, а не поверхностное просматривание.
Синонимы: анализировать текст, изучать внимательно, погружаться в книгу.
Пример: Она любила читать вдумчиво, делая пометки и заметки в книге, чтобы лучше усвоить информацию.
Найти точные слова:

Значение: Использовать язык таким образом, чтобы передать свои мысли или чувства максимально точно и выразительно.
Синонимы: подобрать точные выражения, выбрать правильные слова, излагать ясно и ярко.
Пример: Поэт старался найти точные слова, чтобы передать свое восхищение природой в своих стихах.
Стремление к лучшему:

Значение: Желание улучшить себя, свои навыки или результаты в какой-либо области.
Синонимы: амбиции, жажда совершенствования, стремление к успеху.
Пример: Ее постоянное стремление к лучшему позволило ей достичь выдающихся результатов в своей профессии.

Страница 8

Проверьте себя

1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.

"Илья Муромец и Соловей-разбойник" - В этой былине рассказывается о приключениях легендарного русского богатыря Ильи Муромца и его схватке с Соловьем-разбойником.

"Алеша Попович и Тугарин Змей" - Эта былина рассказывает о подвигах Алеши Поповича, другого известного богатыря, и его схватке с Тугариным Змеем, злобным чудовищем.

2. Какие качества Петра I навсегда сохранились в народных преданиях? Как вы думаете почему?

На это есть несколько причин

Сильный исторический след: Петр I оставил непередаваемый след в истории России. Его правление было периодом значительных реформ и модернизации страны. Он осуществил ряд ключевых изменений, провел реформы в армии и государственном управлении. Эти действия требовали активности и решительности.

Образ национального героя: Петр I стал символом сильного и энергичного лидера, который поднял Россию на мировой арене. Его личность и правление считаются одними из ключевых вех в истории страны. Этот образ национального героя продолжает вдохновлять и восхищать людей.

Позитивное восприятие: Деятельность Петра I оценивается многими как позитивная и благоприятная для страны. Его реформы способствовали укреплению России и ее превращению в мощную империю. Это влияет на положительное восприятие его личности и качеств в исторической и народной памяти.

Обогащаем свою речь

Как вы понимаете словосочетания: содержит сведения, родоначальник первой княжеской династии, цикл сказаний, Петровская эпоха, раскованность в поведении героев, землепашцы, мастеровые? Перескажите статью Н. Криничной, употребив перечисленные словосочетания.

Содержит сведения: Это означает, что рассматриваемый текст, документ или источник информации содержит информацию или данные по какой-либо теме или событию. Это может быть информация о прошлом, научные факты, описание событий и многое другое.

Родоначальник первой княжеской династии: Это выражение указывает на лицо или фигуру, считающуюся основателем первой княжеской династии в истории. Это может быть человек, который установил или возглавил первую династию правителей.

Цикл сказаний: Это набор или группа рассказов или легенд, объединенных общей темой, персонажами или сюжетом. Эти рассказы могут быть связаны между собой и составлять единое повествование.

Петровская эпоха: Это период в истории, связанный с правлением или деятельностью Петра Великого, русского императора, который провел масштабные реформы и модернизацию России в конце XVII и начале XVIII века.

Раскованность в поведении героев: Это указывает на свободный и непринужденный характер поведения персонажей. Герои проявляют открытость и независимость в своих действиях и отношениях.

Землепашцы: Это обычно означает сельскохозяйственных работников, занятых обработкой земли, земледельцев, земледельческих крестьян.

Мастеровые: Это мастера или ремесленники, обладающие высокими навыками в какой-либо ремесленной деятельности, такой как кузнечное дело, плотничество, ювелирное искусство и др.

Страница 9

Размышляем о прочитанном

Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Пётр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?

Иван Грозный:

В первом рассказе ("Воцарение Ивана Грозного") Иван Грозный изображается как жесткий и беспощадный правитель, который использует смертную казнь как средство укрощения власти и усмирения противников. Этот образ подчеркивает его жесткое правление и авторитарный стиль управления.

Во втором рассказе ("Сороки-ведьмы") Иван Грозный предстает как борец со злом. Этот образ больше связан с народными представлениями о царе как защитнике от негодяев и злодеев. Здесь он воспринимается как благочестивый правитель, сильный и великий.

Пётр Первый:

По описанию Петра Первого, народ отмечает его демократичность, трудолюбие и стремление к новым знаниям. Этот образ подчеркивает его реформаторскую деятельность и стремление к модернизации России. Петр изображается как примерный ученик и мастер, что отражает его стремление к обучению и самосовершенствованию.

Будьте внимательны к слову

1. Как можно объяснить слова предание, летопись, быличка? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах.

Предание - это рассказ или повествование, передаваемое из поколения в поколение устно или путем записи. Оно может включать в себя элементы реальных исторических событий, личностей, а также мифов, легенд, и фольклорных элементов. Предания используются для сохранения и передачи культурных и исторических ценностей, а также для объяснения различных аспектов мира.

Летопись - это исторический документ, который фиксирует события и факты, произошедшие в определенный период времени или историческую эпоху. Летописи могут быть написаны как официальными историками, так и священниками или монахами, и они могут содержать описания важных событий, даты, имена правителей и личностей, а также религиозные и культурные аспекты.

Быличка - это короткий рассказ, рассказываемый устно и часто содержащий элементы мифологии, фольклора или сказочных персонажей. Былички обычно передаются из поколения в поколение и используются для развлечения, обучения, или передачи моральных уроков. Они могут рассказывать о приключениях героев, сказочных существах, или давать ответы на различные вопросы о мире и жизни.

2. Подготовьтесь к пересказу одного из преданий, сохранив особенности языка повествования.

3. Объясните смысл слов и словосочетаний: грозный, дать вольную, крепкое слово, шабашить.

Грозный: Это слово может иметь несколько значений, но в данном контексте оно связано с личностными характеристиками. "Грозный" означает строгий, серьезный, могущественный, сильный или даже страшный. Это слово часто использовалось для описания правителей или лидеров, которые обладали авторитарной властью и проявляли суровость в своих действиях.

Дать вольную: Это выражение означает дать свободу, разрешить что-либо делать без ограничений или надзора. Когда кто-то "дает вольную," это означает, что этому человеку или ситуации позволяют развиваться или развиваться самостоятельно, без вмешательства или контроля.

Крепкое слово: Это словосочетание обычно указывает на убедительное, четкое и весомое утверждение или заявление. Когда кто-то говорит "крепкое слово," это означает, что он или она выражает свое мнение или утверждение с большой уверенностью и настойчивостью.

Шабашить: Это неформальное слово, которое означает веселиться, устраивать шумные и веселые гулянья, вечеринки или развлечения. Когда люди "шабашат," они обычно наслаждаются временем веселья и развлечений.

Фонохрестоматия

Предание. «Пётр и плотник»

1. Послушайте народное предание о царе Петре и плотнике. Подумайте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему?

Отличия заключаются в:

Исторические факты и реальные личности: Предание, как правило, основано на реальных исторических событиях, личностях и культурных традициях. В данном случае, предание о царе Петре предполагает наличие такого исторического персонажа, как Петр I. Волшебная сказка, наоборот, создает мир вымышленных событий, персонажей и мест.

Реализм и национальные черты: Предание обычно передает реализм и национальные черты своей культуры. Оно может быть связано с историческими обстоятельствами, обычаями и традициями народа. Волшебные сказки, напротив, могут содержать элементы фантазии, магии и необъяснимых явлений.

Моральные уроки: Волшебные сказки часто включают в себя моральные уроки или символику, которая может быть скрыта в фабуле. В предании, целью может быть сохранение и передача определенных исторических или культурных ценностей.

Отсутствие магии: Предание обычно не содержит магических элементов и не претендует на создание фантастического мира. Волшебные сказки, напротив, могут быть наполнены волшебством, волшебными существами и чудесами.

2. Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр в словах Петра, обращённых к плотнику?

Уважение, признательность, дружелюбие.

3. Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти?

Черты характера царя, которые запечатлелись в народной памяти, включают:

Трудолюбие: Царь показан как активный и трудолюбивый правитель, который лично участвует в работе и заботится о благополучии своего народа. Это выражается в его готовности выполнять физический труд, взаимодействовать с рядовыми гражданами и принимать участие в различных делах.

Близость к народу: Эта черта характера указывает на то, что царь имеет открытую и дружелюбную связь с народом. Он слушает мнения и потребности своих подданных, старается понять их проблемы и беспокойства, и принимает меры для их решения.

Демократичность: Царь показывается как демократичный правитель, который может обращаться к обычным людям и взаимодействовать с ними на равных. Это может включать в себя отсутствие формальностей и готовность слушать мнения и предложения разных слоев общества.

4. Подготовьте выразительное чтение предания. Постарайтесь в своём чтении передать отношение народа к легендарному образу царя.

Страница 13

Проверьте себя

В чём «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и статью учёного-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Тайна всевластия былин кроется в их способности отразить уклад жизни и национальную историю русского народа. Максим Горький выразил это в своем высказывании о устном народном творчестве, подчеркивая его огромную ценность для понимания культурного наследия.

В статье ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина подчеркивается, что былины — это не просто героические рассказы о богатырях и героях, но и важное историческое доказательство древней русской культуры и быта. В них заслуживают внимания детали о жизни и устройстве первых городов, о дорогах и торговле, об одежде и конской упряжи.

Самое ценное в былинах — это думы и чувства народа, которые воплотились в героических поступках богатырей. Эти поэзии о героях и их подвигах не просто развлекали слушателей, но и учили их, напоминая о ценности патриотизма и служения родине. Богатыри сражаются с врагами и заботятся о мире и благополучии Руси, что подчеркивает их образ как символы национальной гордости и защитников родной земли.

Но былины также описывают повседневную жизнь и труд крестьян, что подчеркивает важность труда и его приоритет над военными подвигами. Они передают торжественность и важность событий, сохраняя разговорные интонации и обогащая тексты гиперболами и постоянными эпитетами.

Страница 15

Проверьте себя

1. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?

Исполнение былин сопровождалось игрой на гуслях. Гусли - это струнные музыкальные инструменты, состоящие из деревянного корпуса с натянутыми струнами. Игрок на гуслях мог сопровождать рассказывание былин музыкой, создавая атмосферу и подчеркивая эмоциональные моменты в повествовании. Это считается традиционным способом исполнения былин и другой устной народной поэзии в древней Руси.

2. В каком веке появились первые записи былин? Кому принадлежат первые публикации текстов былин?

Жанр былины зародился примерно в 10 веке, но первые письменные записи былин были сделаны значительно позже, в 17 веке. Эти записи были осуществлены русскими летописцами и коллекционерами фольклора.

Опубликованы же первые тексты былин в 18 веке. Одним из первых, кто опубликовал тексты былин, был русский писатель и исследователь Иван Дмитриев (1760-1837). Он выпустил сборник под названием "Древние славянские песни, или баллады и былины" в 1800 году. Кроме него, другие исследователи и писатели, такие как Михаил Чулков и Николай Новиков, также сделали вклад в сбор и публикацию былин в 18 веке.

3. Назовите наиболее известных исполнителей былин. Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?

Известные исполнители былин:

Василий Щеголенков: Русский купец и певец былин, который активно распространял и исполнял былины в 18 веке.

Отец и сын Рябинины: Они также были известными исполнителями былин, и их записи оказали значительное влияние на сохранение и передачу устного фольклора.

Аграфена Крюкова: Женщина-певица, которая также активно передавала былины и другие народные песни.

Что касается писателей, которые откликнулись на призыв собирать и записывать фольклор, то важно отметить следующих:

Великий русский поэт Александр Пушкин проявил интерес к фольклору и написал несколько стихотворений, вдохновленных народной поэзией, такие как "Руслан и Людмила" и "Каменный гость".

Писатель Николай Гоголь также обратил внимание на русский фольклор и использовал его мотивы в своих произведениях, включая "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Поэт Александр Кольцов активно интересовался народной поэзией и создал множество стихотворений, отражающих дух и образы русской деревни.

Лексикограф и писатель Владимир Даль собирал фольклорные материалы и работал над созданием словаря русского языка, включая народные выражения и пословицы.

4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов.

Множество художников иллюстрировали былины и сказки в разные периоды и стили. В дополнение к Виктору Васнецову, который был одним из самых известных художников, работавших в этом жанре, важно упомянуть и других талантливых художников, чьи работы также стали популярными и оставили след в истории искусства:

Иван Билибин: Русский художник и иллюстратор, он создал множество иллюстраций к русским сказкам и былинам. Его стиль часто характеризуется национальными мотивами и узнаваемыми композициями.

Илья Репин: Хотя Илья Репин больше известен как художник-портретист и реалист, он также создал некоторые иллюстрации к русским сказкам, включая работу "Золотой петушок".

Иван Яковлевич Билибин: Еще один выдающийся русский иллюстратор, работавший с народной тематикой и сказками. Его стиль отличается яркими красками и орнаментами.

Иван Богданов: Художник, иллюстрировавший множество сказок и былин, включая работу "Русская история" с изображением богатырей.

Размышляем о прочитанном

1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать её подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?

Эта былина посвящена теме крестьянского труда и его важности в русской культуре и обществе.

Подлинным героем былины является Микула Селянинович, который символизирует трудолюбивого и преданного своей работе крестьянина. В этой былине Микула работает усердно на своей земле, пашет и сеет, а затем собирает хороший урожай. Его усилия приносят плоды, и он приглашает мужчин на пир, чтобы отметить успешное завершение сельской работы.

Мужчины начинают называть Микулу "молодым Микулой Селяниновичем" в знак уважения и признания его трудолюбия и успешности. Это выражение является поздравлением и похвалой, подчеркивая его важную роль в коллективе и селенении.

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

Этот момент в былине является ключевым, так как Микула своей физической силой и трудолюбием превзошел дружину, что вызвало уважение Вольги.

Зачин былины, включая рассказ о рождении Вольги и его желании приобрести мудрость, служит для создания контекста и введения персонажей. Этот контекст помогает слушателю или читателю лучше понять характеры и мотивации героев и подготавливает к развитию сюжета. Описание внешнего облика, одежды и труда Микулы Селяниновича важно, так как оно создает образ трудолюбивого и уважаемого крестьянина, а также устанавливает контраст с богатырскими персонажами, которые будут встречаться в дальнейшем.

Гиперболы и постоянные эпитеты, которые часто встречаются в былинах, служат для усиления впечатления и создания эффекта. Например, описание Микулы как "очень красивого, празднично одетого" и его способности работать "легко, с удовольствием" усиливает его образ как идеального крестьянина. Эти стилистические приемы помогают передать важность крестьянского труда и создать образ идеального крестьянина, чем усиливают эффект восхищения и уважения со стороны персонажей и слушателей.

3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Микула Селянинович - это выдающийся образ крестьянина и героя былины. Он характеризуется как сильный, смелый и физически могущественный мужчина. Его смелость проявляется в том, что он осмеливается подраться с мужиками в городе, и это позволяет ему завоевать уважение среди местных жителей.

Микула проявляет свою физическую силу, когда, одной рукой, он легко выдирает свою соху из земли, в то время как Вольга и его дружина не способны выполнить это задание. Это действие символизирует его невероятную силу и силу характера.

Фонохрестоматия

Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1. Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях.

Стих былины торжественный, напевный, со множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.

Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?

Ритм и мелодичность: Актер читает былину нараспев, следя за ритмом и мелодичностью стиха. Древнерусские былины часто имеют особый музыкальный характер, и актер старается передать этот ритм в своем исполнении.

Ударение на окончаниях слов: Актер протягивает гласные в окончаниях слов, что характерно для древнерусского языка и придает тексту особую мелодику и ритм.

Интонационные акценты: Актер выделяет определенные слова или фразы, придавая им особый акцент, чтобы подчеркнуть важные моменты в сюжете или выразить эмоциональную окраску текста.

Полушепот: Иногда актер говорит полушепотом, что может создавать интимную или таинственную атмосферу в рассказе.

2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича?

Торжественность: Чтение с акцентом на торжественности подчеркивает важность и значимость Микулы как героя. Восхищение перед его силой и достижениями может отражаться в актерской интерпретации, делая его образ более величественным.

Подчеркнутые моменты: Актер может выделять определенные моменты в описании Микулы, чтобы подчеркнуть его величие и внешний вид. Это может включать в себя слова или фразы, которые описывают его красоту, силу или богатую одежду.

Интонация восхищения: Восхищение перед Микулой может проявляться в интонациях актера, делая его рассказ более эмоциональным и искренним.

Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?

Актер, выражая доброе отношение к герою Микуле Селяниновичу, стремится передать, что народ любит и уважает этого персонажа. Возможно, актер через свое исполнение старается усилить этот позитивный образ Микулы и подчеркнуть его важность и значимость в русской культуре и сознании народа. В итоге, актер придаёт этому герою статус национального символа и примера для подражания, что способствует созданию положительного образа и укреплению связи между Микулой и народом.

3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит?

В рассказе о мужиках-разбойниках актер использует строгий голос, чтобы подчеркнуть серьёзность и опасность ситуации, в которой Микула оказался. Это создаёт напряжение и драматичность в рассказе.

В эпизоде спора актер придаёт голосу Микулы решительность и уверенность, что отражает его характер и желание защищать свои интересы.

Эти интонационные изменения позволяют актеру более полно объединиться с персонажем и передавать его эмоциональное состояние в разных моментах былины.

4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?

Смелость и решительность: Микула отказывается согласиться с неправильной ценой, предложенной князем, и защищает свои интересы смело и решительно. Он не боится вступить в спор с князем, что подчеркивает его смелость и независимость.

Справедливость и честность: Микула придерживается справедливых принципов и не соглашается на несправедливую сделку. Это показывает его честность и прямоту.

Трудолюбие и усердие: Микула является крестьянским пахарем, что подразумевает его трудолюбие и усердие. Он не только защищает свои интересы, но и демонстрирует, что труд и упорство важны в его жизни.

Чтение актёра помогло лучше представить Микулу Селяниновича и раскрыть его характерные черты. Это достигается следующими средствами:

Интонации: Актёр использует соответствующие интонации, чтобы передать эмоциональное состояние и настроение Микулы в различных моментах разговора.

Постоянные эпитеты: В былинах часто используются постоянные эпитеты, которые характеризуют персонажей. Актёр акцентирует внимание на таких эпитетах, чтобы подчеркнуть ключевые черты Микулы.

Сравнения: В былинах также встречаются сравнения, которые помогают создать образ персонажа. Актёр может подчеркнуть важность сравнений в тексте.

Страница 34

Размышляем о прочитанном

1. К какому циклу относится былина «Садко»? Какова её тема?

Былина "Садко" относится к новгородскому циклу былин. Её тема заключается в истории бедного Садко, который становится богатым купцом благодаря морскому царю. Однако в благодарность морской царь хочет забрать самого Садко, и тот вынужден броситься на дно моря. Царь обещает отпустить его, если Садко выберет самую красивую невесту. В конечном итоге Садко возвращается в Новгород к своей жене.

2. Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.

Главным героем былины "Садко" является богатый купец Садко. Однако, в начале своей жизни, Садко был гуслистом и музыкантом, но мало кто приглашал его на пиры. Он переживал из-за этого и решил пойти на совет морского царя. Морской царь посоветовал ему рассказать купцам о существовании рыбы с золотыми перьями в озере. Садко так и сделал, но купцы не поверили ему и даже поставили условие, что если это оказывается ложью, Садко обязан отдать им свою голову. Однако, это оказалось правдой, и купцы отдали свои товары музыканту. С помощью этих товаров Садко построил тридцать кораблей и отправился в увлекательные путешествия по разным городам, включая Волхов, Ладожск, Неву, и даже Золотую Орду.

3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

Садко оказался в "синем море" после того, как он сделал обещание перед купцами: если его имя уйдет ко дну, он отправится в море. Когда все имена купцов всплыли, а имя Садко осталось на дне, он приготовился выполнить свою обязанность.

Прибыв у царя морского, Садко увидел, что морская царица желает его живую голову. Однако, Садко предложил провести жеребьевку, и купцы записали свои имена на листке бумаги. Когда оказалось, что имя Садко ушло ко дну, он приготовился к своему путешествию в море.

Прибыв к царю морскому, Садко взял с собой гусли и начал играть перед царем морским, заставляя его плясать. Когда море начало разбушеваться и корабли тонуть, Садко приказал царю морскому выдернуть струны на его гуслях. После этого море успокоилось, и Садко завершил свое путешествие.

Путешествия Садко закончились тем, что он вернулся в Новгород и привез с собой богатство бессчетное. Кроме того, он также построил церковь.

4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?

Царь морской хотел пожаловать Садко за его музыкальный талант и игру на гуслях. Он предложил свою дочь в замужество за Садко в знак благодарности за его способность успокаивать море и предотвращать бедствия.

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

Прочитанную былину можно отнести к Киевскому циклу былин. Её тема связана с защитой Руси от врагов и доблестью богатыря.

2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстаёт перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой, потому что он ценил свою свободу и не хотел подчиняться кому-либо. Ему было важно оставаться независимым и свободным в своих действиях.

В победе над Соловьем-разбойником Илье Муромцу помогло его стремление делать добрые дела и силы его доброты. Былина подчеркивает, что добро всегда побеждает зло, и это помогло Илье одержать верх над врагом.

Отношение народа к Илье Муромцу выражается с уважением и добротой. Он является символом добродетели и справедливости, именно поэтому его образ сближается с героями народных сказок. Илья Муромец предстаёт перед нами как удаленький, добрый молодец, богатырь, старый казак и мужик-деревенщина. Его "белы ручушки" и другие эпитеты позволяют представить его как сильного, здорового и смелого персонажа, который всегда готов защищать справедливость и помогать нуждающимся.

3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в тексте выполняют роль выражения симпатии и нежности к главному герою Эти суффиксы добавляют к образу Ильи дополнительное чувство доброты, подчеркивая его добрый и отзывчивый характер. Такие слова создают близкое и теплое отношение к герою со стороны народа и подчеркивают его популярность и обаяние.

4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?

Во время боя Илья Муромец проявил не только бесстрашие, но и решительность, мудрость и умение контролировать ситуацию. Он сумел найти слабое место у Соловья-разбойника и использовать его для своей победы. Это говорит о его стратегическом мышлении и умении анализировать ситуацию на поле боя.

В конце былины Илья Муромец высказывает свое недовольство Соловьем-разбойником и его бесчинствами. Он говорит, что уже хватит этим песням и беспределу, и призывает разбойника прекратить свои злодеяния. Это свидетельствует о его чувстве справедливости и готовности защищать мир и порядок.

5. Как вы понимаете концовку былины?

Концовка былины о Соловье-разбойнике понимается как победа Ильи Муромца над злодеем и установление справедливости. Убийство Соловья-разбойника символизирует победу добра над злом и героя, который готов защищать мир и порядок на Руси. Этот эпизод подчеркивает роль Ильи Муромца как защитника своей земли и народа и его способность покончить с врагами и злодеями.

Страница 42

Размышляем о прочитанном

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

Карело-финский эпос "Калевала" сложился, согласно предположениям учёных, в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племён. Этот эпос был литературно обработан и записан Э. Ленротом в 30-х годах XIX века.

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

Композиция "Калевалы" состоит из двух частей: первая часть включает 32 руны, а вторая - 50.

3. О чём рассказывают древние руны?

Древние руны рассказывают о сотворении мира, природных явлениях (земля, небо, луна, солнце) и приключениях главных героев, таких как Вяйнямейнен и Лемминкаяйне.

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

Эпос "Калевала" населяют множество героев, включая Вяйнямейнена, Йоукахайнена, Илмаринена, Лемминкяйнена и других. Их деяния сопровождают природные стихии, такие как смена лета и зимы.

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

Северная и южная точки в "Калевале" называются мрачная страна Похъела и светлая страна Кавела соответственно.

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает?

Чудесная мельница Сампо была создана кузнецом Ильмариненом, который желал жениться на дочери старухи Лоухи. Лоухи обещала отдать свою дочь замуж за того, кто сможет выковать для неё Сампо. Эта мельница символически обозначает не только источник богатства и изобилия, но также связана с магической силой и волшебством. В её гонцах можно было получить зерно и сокровища, и она играла важную роль в жизни народа, обеспечивая его выживаемость и благополучие.

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».

Кузнец Ильмаринен с трудом выковывал мельницу Сампо. В первые четыре попытки получались предметы с какими-то изъянами, но только в пятый раз ему удалось создать Сампо.

8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Впоследствии Сампо была разбита на тысячи осколков.

Герои "Калевалы" трудились, собирая урожай, и отмечали это праздниками с песнями и плясками. Они верили в мистические силы и были связаны с природой. Герои былин, напротив, не верили в мистику и полагались на свою физическую силу. Их главные черты - сила и смелость, а борьба за справедливость объединяет обоих типа героев.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 5-54