1. Какие события, по твоему мнению, оказали влияние на формирование характера, взглядов А.И. Герцена? Что ты знаешь об этих событиях?
Александр Иванович Герцен, важная фигура в российской истории и литературе, был сильно повлиян рядом событий и личных встреч. Одним из значимых факторов было событие 14 декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов. Это событие произвело глубокое впечатление на юного Герцена, привело к тому, что он стал активно интересоваться политикой и социальной справедливостью. Дружба с Н. Огарёвым, с которым он разделял интерес к политическим идеям и литературе, также сыграла значительную роль. В студенческие годы Герцен продолжал развивать свои радикальные взгляды, что в дальнейшем привело к его активной политической деятельности и философским размышлениям.
После ареста и ссылки Герцен в Вятку, он продолжил формировать свои взгляды, основываясь на личных наблюдениях и опыте работы в губернской администрации. Эти события способствовали его критическому отношению к существующей власти и её управлению.
2. Какие люди повлияли на становление личности Герцена? Что дал каждый из них?
На становление личности Герцена оказали влияние несколько ключевых людей:
Декабристы: Они стали для Герцена символами борьбы за свободу и справедливость. Их идеи и судьба побудили его задуматься о социальной справедливости и политическом преобразовании.
Николай Огарёв: Дружба с Огарёвым повлияла на Герцена как в плане литературных интересов, так и в политических взглядах. Огарёв разделял с ним радикальные идеи и активно поддерживал его в политической деятельности.
3. Какую характеристику даёт автор императорам Александру I и Николаю I? Какие детали портрета обращают на себя внимание?
А. И. Герцен в своих воспоминаниях дал довольно негативную характеристику Николаю I. Он описывал Николая I как жестокого и бесчеловечного правителя. Внешний облик Николая I, по мнению Герцена, отражал его внутреннюю жестокость: "Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль". Эти детали подчеркивают, как Герцен воспринимал личные черты монарха как отражение его политической репрессии.
4. Как через зрительное восприятие и через поступки характеризует Герцен императоров и близких ему людей?
Герцен часто использовал зрительное восприятие для характеристики людей и их действий. Он не ограничивался только внешностью, но и учитывал поступки и личные качества. Например, его взгляд на Николая I как на бесчеловечного и жестокого монарха основывается не только на внешнем облике, но и на его политике и действиях.
(ТР) 5. Нарисуй устно словесные портреты двух-трёх людей, о которых рассказывает Герцен в своих воспоминаниях.
(П) 6. Что читал Герцен в отрочестве? Прочитай «Кинжал» А.С. Пушкина. Попробуй объяснить смысл этого стихотворения.
В юности Герцен увлекался произведениями французских и немецких классиков, такими как Гёте и Шиллер. Эти произведения формировали его мировосприятие и политические взгляды. Например, стихотворение Пушкина "Кинжал" является символом борьбы против тирании и насилия, что перекликалось с идеями Герцена о свободе и справедливости.
7. Как ты думаешь, может ли быть объективной авторская оценка исторических событий? Какие нравственные уроки извлёк юный Герцен из всего, что его окружало?
Авторская оценка исторических событий часто субъективна и может быть окрашена личными переживаниями и взглядами. Поэтому она не всегда объективна. Герцен, как и любой другой автор, подвержен влиянию собственных эмоций и убеждений.
8. Перечитай размышления автора о силе влияния на человека первой любви и юношеской дружбы. Согласен ли ты с ними?
Герцен подчеркивал важность первой любви и юношеской дружбы как формирующих факторов в жизни человека. Эти переживания влияют на формирование характера и взглядов на жизнь. Согласен с Герценом, поскольку личные связи и эмоции в молодости могут оказывать значительное влияние на дальнейшую жизнь.
(П) 9. Вспомни или перечитай клятву Васи и Сони на могиле Маруси (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе») и сравни с клятвой Герцена и Огарёва на Воробьёвых горах. Есть ли что-то общее?
Клятва Васи и Сони из повести В.Г. Короленко и клятва Герцена и Огарёва на Воробьёвых горах имеют общую черту — стремление к улучшению мира и стремление к благородным целям. Хотя клятвы разные по содержанию и контексту, обе направлены на служение высокому идеалу и улучшение жизни других.
10. Как ты думаешь, какие чувства испытывает автор «Былого и дум», вспоминая своё детство?
Автор "Былого и дум" вспоминает своё детство с чувством ностальгии и грусти, но также и с радостью от осознания того, как эти годы повлияли на его жизнь. Эти воспоминания часто полны как сожаления, так и благодарности за пережитые моменты.
11. Созвучны ли в чём-то, по-твоему, прочитанные страницы «Былого и дум» и стихотворение К.М. Симонова «Тринадцать лет...»?
Прочитанные страницы "Былого и дум" и стихотворение К.М. Симонова "Тринадцать лет" созвучны в своей эмоциональной нагрузке и воспоминаниях о прошлом. Оба произведения отражают глубокие размышления о времени и изменениях в жизни человека.
(С) 12. Прочитай в словарике литературоведческих терминов в конце учебника статью «Мемуарная литература», выдели главные её особенности. Как ты думаешь, почему многие писатели ХХ века (например, В.П. Катаев, Ю.К. Олеша) считали «Былое и думы» Герцена образцом этого жанра?
13. Вспомни главы из произведений мемуарной литературы, которые ты читал в 4-м классе в книге «В океане света» (их авторы – А. Болотов, С.Т. Аксаков). Какие особенности мемуарной литературы отразились в этих произведениях?