1. Какие события, по твоему мнению, оказали влияние на формирование характера, взглядов А.И. Герцена? Что ты знаешь об этих событиях?
Часть первая: События 14 декабря 1825 г. оказали чрезвычайное воздействие на воображение мальчика. В 1827 г. Герцен знакомится со своим дальним родственником Н. Огаревым — будущим поэтом, очень любимым русскими читателями в 1840 — 1860-х; с ним вместе Герцен будет потом вести русскую типографию в Лондоне. Оба мальчика очень любят Шиллера; помимо прочего, их быстро сближает и это; мальчики смотрят на свою дружбу как на союз политических заговорщиков, и однажды вечером на Воробьевых горах, «обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать […] жизнью на избранную […] борьбу» . Свои радикальные политические взгляды Герцен продолжает проповедовать и повзрослев — студентом физико-математического отделения Московского университета.
Часть вторая: по сфабрикованному делу об оскорблении его величества Герцен, Огарев и другие из их университетского кружка арестованы и сосланы; Герцен в Вятке служит в канцелярии губернского правления, отвечая за статистический отдел; в соответствующих главах «Былого и дум» собрана целая коллекция печально-анекдотических случаев из истории управления губернией.
2. Какие люди повлияли на становление личности Герцена? Что дал каждый из них?
На становление его личности повлияли именно декабристы, они помогли ему поставить один из самых важных вопросов в России: "Кто виноват?". Герцена так и называли "разбуженный декабристами".
Александр Иванович Герцен был писателем, педагогом, философом и революционером. Родился он в 1812 году в Москве. Умер он в 1870 году, тогда он проживал в Париже. Его сын Александр стал известным швейцарским физиологом (родился он в 1839 году).
3. Какую характеристику даёт автор императорам Александру I и Николаю I? Какие детали портрета обращают на себя внимание?
Многие негативные оценки личности Николая I и его деятельности исходят от А. И. Герцена, не простившего монарху его расправу с декабристами и особенно казнь пятерых из них, когда все надеялись на помилование. Случившееся было для общества тем более страшным, что после публичной казни Пугачева и его сподвижников народ успел уже забыть о смертных казнях. Николай I столь нелюбим Герценом, что он, обычно точный и тонкий наблюдатель, с явным предубеждением расставляет акценты даже при описании его внешнего облика: "Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза".
4. Как через зрительное восприятие и через поступки характеризует Герцен императоров и близких ему людей?
Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его не прекрасного далека русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала. Герцен показал опасность авторитарного воспитания в России его времени. Ещё он резко критиковал систему образования и отношение к образованию Николая I.
(ТР) 5. Нарисуй устно словесные портреты двух-трёх людей, о которых рассказывает Герцен в своих воспоминаниях.
(П) 6. Что читал Герцен в отрочестве? Прочитай «Кинжал» А.С. Пушкина. Попробуй объяснить смысл этого стихотворения.
В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гёте, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры — французы и немцы — сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу» , «Кинжал» , «Думы» Рылеева и пр. , а также Бушо, участник Французской революции, уехавший из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх.
Уже в 1829—1830 годах Герцен написал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).
Стихотворение “ Кинжал ” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть.
Стихотворение «Кинжал» — вольнолюбивый стих, одно из наиболее острых политических произведений.
Свободы тайный сторож,
Карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.
Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идей поэта, поэзии.
В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орловым, Раевским и другими кишиневскими декабристами и становится выразителем их идей. В стихотворении 1821 года « Кинжал » Пушкин явно называет себя сторонником тираноубийства. По иде Пушкина, на каждого тирана обязательно найдется кинжал:
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров.
Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Корде. «Грозя бедой преступной силе» , кинжал становится символом мести для каждого тирана.
7. Как ты думаешь, может ли быть объективной авторская оценка исторических событий? Какие нравственные уроки извлёк юный Герцен из всего, что его окружало?
Нет, потому что будет присутствовать своя, личностная оценка событий.
Кроме этого, одному человеку невозможно оценить масштабные явления, да и свою лепту в видение вносит окружающая автора обстановка.
8. Перечитай размышления автора о силе влияния на человека первой любви и юношеской дружбы. Согласен ли ты с ними?
Да, согласен.
(П) 9. Вспомни или перечитай клятву Васи и Сони на могиле Маруси (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе») и сравни с клятвой Герцена и Огарёва на Воробьёвых горах. Есть ли что-то общее?
Насколько я помню, Герцен и Огаев дали клятву бороться за счастье народа, до конца жизни.. . А у Васи и Сони было: "Всегда помнить о маленькой девочке, рано умершей в нищете и болезни; быть милосердными к бедным людям, которых невыносимая жизнь толкает на путь порока; учиться и трудиться, чтобы лечить язвы такого несовершенного общества. Любить друг друга и отца- честного и доброго, хотя и сурового человека. "
Как мне кажется связь есть, правда, не совсем четкая, обе клятвы были даны с целью принести благо обществу, сделать мир лучше
10. Как ты думаешь, какие чувства испытывает автор «Былого и дум», вспоминая своё детство?
Грусть, но в то же время радость.
11. Созвучны ли в чём-то, по-твоему, прочитанные страницы «Былого и дум» и стихотворение К.М. Симонова «Тринадцать лет...»?
Да, созвучны
(С) 12. Прочитай в словарике литературоведческих терминов в конце учебника статью «Мемуарная литература», выдели главные её особенности. Как ты думаешь, почему многие писатели ХХ века (например, В.П. Катаев, Ю.К. Олеша) считали «Былое и думы» Герцена образцом этого жанра?
13. Вспомни главы из произведений мемуарной литературы, которые ты читал в 4-м классе в книге «В океане света» (их авторы – А. Болотов, С.Т. Аксаков). Какие особенности мемуарной литературы отразились в этих произведениях?