1. Как объясняет Анна Франк желание вести дневник? Согласен ли ты с её мнением? 2. О каких двух «я» Анны можно говорить, судя по её дневнику? 3. Как ты думаешь, в чём причина того, что Анна и её родители не понимали друг друга? 4. Действительно ли Анна не любила свою мать? В чём причина её жестокости по отношению к матери? Как она сама объясняет свои мысли? 5. Что дало Анне общение с Петером? Почему оно было ей так необходимо? 6. «В сущности, молодость более одинока, чем старость». Согласен ли ты с этим утверждением? 7. Согласен ли ты с размышлениями Анны о равенстве полов? Что такое дискриминация (расовая, национальная, по признаку пола и др.)? 8. В чём, по твоему мнению, истоки расизма, национализма? Почему эти виды дискриминации столь живучи? 9. Что поддерживало Анну в тяжёлые минуты в её Убежище? Кто она по натуре, по-твоему, – оптимист или пессимист? 10. В конце дневника Анна Франк говорит о том, что она должна сохранить свои взгляды, идеалы, надежды. Какие они? Расскажи, как ты понял. 11. А какими взглядами, идеалами ты руководствуешься в жизни? 12. Под влиянием чего формировался характер, шло становление личности Анны Франк? 13. Согласен ли ты с мнением Алексея, назвавшего Анну «комплексующей девочкой»? 14. Почему дневник Анны Франк называется «Погибель»? 15. Какой дневник тебе интереснее читать: подлинный или вымышленный? Почему? 16. Дневник, как и письмо, располагает к большей открытости, откровенности, чем какой-либо другой жанр. Почему у людей возникает потребность вести дневник? В каких случаях и с какой целью писатели используют этот жанр в своих произведениях? 17. Как ты думаешь, правду ли пишет о себе человек в дневнике? Какое из трёх «я» здесь в большей степени имеет место? А можно ли судить о двух других «я» на основе дневниковых записей? 18. Напиши несколько страниц вымышленного дневника. ДАВАЙ ПОДУМАЕМ НАД ВОПРОСАМИ 1. Как ты понял, о чём стихотворения Булата Окуджавы и Юрия Левитанского? Что общего у них со стихотворением «Пока горит свеча» Андрея Макаревича? 2. Перечитай три последние строчки стихотворения «Песенка о ночной Москве». О чём они? Как ты понимаешь образ «надежды маленький оркестрик под управлением любви»? Как бы ты объяснил смысл названия этого стихотворения? 3. Что позволило поэтам в заглавиях своих стихотворений указать «песенка», «диалог»? Прокомментируй жанровые особенности этих стихотворений. 4. Попробуй показать на примере известных тебе биографий писателей, что эпоха, в которую живёт человек, действительно вторгается в его жизнь. А может ли человек быть сильнее обстоятельств? 5. Давай прочитаем повесть А. Грина «Алые паруса» и подумаем над вопросом: действительно ли это произведение уводит человека от реальной жизни?