Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?
Сталинский социализм – это термин, который используется для описания политической и социальной системы, установившейся в СССР во времена правления Иосифа Сталина, примерно в 1930-х и 1940-х годах. Эта система характеризовалась жестким контролем государства над экономикой, политикой, культурой и обществом в целом. Экономика в основном была плановой и коллективной, промышленность и сельское хозяйство подверглись индустриализации и коллективизации.
Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?
Коммунистическая партия (тогда КПСС) в 1930-х гг. играла решающую и доминирующую роль в советской политической системе. Партия контролировала все аспекты общественной жизни, проникая в государственные структуры, экономику, образование, культуру и вооруженные силы. Она определяла политические курсы и приоритеты, давала указания на развитие экономики и социальные изменения.
1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?
2. На основе текста параграфа изобразите графически схему государственной власти и управления в СССР по Конституции 1936 г. Определите характерные черты «партии-государства».
4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.
5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?
1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?
2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.
1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.
2. Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?
3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.
5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918—1920 гг., 1921 — 1928 гг.?
6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин — это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920—1930-е гг.?
1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.
2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.
Региональная специфика индустриализации в СССР означает, что развитие промышленности было неравномерным по регионам. Некоторые области, особенно промышленно развитые, были приоритетно выбраны для индустриализации, в то время как другие регионы могли получать меньше внимания. Это связано с географическими, экономическими и стратегическими факторами. Например, Урал и Донбасс стали ключевыми районами индустриализации из-за богатых природных ресурсов.
Национальная специфика индустриализации подразумевает, что развитие промышленности также варьировало в зависимости от национальной принадлежности территорий. Например, промышленное развитие в республиках Средней Азии и Закавказья было ограничено, что в частности связано с их экономической специализацией на сельском хозяйстве.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-ые годы.
В 1930-е годы в СССР было проведено обширное переустройство административно-территориального деления. Это включало изменения в границах и названиях республик, областей и краев. Были созданы так называемые "национальные районы", предназначенные для проживания конкретных национальных групп.
4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?
Политика сближения и слияния народов в "единую советскую нацию" включала в себя множество мероприятий, направленных на унификацию культур, языков и обычаев. Это включало образование общих школ, использование русского языка как "языка общения" и популяризацию советской культуры.
5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-ые годы.
1. Какие цели преследовала национальная политика, проводимая в СССР в 1930-е гг.? Раскройте её противоречивый характер, указав успехи и проблемы.
2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?
3. Приведите факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.
4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.