В чём заключались и чем определялись основные черты личности и правления одного из наиболее известных в истории Российского государства царей? 1. Какие достоинства Ивана IV отмечает автор летописи? 2. Что отнесено к недостаткам царя? Как вы думаете, почему завоевание Иваном IV «многих городов» упомянуто среди «тёмных» сторон его правления? 1. Как началось царствование Ивана IV? В чём заключались особенности положения правителя-ребёнка в этом и в других известных в истории случаях? Как это сказывалось на характере, отношении к людям? 2. Объясните, что собой представляла созданная Иваном IV система приказов. Какая роль отводилась приказам? 3. Используя информацию учебника, заполните таблицу о реформах середины 1550-х годов в указанных сферах. 4. Почему политический строй России во второй половине XVI века историки определяют как сословно-представительную монархию? 5. Дайте оценку значения реформ 1550-х годов для Российского государства. Что было их главным результатом? 6*. Сравните Земские соборы, учреждённые Иваном IV, и органы сословного представительства в странах Западной Европы. 7*. Объясните, кто служил в приказах. Чем отличалось положение этих людей? 8*. Начните составление исторического портрета Ивана IV (по материалу § 2–5) по предложенному плану: 1) время и условия прихода к власти; 2) внешний облик и характер царя; 3) задачи, которые он стремился решить в своей внутренней и внешней политике; 4) методы правления; 5) основные результаты царствования; 6) оценка Ивана IV современниками и историками.