menu


ГДЗ по истории 7 класс Пчелов, Лукин § 2. Иван Грозный — первый русский царь




В чём заключались и чем определялись основные черты личности и правления одного из наиболее известных в истории Российского государства царей?

Основные черты личности и правления Ивана Грозного заключались в его сложном характере, сформировавшемся в трудных условиях детства, полном интриг и борьбы за власть. Иван был высокообразованным человеком, осознававшим безграничность своей власти. Его правление определялось жёсткой политикой, направленной на укрепление центральной власти, и реформами, изменившими систему управления, налогов, армии и законодательства. Однако его методы, включавшие устрашение и убийства, привели к несчастьям для страны.

1. Какие достоинства Ивана IV отмечает автор летописи?

Автор летописи отмечает следующие достоинства Ивана IV: ум, красноречие, смелость в сражениях, глубокие знания в «книжной науке», а также готовность отстаивать Отечество. Эти черты показывают его как образованного и решительного правителя, который обладал важными для своего времени качествами лидера.

2. Что отнесено к недостаткам царя? Как вы думаете, почему завоевание Иваном IV «многих городов» упомянуто среди «тёмных» сторон его правления?

К недостаткам царя отнесены жестокость, неумолимость в убийствах и пролитии крови, а также преследование духовенства, массовые казни и разорение городов. Упоминание о завоевании «многих городов» среди негативных сторон объясняется тем, что эти завоевания сопровождались разрушениями, насилием и страданиями местного населения. Это отражает двойственность восприятия политики Ивана IV: с одной стороны, укрепление государства, а с другой — разрушительные последствия для народа и страны.

1. Как началось царствование Ивана IV? В чём заключались особенности положения правителя-ребёнка в этом и в других известных в истории случаях? Как это сказывалось на характере, отношении к людям?

Царствование Ивана IV началось в 1533 году, когда ему было всего три года. Как и в других случаях правления ребёнка, реальная власть находилась в руках бояр и ближайших родственников, что привело к борьбе за влияние, интригам и нестабильности. В детстве Иван пережил множество травм, таких как унижения, жестокое обращение и чувство одиночества. Это сформировало его подозрительность, склонность к жестокости и недоверию к окружающим. Аналогичные примеры можно увидеть в правлении других правителей-детей, например, Людовика XIV во Франции, который из-за травм детства также стремился к полной централизации власти.

2. Объясните, что собой представляла созданная Иваном IV система приказов. Какая роль отводилась приказам?

Иван IV создал систему приказов, которая представляла собой специализированные учреждения для управления различными сферами государственной жизни. Приказы занимались финансами, судопроизводством, военными делами, внешней политикой и другими задачами. Их роль заключалась в упрощении управления, концентрации власти в руках царя и повышении эффективности государственного аппарата. Эти органы стали основой центрального управления в стране.

3. Используя информацию учебника, заполните таблицу о реформах середины 1550-х годов в указанных сферах.

Нововведения    Государственный аппарат    Сословное представительство    Законы и суд    Войско
Введение новых приказов    Создание центральных органов власти для управления разными сферами    Создание Земского собора как органа представительства    Принятие нового Судебника 1550 года, уточнение норм права    Создание стрелецкого войска, введение обязательной службы дворя

4. Почему политический строй России во второй половине XVI века историки определяют как сословно-представительную монархию?

Политический строй России во второй половине XVI века определяют как сословно-представительную монархию, поскольку в этот период сохранялась сильная власть монарха, но при этом царь привлекал представителей различных сословий к участию в управлении через Земские соборы. Земские соборы собирались для обсуждения ключевых вопросов внутренней и внешней политики, что указывало на наличие элементов сословного представительства. Однако все решения принимались под контролем царя, что подчеркивало сохранение монархической формы правления.

5. Дайте оценку значения реформ 1550-х годов для Российского государства. Что было их главным результатом?

Реформы 1550-х годов имели большое значение для укрепления Российского государства. Они были направлены на централизацию власти, улучшение государственного управления, укрепление армии и упорядочение законодательства. Главным результатом реформ стало формирование более организованного государственного аппарата, что позволило укрепить власть монарха и повысить эффективность управления страной. Эти реформы заложили основу для дальнейшего укрепления России как централизованного государства.

6*. Сравните Земские соборы, учреждённые Иваном IV, и органы сословного представительства в странах Западной Европы.

Земские соборы, учреждённые Иваном IV, и органы сословного представительства в странах Западной Европы имели общие черты, такие как участие представителей различных сословий и обсуждение важных государственных вопросов. Однако в Западной Европе, например, в Англии (Парламент) и Франции (Генеральные штаты), такие институты играли большую роль в ограничении власти монарха и часто обладали законодательными функциями. В России же Земские соборы носили более совещательный характер и не ограничивали власть царя. Таким образом, российские институты были менее развиты и зависели от воли монарха, в то время как в Западной Европе они могли противостоять королевской власти.

7*. Объясните, кто служил в приказах. Чем отличалось положение этих людей?

В приказах служили дьяки и подьячие, которые занимали разные уровни в административной иерархии. Дьяки были чиновниками высокого ранга, руководившими работой приказа и отвечавшими за исполнение решений царя. Подьячие выполняли роль их помощников и занимались канцелярской работой, подготовкой документов и ведением дел. Положение дьяков было более привилегированным: они обладали властью, влиянием и получали большую зарплату. Подьячие находились в подчинении и выполняли техническую работу, их положение было ниже и менее стабильным.

 8*. Начните составление исторического портрета Ивана IV (по материалу § 2–5) по предложенному плану:

1) время и условия прихода к власти;

2) внешний облик и характер царя;

3) задачи, которые он стремился решить в своей внутренней и внешней политике;

4) методы правления;

5) основные результаты царствования;

6) оценка Ивана IV современниками и историками.

Время и условия прихода к власти. Иван IV взошёл на престол в 1533 году, в возрасте трёх лет, после смерти отца, Василия III. Его детство прошло в условиях политической нестабильности и борьбы за власть среди бояр, что сформировало в нём недоверие к окружению. Самостоятельное правление началось в 1547 году, когда Иван был венчан на царство, что подчеркнуло его претензии на неограниченную власть.

Внешний облик и характер царя. Иван IV был высоким, с крючковатым носом, серыми глазами, крепким телосложением. Его отличали высокий интеллект, начитанность и красноречие. Однако характер царя сочетал в себе жестокость, подозрительность и решительность, что проявлялось в его действиях как правителя.

Задачи внутренней и внешней политики. Во внутренней политике он стремился укрепить центральную власть, ограничить влияние бояр и создать централизованный административный аппарат. Во внешней политике Иван IV ставил задачу расширения территории Российского государства, что выразилось в завоевании Казанского и Астраханского ханств и попытках выхода к Балтийскому морю.

Методы правления. Иван IV проводил реформы (судебник 1550 года, создание Стоглавого собора, укрепление армии), но при этом использовал жестокие методы, такие как опричнина, которая сопровождалась репрессиями, насилием и конфискацией имущества бояр.

Основные результаты царствования. При Иване IV Россия расширила свои границы, включив территории Поволжья и Сибири. Была усилена централизованная власть, проведены значимые реформы. Однако его правление сопровождалось экономическим упадком, разорением населения и ростом недовольства из-за опричнины и Ливонской войны.

Оценка современниками и историками. Современники Ивана IV разделились в оценках: одни восхищались его реформами и военными победами, другие осуждали за жестокость и репрессии. Историки также по-разному оценивают его правление: одни подчеркивают значимость его реформ и территориальных приобретений, другие акцентируют внимание на разрушительных последствиях для экономики и общества.






ГДЗ по истории 7 класс учебник Пчелов, Лукин параграф 2

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):