menu


ГДЗ по истории 7 класс Морозов, Абдулаев § 5. Закат традиционного общества и рождение капитализма




 

Чем традиционное общество отличалось от современного и как рождалась современность?

Традиционное общество характеризовалось аграрной экономикой, сильной привязанностью к обычаям и религии, а также жесткой иерархией социальных классов. Люди чаще всего жили в деревнях, занимаясь земледелием и ремеслом.

Современное общество возникло благодаря индустриализации, урбанизации и научно-техническим достижениям. Сформировались новые социальные структуры, появились индивидуализм, мобильность и возможность для свободного выбора. Эти изменения привели к переходу от аграрной экономики к индустриальной, а также к увеличению влияния науки и образования на жизнь людей.

Какие общие черты вы можете назвать у крестьян, изображённых художником?

1. Что было общего и различного в жизни крестьян Франции, Англии и Германии?

В жизни крестьян Франции, Англии и Германии было много общего. Все они зависели от сельского хозяйства, жили в условиях высокой смертности, особенно среди детей, и сталкивались с частыми неурожаями, что приводило к голоду. Они были частью традиционного аграрного общества, их жизнь и труд были неразрывно связаны с землей. В то же время крестьяне платили налоги и оброк своим господам (сеньорам во Франции, дворянам в Англии, феодалам в Германии).
Различия заключались в том, что в Англии происходил процесс огораживания, когда дворяне выгоняли крестьян с земли для разведения овец ради сукноделия. Это привело к превращению многих крестьян в батраков или бродяг. Во Франции крестьяне также платили сеньору за использование мельниц и пекарен, и их зависимость от господина сохранялась, хотя они были лично свободны. В Германии были похожие процессы, но с некоторыми местными особенностями зависимости от феодалов.

2. В какой стране перемены в хозяйственной жизни заслуживают название аграрной революции?

Перемены в хозяйственной жизни Англии заслуживают названия аграрной революции. Огораживания и концентрация земли в руках крупных землевладельцев привели к тому, что крестьяне были изгнаны с земли, и начался процесс становления капиталистических отношений.

3. Что способствовало расслоению крестьянства в Западной Европе?

Расслоению крестьянства в Западной Европе способствовало несколько факторов. Во-первых, рост конкуренции между крестьянами из-за необходимости продавать свою продукцию на рынках. Во-вторых, успешные крестьяне обогащались, скупали земли у бедных соседей, что усиливало расслоение. В-третьих, внедрение новых сельскохозяйственных технологий и культур (например, картофеля) привело к росту урожайности, что также влияло на различия в благосостоянии.

Сравните изображения крестьян (с. 47) и горожан. Что в них сходного и различного?

На основании иллюстрации определите, кто был главным инициатором этого явления.

1. Почему горожане больше, чем крестьяне, были восприимчивы к новому?

Горожане были более восприимчивы к новому, чем крестьяне, потому что жили в более динамичной и разнообразной среде. В городах сосредотачивались торговля, ремесла, образование и культура. Торговцы и ремесленники чаще сталкивались с новыми технологиями, идеями и практиками, что формировало у них более открытое отношение к изменениям. Кроме того, грамотность и деловитость были важными качествами для городского жителя, в то время как крестьяне были более привязаны к традиционным сельским образцам жизни и редко сталкивались с новшествами.

2. Что такое «охота на ведьм»? Как вы думаете, в каком смысле — прямом или переносном — употребляется это выражение?

«Охота на ведьм» — это массовое преследование людей (в основном женщин) по обвинению в колдовстве, которое сопровождалось пытками, судами и казнями, часто с публичными сожжениями. В данном случае выражение употребляется в прямом смысле: люди верили в колдовство и активно уничтожали тех, кого считали ведьмами. Однако в современном языке это выражение может использоваться в переносном смысле для обозначения иррациональной и несправедливой кампании против отдельных людей или групп, которые обвиняются без достаточных оснований.

Что на картине говорит о том, что перед нами ремесленник?

Какие особенности мануфактурного производства отражает иллюстрация?

1. Чем мануфактуры отличались от ремесленных мастерских?

Мануфактуры отличались от ремесленных мастерских прежде всего масштабом производства и организацией труда. В мануфактурах труд был разделен на отдельные операции, что позволяло увеличить производительность и снизить требования к квалификации работников. Каждый работник выполнял лишь одну часть процесса, что способствовало более быстрому и эффективному изготовлению товаров. В ремесленных мастерских же мастер сам изготавливал изделие от начала до конца, что требовало высокой квалификации и времени.

2. Что такое централизованная и рассеянная мануфактура?

Централизованная мануфактура — это предприятие, где всё производство сосредоточено в одном месте и организовано по принципу поточного производства. Такие мануфактуры чаще всего обслуживали крупные заказы, например, для армии или флота. Рассеянная мануфактура, напротив, состоит из небольших мастерских или производств, которые могут находиться на разных территориях, но работают на единый рынок или под общим контролем. В такой системе может сохраняться больше элементов традиционного ремесленного производства, хотя суть всё равно остается коммерческой.

К какому сословию относятся люли на гравюре Л. Канпони?

1. Как появление огнестрельного оружия сказалось на положении дворян в обществе?

Появление огнестрельного оружия и развитие линейной тактики значительно изменили военное дело, что ослабило позиции традиционного дворянства. Конное рыцарство, которое раньше играло ключевую роль в защите страны, стало менее эффективным на фоне новых боевых технологий. Это привело к снижению статуса дворян как защитников общества. Вместо них наемные солдаты и легкие отряды стали более распространенными, что открыло возможности для любого желающего стать наемником, независимо от происхождения.

2. Какие перемены произошли в среде купечества и крестьян?

В среде купечества произошел рост влияния и достатка. Купцы стали важными игроками в экономике, что позволило им добиваться равных прав с дворянами и получать титулы. Это сблизило их с аристократией, и некоторые предприниматели даже входили в дворянство. У крестьян же, особенно более успешных, появились возможности для обогащения и повышения своего статуса. Они могли пользоваться новыми технологиями и методами ведения хозяйства, что также способствовало расслоению и образованию более обеспеченных слоев среди крестьян.

1. Как в картине голландского художника Питера Брейгеля Старше­го отразились черты традиционного общества?

2. Самостоятельно определите, какие даты отмечены на ленте вре­мени.

3. Заполните в тетради таблицу, самостоятельно выделив линии сравнения жизни в городе и деревне в Европе XVII в.

Общие черты:

Обе группы населения были религиозными, но также сталкивались с суевериями.
Оба слоя общества зависели от сельского хозяйства, так как оно было основой экономики.
Жизнь и работа были связаны с сезонными циклами (урожай, праздники).
Различия:

В городах была более высокая степень грамотности и деловитости, тогда как в деревне большинство населения оставалось неграмотным.
Городское население больше подвержено новшествам и изменениям, в то время как деревенские жители часто сохраняли традиции.
В городах существовали различные социальные классы (торговцы, ремесленники, бедняки), в деревне же население в основном состояло из крестьян.
Уровень жизни в городах, как правило, был выше, но также существовал большой контраст между богатством и бедностью.
В городах шла активная торговля и развитие ремесел, тогда как в деревне основной деятельностью оставалось сельское хозяйство.

4. Почему большинство населения в XVIXVII столетиях проживало в деревне?

Большинство населения в XVI—XVII столетиях проживало в деревне по нескольким причинам. Во-первых, аграрное общество требовало значительного количества рабочей силы для сельского хозяйства, которое было основным источником жизни. Во-вторых, городская жизнь требовала определённого уровня грамотности и навыков, которых у многих крестьян не было. Кроме того, миграция в города была ограничена, и многие предпочитали оставаться на привычной земле.

5. Чем типичная традиционная семья отличается от современной?

Типичная традиционная семья отличалась от современной большей взаимозависимостью членов, а также тем, что в ней часто проживало много поколений. В традиционной семье больше внимания уделялось коллективным интересам, тогда как в современных семьях часто акцентируется индивидуальность и личные достижения.

6. Как изменялись различия между городом и деревней в течение XVIXVII вв. — усиливались или смягчались? Приведите доказательства для обоснования своего мнения.

Различия между городом и деревней в XVI—XVII вв. в целом усиливались. Городская жизнь становилась более динамичной благодаря росту торговли и ремесел, что способствовало формированию среднего класса. В то же время деревенское население сталкивалось с проблемами, такими как разорение и сокращение земель, что выталкивало людей в города.

7. Дайте определение понятия «мануфактура», указав её сущест­венные признаки. Чем мануфактура отличается от ремесленной мастер­ской?

Мануфактура — это предприятие, где производится продукция в больших объемах, используя разделение труда. Сущностные признаки мануфактуры включают централизованное производство, использование наемного труда и более эффективные методы работы. В отличие от ремесленной мастерской, где мастер изготавливает изделия самостоятельно, в мануфактуре труд разделен на отдельные операции, что повышает производительность.

1. Какой вид мануфактуры описан в балладе? По каким признакам вы это определили?

В балладе описан текстильный вид мануфактуры. Это можно определить по упоминаниям ткацких станков, ткачей и работников, занятых обработкой шерсти. Признаки мануфактуры, такие как централизованное производство и использование наемного труда, также присутствуют.

2. Как автор описывает условия труда работников? Подтвердите свой ответ цитатами из баллады.

Условия труда работников описаны как тяжелые и непростые. Например, говорится о том, что ткачи трудятся «от зари до зари», что указывает на долгие рабочие часы. Кроме того, в балладе упоминается, что дети «за пенни в день» щипают шерсть, что подчеркивает низкую оплату и тяжелые условия. Фраза «в этом аду» явно указывает на суровые, почти нечеловеческие условия труда, где люди работают «не зная усталости», а «грустная песня» подчеркивает их подавленное состояние.

Какие изменения происходят в Раннее Новое время в сословном делении общества? Почему дворянство утрачивает свои позиции?

A. В Раннее Новое время европейское общество по-прежнему оста­валось традиционным и неохотно воспринимало новшества.

+Б. Перемены в хозяйственной жизни, зарождение капиталистических отношений способствовали изменениям в сословном делении общества.

B. Развитие Западной и Восточной Европы в Ранее Новое время шло одинаково, жизнь в этих регионах ничем не отличалась.

В Раннее Новое время сословное деление общества претерпело значительные изменения. Основным фактором этих изменений стало зарождение капиталистических отношений, что значительно повлияло на экономическую и социальную структуру.

Дворянство утрачивает свои позиции из-за «военной революции», когда традиционные формы военной службы, связанные с рыцарством, перестали быть актуальными. С увеличением значения огнестрельного оружия и наемной армии роль конного войска снизилась, что уменьшило влияние дворян, как защитников страны.

Кроме того, с ростом городов и развития торговли, купечество и новые богатые слои населения начали конкурировать с дворянами. К тому же, рост цен и изменение доходов у сеньоров, которые получали оброк, сделали их более уязвимыми.

1. Почему на востоке Европы произошло второе издание крепостни­чества? Найдите мнения учёных по этому вопросу и подготовьте неболь­шое сообщение.

Второе издание крепостничества на востоке Европы связано с несколькими факторами: экономическими изменениями, необходимостью защиты крестьян от произвола помещиков и попытками государства контролировать сельское население. Учёные отмечают, что крепостничество стало способом обеспечения сельского труда и стабильности.

2. В чём заключались причины «охоты на ведьм»? Укажите основные точки зрения специалистов по данному вопросу, подготовьте сообще­ние. Были ли подобные преследования в истории России?

Причины «охоты на ведьм» включают страх перед колдовством, социальные и экономические напряжения, а также влияние религиозных конфликтов. Специалисты выделяют как психологические, так и политические факторы, способствовавшие этим преследованиям. В России также были случаи гонений на «колдунов» и «ведьм», хотя они не приобрели столь масштабного характера.

3. Какова была дальнейшая судьба рода Фуггеров? Чем они ещё про­славились помимо финансовой деятельности и чем занимаются сегодня?

Род Фуггеров со временем утратил свое влияние, но остался в истории как символ финансового могущества. Они также прославились меценатством, финансированием искусства и архитектуры. Сегодня многие потомки заняты в бизнесе и финансах.

4. Как изменялось положение женщины в Европе на протяжении XVIXVII вв.? Стали ли женщины больше зависеть от мужчин или, напро­тив, стали более независимыми?

Положение женщин в XVI—XVII вв. изменялось: с одной стороны, они становились более зависимыми от мужчин, особенно в традиционных семьях, с другой — с развитием торговли и образования у женщин появлялись новые возможности для самореализации.

5. Какую роль в «военной революции» сыграли Итальянские войны (борьба ведущих европейских держав за Италию в первой половине XVI в.)?

Итальянские войны способствовали «военной революции», так как привели к широкому использованию огнестрельного оружия и изменению тактики. Это увеличивало роль пехоты и наёмников, а также ослабляло традиционные рыцарские армии.

6. Что такое мушкет и когда он появился? Какие преимущества и не­достатки были у этого оружия?

Мушкет — это огнестрельное оружие, появившееся в XVI веке. Его преимущества заключались в дальности стрельбы и мощи, но недостатками были медлительность при перезарядке и низкая точность на дальних расстояниях.

1. Составьте тесты, требующие расположить в хронологическом порядке четыре события: а) португальской, б) испанской, в) английской, г) латиноамериканской истории конца XVXVI в., которые упоминаются в данной главе учебника.

2. Составьте тест на соотнесение мореплавателей и сделанных ими географических открытий (в левом столбце укажите не менее четырёх мореплавателей, в правом — не менее пяти открытий).

3. Укажите понятия и термины, с помощью которых характеризуют­ся описываемые ниже явления.

A. В 1535 г. португальцы получили разрешение швартовать в Макао свои корабли и торговать с них, в 1553 г. — возвести на суше склады для привезённой из Европы продукции, а в 1557 г. основали тут постоянное поселение и взяли его территорию в аренду у Китая примерно за 185 кг серебра ежегодно.

Б. Людей укладывали вплотную друг к другу, заставляя сгибать ноги в коленях. Как выразился один капитан, «негру на корабле отводилось меньше места, чем покойнику в гробу». Запертые в трюмах, невольники мучительно страдали от тесноты и неподвижности, от спёртого воздуха и недостатка пищи. Трупы выбрасывали в море. Стаи акул неотступно сле­довали за кораблями в ожидании лёгкой добычи.

B. Энергичный и прижимистый, Генри Морган за три-четыре похода накопил небольшой капитал и на паях с несколькими товарищами купил корабль. Он был выбран капитаном, и первый же самостоятельный по ход к берегам Испанской Америки принёс ему славу удачливого предво­дителя, после чего к нему стали примыкать другие корабли. Это позво­лило перейти от грабежа одиночных кораблей в море на более прибыль­ные операции по захвату городов, что давало значительное увеличение добытых сокровищ.

Г. В апреле 1536 г. из города СантаМарта на побережье вышел от­ряд в 800 человек под предводительством Гонсало Хименеса де Кесады, направленный испанским губернатором для разведки и завоевания вну­тренних областей. Во многом это было вызвано широко разнёсшимся слухом о мифической золотой стране Эльдорадо. В течение почти 9 ме­сяцев отряд Кесады продвигался вперёд. Более 600 человек погибли от болезней, пали в стычках с индейцами. Оставшаяся часть отряда дости­гла государства народа чибча и захватила его.

A. Торговая фактория, аренда территории, колонизация. Это отражает процесс, связанный с основанием постоянного поселения и развитием торговли.

Б. Рабство, Трансатлантическая торговля рабами, неволя. Описывается жестокая практика транспортировки рабов и условия их содержания на кораблях.

B. Пиратство, корсары, грабеж. Генри Морган олицетворяет феномен пиратства, где успех в морских походах приводит к накоплению богатства и славы.

Г. Конкиста, экспедиция, миф о Эльдорадо. Описание экспедиции Кесады отражает стремление европейцев к завоеванию новых территорий, основанное на мифах и слухах о богатствах.

4. Прочитайте текст итальянского путешественника середины XVI в. Лодовико Гвиччардини и ответьте на вопросы. В случае необходимости найдите определения незнакомых слов и выпишите их себе в тетрадь.

«Город живёт главным образом торговлей и своим благосостоянием и известностью в значительной мере обязан иноземцам... Помимо мест­ных жителей и приезжих из других мест страны, а также многочислен­ных купцов из Франции, которых здесь во время мира бывает очень много, имеется ещё свыше тысячи купцов, принадлежащих к шести раз­ным национальностям и живущих здесь даже в военное время... Это — немцы, датчане с ганзейцами, итальянцы, испанцы, англичане и порту­гальцы...

Иностранцы пользуются здесь, как, впрочем, и повсюду в Нидерлан­дах, большей свободой, чем во всех других государствах мира... Благо­даря иностранцам в городе всегда знают все новости со всего света... Местные и приезжие купцы совершают здесь огромные операции как с векселями и закладными, так и с товарами... По утрам и по вечерам, в установленные часы, купцы идут на английскую биржу, на которой в течение часа с помощью многочисленных и разноплеменных маклеров совершают сделки с товарами. Позже они идут на Новую биржу, кото­рая является важнейшим местом сбора купцов, и снова в течение часа заключают при участии маклеров сделки, на этот раз уже на закладные и векселя... Многие злокозненные купцы, главным образом из самых бо­гатых.. . то вкладывая деньги, то, наоборот, забирая их крупными сумма­ми с биржи, сделали денежный рынок неустойчивым и благодаря этому наживались, тогда как другие терпели убытки».

Вопросы к тексту:

1) О каком городе идёт речь?

В тексте речь идет о городе, который можно идентифицировать как один из торговых центров Нидерландов, вероятно, Антверпен.

2) Почему множе­ство иноземцев стремились в этот город?

Иноземцы стремились в этот город из-за его благосостояния и известности, возможностей для торговли и свободной экономической среды, которая способствовала успешной коммерческой деятельности.

3) Было ли полезно для города такое обилие иностранцев? Может быть, правильнее было бы выгнать чужеземцев?

Обилие иностранцев было полезно для города, так как они способствовали торговле, приносили новости и создавали разнообразие на рынке. Выгнать чужеземцев было бы неправильно, так как это могло бы подорвать экономику и уменьшить возможности для торговли.

4) Как обогащались «злокозненные купцы»? Почему автор относится к ним плохо?

«Злокозненные купцы» обогащались за счет манипуляций на бирже: вкладывая и забирая деньги крупными суммами, они создавали неустойчивый рынок, что приводило к убыткам для других. Автор относится к ним плохо из-за их аморального поведения и жадности, которая наносит вред другим купцам и экономике в целом.

5) Чем привлекательны и опасны биржевые спе­куляции?

Биржевые спекуляции привлекательны тем, что могут приносить большие прибыли в короткие сроки и создают возможности для быстрого заработка. Однако они также опасны, так как могут привести к финансовым потерям, нестабильности рынка и экономическим кризисам из-за манипуляций и непредсказуемых колебаний цен.

5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Великие географические открытия и их последствия». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с Великими географическими открытиями.

История Великих географических открытий
В этом разделе следует рассмотреть ключевые события, такие как путешествия Христофора Колумба, Васко да Гамы и Фернана Магеллана. Необходимо упомянуть об их мотивах — поисках новых торговых путей и земель, а также о роли испанских и португальских королевств в инициировании открытий.
Культурный и экономический обмен
Этот пункт будет посвящён тому, как Великие географические открытия способствовали обмену товаров, технологий и культур между Европой и новыми землями. Можно упомянуть о "колумбовом обмене" — переноса сельскохозяйственных культур, животных и идей, а также о влиянии этих обменов на экономики обеих сторон.
Последствия для коренных народов и мировой экономики
Здесь следует обсудить негативные последствия открытий для коренных народов, включая колонизацию, уничтожение местных культур и epidemии болезней. Также стоит рассмотреть, как колониальные империи изменили мировую экономику, создав новые торговые пути и рынки, а также влияние на социальные структуры в Европе.

Как и почему Великие географические открытия изменили мир?

A. Великие географические открытия прежде всего коснулись на­родов Африки, Азии и Америки. Жители этих континентов познакоми­лись с достижениями европейской культуры, что заметно улучшило их жизнь.

Б. Вывоз золота из колоний серьёзным образом повлиял на европей­ское общество. На смену старым порядкам постепенно приходили но­вые. Дворянам приходилось приспосабливаться к новым условиям и вы­держивать конкуренцию с предприимчивыми выходцами из других со­словий.

+B. В результате Великих географических открытий европейцы полу­чили новые знания о мире и позаимствовали у других народов их изобре­тения. Эта эпоха отразилась на развитии всех стран Европы самым поло­жительным образом.

Вариант В правильный, потому что Великие географические открытия действительно привели к значительному увеличению знаний о мире, расширению горизонтов и культурным обменам. Европейцы начали изучать новые территории, знакомились с местными культурами и заимствовали их достижения в разных областях, таких как сельское хозяйство, наука и техника. Эти открытия способствовали экономическому развитию, новым торговым путям и ускорению обмена идей, что в итоге оказало положительное влияние на все страны Европы, способствуя её научному и культурному прогрессу.






ГДЗ по истории 7 класс учебник Морозов, Абдулаев Параграф 5

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):