Почему в Японии на смену раздробленности пришло единство?
В Японии на смену раздробленности пришло единство благодаря усилиям таких исторических фигур, как Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Каждый из них сыграл ключевую роль в объединении страны, используя военную силу, коварство, а также поддержку европейцев и технологий, таких как огнестрельное оружие.
1. Какие положительные и отрицательные последствия имела раздробленность для развития Японии?
Раздробленность в Японии имела как положительные, так и отрицательные последствия. Положительным моментом было стимулирование экономического роста в отдельных регионах, развитие земледелия и ремесел, а также рост торговли. Однако негативным было постоянное соперничество между князьями, войны и беспорядки, которые тормозили развитие государства в целом.
2. Как появление европейцев повлияло на развитие Японии?
Появление европейцев оказало значительное влияние на Японию. Европейцы привезли новые культуры, такие как табак и картофель, а также огнестрельное оружие. Однако их основная цель заключалась в распространении христианства. Знакомство с европейцами также привело к новому стилю живописи и распространению определённых блюд японской кухни, таких как тэмпура.
1. Что общего можно отметить в деятельности трёх объединителей Японии?
Все три объединителя Японии — Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу — стремились к объединению страны, используя военную силу, политическую хитрость и дипломатию. Они также поощряли торговлю и развитие городов, но одновременно подавляли восстания и укрепляли свою власть.
2. Сколько лет в Японии не было сёгуната и почему?
В Японии не было сёгуната более двухсот лет, с 1867 года, когда Токугава Иэясу передал власть императору в рамках реставрации Мэйдзи. Это произошло в связи с внутренними и внешними кризисами, а также с требованиями западных держав открыть Японию для торговли и модернизации.
1. Как изменилось положение японских князей после установления власти сегунов из династии Токугава?
После установления власти сегунов из династии Токугава японские князья больше не были независимыми правителями. Они становились вассалами сёгунов и обязаны были проводить некоторое время при дворе в Эдо, чтобы гарантировать свою лояльность. Их жёны и дети также были заложниками.
2. Охарактеризуйте положение различных сословий в Японии.
Положение различных сословий в Японии было строго иерархичным. Самураи занимали привилегированное положение, служа сёгунам и князьям. Торговцы и ремесленники находились ниже, но тоже имели определённые права. Крестьянское сословие было самым низким: крестьяне были обременены тяжелыми налогами и ограничены в правах, что вызывало восстания, которые часто жестоко подавлялись.
1. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) уничтожение сёгуната Асикага; 2) прибытие европейцев в Японию; 3) начало сёгуната Токугава.
Уничтожение сёгуната Асикага произошло в 1573 году, когда Ода Нобунага сверг последнего сёгуна из рода Асикага. Прибытие европейцев в Японию датируется 1543 годом, когда первые португальцы прибыли на японские острова. Начало сёгуната Токугава начинается в 1603 году, когда Токугава Иэясу был провозглашён сёгуном.
2. Заполните таблицу «Положительные и отрицательные последствия объединения Японии под властью сегунов из рода Токугава».
Сферы деятельности Положительные последствия Отрицательные последствия Политическая система Установление мира и стабильности в стране. Ограничение автономии местных князей и народов. Экономика Развитие торговли и ремесел, укрепление городов, улучшение сельского хозяйства. Ограничение внешней торговли, что сковывало развитие. Культура Развитие культуры и искусства, стабильность в обществе. Изоляция страны от внешнего мира, ограничение культурного обмена. Социальная сфера Укрепление порядка, улучшение жизни граждан в условиях мира. Подавление крестьянских восстаний, усиление феодального гнёта.
3. Сравните развитие Японии с какойлибо европейской страной (по своему выбору), определите черты сходства и различия.
Сходства: как Япония, так и Великобритания прошли через длительные периоды феодализма, которые включали борьбу за власть между различными феодальными князьями (в Японии — это самураи, в Великобритании — бароны и дворяне). Обе страны также столкнулись с воздействием внешних сил — Япония пережила воздействие европейских держав, а Великобритания подвергалась нападениям и влиянию со стороны Европы. Различия: Япония оставалась изолированной от внешнего мира в период сёгуната, в то время как Великобритания активно развивала международные связи и колониальную империю. Япония под властью Токугава была закрыта для внешней торговли и дипломатии, в то время как Великобритания активно занималась торговлей и экспансией.
4. Почему Токугава Иэясу перенёс столицу в Эдо?
Токугава Иэясу перенёс столицу в Эдо (ныне Токио), чтобы укрепить свою власть и контролировать восточные регионы страны. Эдо находился в стратегически выгодном месте, на востоке Японии, что позволяло сёгунам из рода Токугава контролировать основные регионы, а также удобно наблюдать за происходящими событиями в стране.
5. Почему среди всех европейцев японцы предпочли сохранить контакт именно с голландцами? Для ответа используйте как материал учебника, так и дополнительные источники информации.
Японцы предпочли сохранить контакт именно с голландцами, потому что голландцы были наиболее нейтральными среди европейцев. Они не пытались навязать японцам свою религию, как это делали иезуиты, и вели торговлю, не вмешиваясь в внутренние дела Японии. Голландцы также позволяли японцам сохранять свою культурную и политическую независимость, что сделало их более предпочтительными партнёрами в сравнении с другими европейскими странами, стремившимися к миссионерской деятельности.
1. Каких слоев населения касался этот указ?
Указ касался слоёв населения, занимающихся сельским хозяйством, а также, вероятно, крестьян и мелких самураев. Он направлен против людей, которые могли бы иметь оружие, в том числе крестьяне, ремесленники и другие невоенные слои, которые вели хозяйственную деятельность, но могли иметь оружие для самозащиты или других целей.
2. С какой целью он был принят?
Указ был принят с целью укрепления власти и предотвращения восстаний. Запрещая людям владеть оружием, власти стремились снизить угрозу для стабильности общества, исключив возможность вооружённых восстаний. Также цель заключалась в упорядочивании сбора налогов и пошлин, так как наличие оружия могло бы усложнить процесс контроля за крестьянами и мелкими владельцами земель.
А. Превращение Японии в единое государство объясняется целым рядом факторов. С одной стороны, люди вроде Токугава Иэясу стремились укрепить свою личную власть, с другой — раздробленность страны мешала развитию хозяйства.
Б. Объединение Японии — заслуга Оды Нобунаги. Именно он начал объединять разрозненные княжества.
В. Слабость императорской власти и усиление вмешательства сегунов в государственные дела привели к тому, что разрозненные княжества были объединены в одно государство.
Ответ А является правильным, потому что он учитывает несколько факторов, которые способствовали объединению Японии. Во-первых, стремление таких лидеров, как Токугава Иэясу, укрепить свою личную власть и контролировать страну. Во-вторых, раздробленность мешала нормальному развитию хозяйства и экономики, создавая проблемы для сбора налогов, управления территориями и организации торговли. Эти проблемы были решены, когда страна была объединена, что позволило развивать сельское хозяйство, промышленность и другие сферы жизни.
1. Японская притча гласит, что трёх человек спросили: «Что вы сделаете, если соловей откажется вам петь?» Один ответил: «Я разорю его гнездо». Второй: «Я заставлю его петь». Третий: «Я подожду, пока он запоёт». Определите, о каких людях, упомянутых в параграфе, идёт речь? Как в этой притче отражаются особенности их характеров и политики?
Притча о трёх людях отражает разные подходы к управлению и решению проблем, которые могут быть ассоциированы с различными историческими фигурами Японии, особенно с тремя объединителями — Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Первый человек («Я разорю его гнездо») — может олицетворять Оду Нобунагу. Его политика была агрессивной и решительной. Он стремился уничтожать всех своих врагов, используя силу и иногда жестокие методы. Нобунага не раз применял насилие для подавления оппозиции, разоряя вражеские земли и разрушая старые институты.
Второй человек («Я заставлю его петь») — символизирует Тоётоми Хидэёси, который, несмотря на своё крестьянское происхождение, взял на себя задачу силой воли заставить людей следовать своим указаниям. Хидэёси был властным и часто прибегал к силе для подавления недовольства, при этом активно укреплял свою власть в стране.
Третий человек («Я подожду, пока он запоёт») — олицетворяет Токугава Иэясу. Он был известен своей осторожностью и терпением, предпочитая ждать нужного момента для действий, а не действовать поспешно. Иэясу внимательно следил за политической ситуацией, и когда пришло время, он захватил власть, не полагаясь на грубую силу.
Эта притча отражает особенности характеров этих людей и их стратегий: агрессия и разрушение, решительность и контроль, терпение и ожидание.
2. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из явлений культуры Японии по своему выбору: театр Но и Кабуки, поэзия хайку, японская гравюра, ниндзя, синтоизм, карате, чайная церемония, икебана и др.
3. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из объединителей Японии.
4. Кто такой Уилл Адаме? Чем уникален жизненный путь этого человека? Подготовьте о нём сообщение.
Уилл Адамс — английский моряк, который в начале XVII века оказался в Японии. Его уникальность заключается в том, что он стал первым европейцем, получившим должность в японском правительстве. Адамс помогал японцам с европейскими корабельными технологиями и стал доверенным лицом сёгуна Иэясу Токугава. Он был признан в Японии за его профессионализм, стал другом сёгуна и даже получил земельный участок. Его жизнь в Японии стала примером успешной адаптации европейца в чуждой культуре.
5. Как события в Японии XVI—XVII вв. отразились в массовой культуре (компьютерные игры, кинематограф, аниме и т. д.)?
Компьютерные игры: игры на основе японской истории, такие как серия Total War или Sengoku, воссоздают атмосферу феодальной Японии, её войн и политических интриг. Кинематограф: фильмы, например, «Сёгун» или работы режиссёра Акиры Куросавы, изображают борьбу самураев, их чести и драмы, характерные для периода враждующих княжеств. Аниме: такие сериалы, как «Рурони Кеншин» и «Самурай Чамплу», обыгрывают истории самураев, сражений и философии чести, характерные для эпохи Эдо и периода объединения Японии.
1. Составьте тесты, требующие расположить в хронологическом порядке четыре события: а) османской, б) индийской, в) китайской, г) японской истории XVI—XVIII вв., которые упоминаются в данной главе учебника.
а) Османская история XVI—XVIII вв.
Речь Посполитая заключила союз с Османской империей. Османская империя начала вторжения на территорию Европы в XVI веке. Завоевание османами Египта и установление контроля над Меккой и Мединой. Османская империя пережила кризис и ослабление своей мощи в конце XVII века. Правильный порядок: 2 → 3 → 1 → 4
б) Индийская история XVI—XVIII вв.
Могольская империя расширила свои территории в Индии. Падение могольской империи в XVIII веке. Приход Великой Могольской династии к власти. Основание Британской Ост-Индской компании в Индии. Правильный порядок: 3 → 1 → 4 → 2
в) Китайская история XVI—XVIII вв.
Династия Мин приходит к власти в Китае. Освобождение Китая от монгольского ига. Открытие Китая для европейцев в начале XVI века. Династия Цин приходит к власти в Китае. Правильный порядок: 2 → 1 → 3 → 4
г) Японская история XVI—XVIII вв.
Начало периода сёгуната Токугава. Объединение Японии Ода Нобунагой. Закрытие Японии для иностранных торговцев и путешественников. Прекращение войны среди японских феодальных княжеств. Правильный порядок: 2 → 4 → 1 → 3
2. Составьте тесты на установление соответствия географических объектов и связанных с ними событий (в левом столбце укажите не менее четырёх объектов, в правом — не менее пяти событий).
Левый столбец:
Египет Япония Индия Китай Правый столбец: a) Падение могольской империи. b) Основание Британской Ост-Индской компании. c) Вторжения Османской империи. d) Прекращение торговли с иностранцами. e) Освобождение от монгольского ига.
Правильные соответствия:
Египет — c) Вторжения Османской империи. Япония — d) Прекращение торговли с иностранцами. Индия — b) Основание Британской Ост-Индской компании. Китай — e) Освобождение от монгольского ига.
3. Определите, о каких странах говорится в отрывках из исторических документов.
А. «В 925 году мы повели войско... приступом взяли Баджаур, подвергли избиению всех его обитателей и пришли в Бхиру. ...Мы обложили жителей выкупом за безопасность, собрали четыреста тысяч шахрухи деньгами и товарами, раздали добычу воинам и возвратились в Кабул. С тех пор и до 932 года я усиленно стремился завоевать [страну] и за семь или восемь лет пять раз водил туда войска. На пятый раз господь великий, по своей милости и великодушию, ослабил и поверг в ничтожество такого противника, как Султан Ибрахим, и подчинил нашей власти страну».
Б. «Крепость Албазин или твердыня в месте, называемом Ягса, выстроенная русскими, должна быть до основания срыта и разрушена. И все её жители, подданные Российской империи, со всем своим какого бы то ни было рода имуществом, должны быть выведены в земли Русской империи. И определённые эти рубежи охотники обеих империй никоим образом да не переходят».
В. «Жизнь мимолётна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем, так, что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своём последнем мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности».
Г. «Когда же набирают детей неверных, то польза [от этого] в том, что с переходом в ислам в них рождается религиозное рвение, и они становятся врагами своих сородичей. Каждый из числа этих [новобранцев] на победоносных границах проявляет перед лицом врага доблесть и отвагу».
А. Это описание событий в Индии. Отрывок описывает военные действия, совершённые, вероятно, в период правления Саманидов или других мусульманских правителей Центральной Азии, особенно в районе Северо-Западной Индии, где Султан Ибрахим был врагом. Кабул упоминается как исходная точка военных походов, и речь идёт о завоевании индийских территорий.
Б. Это описание отношений России с Китаем или соседними регионами. Отрывок относится к русско-китайскому конфликту, в частности к периоду, когда Русская империя сталкивалась с маньчжурскими и китайскими войсками на Дальнем Востоке. Упоминание Албазина и требования разрушить крепость говорят о событиях XVII века, когда Россия и Китай боролись за влияние в этом регионе.
В. Это описание философских взглядов, свойственных самурайской культуре Японии. Отрывок отражает характерные для самураев японские представления о жизни, смерти и службе. Это могло быть написано в контексте учений, подобных кодексу чести бусидо, который учил самураев посвятить себя служению своему господину и быть готовыми к смерти в любой момент.
Г. Это описание исламизации в Африке или в некоторых частях Азии. Отрывок, в котором обсуждается, как дети неверных, перейдя в ислам, становятся верными сторонниками новой веры и проявляют доблесть на границах, скорее всего, относится к практике вербовки младших воинов в мусульманских армиях, как это было в Османской империи или в других мусульманских государствах того времени.
4. Прочитайте отрывок из письма на родину, ответьте на вопросы.
«Тому было уже два года, как мы прибыли... когда мы узнали, что корабль нам более не принадлежит и что нам запрещено покидать страну. Император определил каждому жильё и назначил по два фунта риса ежедневно, а также ежегодную выплату, равную двенадцати дукатам, которых только-только хватало, — мне, капитану, матросам — всем одинаково. Однажды, спустя четыре-пять лет, император призвал меня к себе, как он делал время от времени. И вот в одной из таких бесед он предложил мне построить небольшое судно. Я отвечал, что я не плотник и не имею достаточных знаний. «Хорошо, — сказал он. — Попытайся. Если получится плохо, это неважно». Так по его поручению я построил небольшой корабль водоизмещением 80 тонн или около того. Этот корабль, преподнесённый нами со всем уважением, он посетил, осмотрел и остался очень доволен. После этого случая я приобрёл ещё большее его расположение, стал часто бывать у него и даже время от времени получать от него подарки. Он назначил мне жалование более 70 дукатов в год и два фунта риса ежедневно.
Теперь, будучи в таком почёте, я стал обучать его азам геометрии, искусству математики и другим вещам. Он был доволен мною настолько, что если я его о чём-то просил, никогда мне не отказывал. Мои прежние враги были изумлены: теперь они были вынуждены заводить со мной дружбу, в которой я не отказывал ни испанцам, ни португальцам».
Вопросы к тексту:
1) О какой стране с высокой долей вероятности может идти речь в тексте? В случае затруднений используйте второй вопрос как подсказку.
Судя по контексту, речь идет о Японии, так как упоминается император, который контролирует всё, включая жильё и жалование, а также предлагает автору построить корабль. Япония в XVI—XVII веках была закрыта для иностранных влияний, и прибывшие европейцы часто оказывались в положении подданных, не имеющих права покидать страну. Японские правители также интересовались западными знаниями и технологиями, особенно морским делом.
2) Какую ошибку допускает автор? В чём причина этой ошибки?
Автор допускает ошибку, подразумевая, что построенный им корабль был построен "плохо", как будто у него не было необходимых знаний, хотя его работа была достаточно хороша, чтобы удовлетворить требования императора. Это скорее связано с самокритичностью автора или с его недооценкой собственных навыков, возможно, он был не уверен в своей способности строить судно, несмотря на успех.
3) Кем автор может быть по национальности? Почему испанцы и португальцы были его врагами, но затем примирились с ним?
Автор, вероятно, был европейцем, возможно, португальцем или испанцем, так как в конце текста упоминаются испанцы и португальцы, которые были его врагами, но затем примирились. В это время Португалия и Испания активно занимались морскими исследованиями и торговлей с Японией, однако в период закрытости Японии европейцы нередко становились конкурентами друг для друга. Конфликты могли быть вызваны политической или торговой конкуренцией, а примирение могло произойти из-за общей выгоды или более благоприятных условий сотрудничества.
4) Что интересовало «императора»? Почему он проявлял интерес именно к этим наукам?
Императора интересовали науки, связанные с практическими применениями — геометрия, математика и морская техника. Эти области знаний были полезны для улучшения военной и торговой инфраструктуры, строительства кораблей, а также для развития технологий в Японии. Японские правители искали способы укрепить свою страну, и приглашение экспертов из Европы для обучения их новых знаний и технологий было частью этой стратегии.
5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Страны Востока в XVI—XVII вв.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с развитием стран Востока в указанный период.
Что принесло Раннее Новое время великим цивилизациям Востока — расцвет или упадок?
А. Страны Востока уже в Раннее Новое время отставали в своём развитии от Европы. Европейцы смогли легко подчинить себе Индию, Японию и Китай.
Б. В XVI—XVII вв. Индия и Китай переживали упадок, так как подверглись завоеваниям извне. Япония находилась в состоянии раздробленности, а самым могущественным государством Востока была Османская империя.
В. В XVI—XVII вв. крупные империи Востока переживали подъём. В Японии, Китае, Индии и Османской империи у власти оказались сильные правители, проводившие реформы, развивалась культура, росла территория этих стран.
Правильный ответ: В. В XVI—XVII вв. крупные империи Востока переживали подъём. В Японии, Китае, Индии и Османской империи у власти оказались сильные правители, проводившие реформы, развивалась культура, росла территория этих стран.
Обоснование:
Япония в это время находилась в процессе объединения под властью сегунов, что привело к стабилизации и развитию. Особенно важными стали реформы, проведенные Токугава Иэясу.
Китай в XVI—XVII веках был под властью династии Мин и позднее Цин, что привело к расширению территории и культурному процветанию, хотя также были и внешние угрозы (например, маньчжурское вторжение).
Индия в это время находилась под властью Великих Моголов, чья империя переживала расцвет, особенно в области культуры, архитектуры и экономики.
Османская империя в XVI—XVII веках оставалась одной из самых мощных мировых держав, несмотря на её поздний упадок в XVIII веке.