Почему в Японии на смену раздробленности пришло единство? 1. Какие положительные и отрицательные последствия имела раздробленность для развития Японии? 2. Как появление европейцев повлияло на развитие Японии? 1. Что общего можно отметить в деятельности трёх объединителей Японии? 2. Сколько лет в Японии не было сёгуната и почему? 1. Как изменилось положение японских князей после установления власти сегунов из династии Токугава? 2. Охарактеризуйте положение различных сословий в Японии. 1. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) уничтожение сёгуната Асикага; 2) прибытие европейцев в Японию; 3) начало сёгуната Токугава. 2. Заполните таблицу «Положительные и отрицательные последствия объединения Японии под властью сегунов из рода Токугава». 3. Сравните развитие Японии с какойлибо европейской страной (по своему выбору), определите черты сходства и различия. 4. Почему Токугава Иэясу перенёс столицу в Эдо? 5. Почему среди всех европейцев японцы предпочли сохранить контакт именно с голландцами? Для ответа используйте как материал учебника, так и дополнительные источники информации. 1. Каких слоев населения касался этот указ? 2. С какой целью он был принят? Почему в Японии на смену раздробленности пришло единство? А. Превращение Японии в единое государство объясняется целым рядом факторов. С одной стороны, люди вроде Токугава Иэясу стремились укрепить свою личную власть, с другой — раздробленность страны мешала развитию хозяйства. Б. Объединение Японии — заслуга Оды Нобунаги. Именно он начал объединять разрозненные княжества. В. Слабость императорской власти и усиление вмешательства сегунов в государственные дела привели к тому, что разрозненные княжества были объединены в одно государство. 1. Японская притча гласит, что трёх человек спросили: «Что вы сделаете, если соловей откажется вам петь?» Один ответил: «Я разорю его гнездо». Второй: «Я заставлю его петь». Третий: «Я подожду, пока он запоёт». Определите, о каких людях, упомянутых в параграфе, идёт речь? Как в этой притче отражаются особенности их характеров и политики? 2. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из явлений культуры Японии по своему выбору: театр Но и Кабуки, поэзия хайку, японская гравюра, ниндзя, синтоизм, карате, чайная церемония, икебана и др. 3. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из объединителей Японии. 4. Кто такой Уилл Адаме? Чем уникален жизненный путь этого человека? Подготовьте о нём сообщение. 5. Как события в Японии XVI — XVII вв. отразились в массовой культуре (компьютерные игры, кинематограф, аниме и т. д.)? 1. Составьте тесты, требующие расположить в хронологическом порядке четыре события: а) османской, б) индийской, в) китайской, г) японской истории XVI — XVIII вв., которые упоминаются в данной главе учебника. 2. Составьте тесты на установление соответствия географических объектов и связанных с ними событий (в левом столбце укажите не менее четырёх объектов, в правом — не менее пяти событий). 3. Определите, о каких странах говорится в отрывках из исторических документов. А. «В 925 году мы повели войско... приступом взяли Баджаур, подвергли избиению всех его обитателей и пришли в Бхиру. ...Мы обложили жителей выкупом за безопасность, собрали четыреста тысяч шахрухи деньгами и товарами, раздали добычу воинам и возвратились в Кабул. С тех пор и до 932 года я усиленно стремился завоевать [страну] и за семь или восемь лет пять раз водил туда войска. На пятый раз господь великий, по своей милости и великодушию, ослабил и поверг в ничтожество такого противника, как Султан Ибрахим, и подчинил нашей власти страну». Б. «Крепость Албазин или твердыня в месте, называемом Ягса, выстроенная русскими, должна быть до основания срыта и разрушена. И все её жители, подданные Российской империи, со всем своим какого бы то ни было рода имуществом, должны быть выведены в земли Русской империи. И определённые эти рубежи охотники обеих империй никоим образом да не переходят». В. «Жизнь мимолётна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем, так, что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своём последнем мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности». Г. «Когда же набирают детей неверных, то польза [от этого] в том, что с переходом в ислам в них рождается религиозное рвение, и они становятся врагами своих сородичей. Каждый из числа этих [новобранцев] на победоносных границах проявляет перед лицом врага доблесть и отвагу». 4. Прочитайте отрывок из письма на родину, ответьте на вопросы. «Тому было уже два года, как мы прибыли... когда мы узнали, что корабль нам более не принадлежит и что нам запрещено покидать страну. Император определил каждому жильё и назначил по два фунта риса ежедневно, а также ежегодную выплату, равную двенадцати дукатам, которых только-только хватало, — мне, капитану, матросам — всем одинаково. Однажды, спустя четыре-пять лет, император призвал меня к себе, как он делал время от времени. И вот в одной из таких бесед он предложил мне построить небольшое судно. Я отвечал, что я не плотник и не имею достаточных знаний. «Хорошо, — сказал он. — Попытайся. Если получится плохо, это неважно». Так по его поручению я построил небольшой корабль водоизмещением 80 тонн или около того. Этот корабль, преподнесённый нами со всем уважением, он посетил, осмотрел и остался очень доволен. После этого случая я приобрёл ещё большее его расположение, стал часто бывать у него и даже время от времени получать от него подарки. Он назначил мне жалование более 70 дукатов в год и два фунта риса ежедневно. Теперь, будучи в таком почёте, я стал обучать его азам геометрии, искусству математики и другим вещам. Он был доволен мною настолько, что если я его о чём-то просил, никогда мне не отказывал. Мои прежние враги были изумлены: теперь они были вынуждены заводить со мной дружбу, в которой я не отказывал ни испанцам, ни португальцам». Вопросы к тексту: 1) О какой стране с высокой долей вероятности может идти речь в тексте? В случае затруднений используйте второй вопрос как подсказку. 2) Какую ошибку допускает автор? В чём причина этой ошибки? 3) Кем автор может быть по национальности? Почему испанцы и португальцы были его врагами, но затем примирились с ним? 4) Что интересовало «императора»? Почему он проявлял интерес именно к этим наукам? 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Страны Востока в XVI — XVII вв.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с развитием стран Востока в указанный период. Что принесло Раннее Новое время великим цивилизациям Востока — расцвет или упадок? А. Страны Востока уже в Раннее Новое время отставали в своём развитии от Европы. Европейцы смогли легко подчинить себе Индию, Японию и Китай. Б. В XVI — XVII вв. Индия и Китай переживали упадок, так как подверглись завоеваниям извне. Япония находилась в состоянии раздробленности, а самым могущественным государством Востока была Османская империя. В. В XVI — XVII вв. крупные империи Востока переживали подъём. В Японии, Китае, Индии и Османской империи у власти оказались сильные правители, проводившие реформы, развивалась культура, росла территория этих стран.