Почему в XVI—XVII вв. появились новая наука и новое искусство?
В XVI—XVII вв. появились новая наука и новое искусство, потому что в этот период произошли значительные изменения в мировоззрении, культурных и социальных условиях. Эпоха Возрождения открыла новые горизонты в понимании человека и мира, что привело к развитию науки и искусства. Гуманизм, возрождённый в это время, сосредоточился на человеке как центральной фигуре вселенной, что вдохновило на создание новых подходов в искусстве и науке. В области науки возникли новые методы исследования, такие как эксперимент и наблюдение, а искусство стало стремиться к большей реальности и индивидуализму. Развитие научных открытий, таких как гелиоцентрическая модель Коперника и работы Галилея, подтолкнули науку к новым высотам.
Почему на смену Ренессансу пришло барокко?
На смену Ренессансу пришло барокко, потому что в конце XVI века произошли изменения в обществе, религии и культуре. Ренессанс был временем восхищения человеческим разумом и возможностями, в то время как барокко стало отражением нестабильности и духовных поисков. Барокко возникло в контексте контрреформации и противостояния протестантской Реформации, в условиях усиления католической церкви, и выразило идеи о преходящей природе человеческой жизни, скоротечности времени и конфликте между идеалами и реальностью. Искусство барокко отражало эти чувства через драматизм, излишнюю декоративность и динамичные композиции, в отличие от гармонии и спокойствия, присущих искусству Ренессанса.
Какое качество Дон Кихота под чёркивает художник?
Художник в иллюстрации к «Дон Кихоту» подчёркивает качество Дон Кихота как идеалиста и бескомпромиссного рыцаря, стремящегося к высоким целям, но при этом попадающего в нелепые ситуации из-за своего порой наивного взгляда на мир. Это качество заключает в себе бесконечное стремление к справедливости и защите слабых, несмотря на то, что реальность часто оказывается далеко от идеалов, к которым стремится Дон Кихот.
1. В чём особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?
Особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира заключаются в том, что оба писателя проявляли глубокое внимание к человеческой природе, его внутренним конфликтам и противоречиям. Сервантес в своём произведении «Дон Кихот» поднимает тему идеализма и реальности, разрыва между высокими стремлениями человека и жестокой действительностью. Его гуманизм заключается в том, что, несмотря на все неудачи Дон Кихота, он остаётся верен своим идеалам. Шекспир же, в таких произведениях как «Гамлет», «Макбет» и «Ромео и Джульетта», исследует человеческие страсти, сомнения и трагические последствия выбора, акцентируя внимание на моральных дилеммах и человеческой слабости, при этом показывая красоту человеческого духа и стремления.
2. Кто из литературных героев действует решительно и безоглядно, а кто погружён в сомнения и размышления?
Литературные герои, которые действуют решительно и безоглядно, это Дон Кихот из одноимённого произведения Сервантеса, который, несмотря на свою наивность, решительно и бескомпромиссно стремится к справедливости и служению идеалам. В то время как Гамлет из одноимённой пьесы Шекспира погружён в сомнения и размышления, не может решиться на действия, постоянно анализируя происходящее и борясь с внутренними конфликтами.
1. Чем эпоха барокко отличалась от Ренессанса?
Эпоха барокко отличалась от Ренессанса тем, что в Ренессансе преобладало восхищение человеческим разумом, гармонией и красотой, стремление к симметрии и идеалу. Барокко же возникло в условиях нестабильности и духовных поисков, под влиянием контрреформации, и акцентировало внимание на преходящей природе жизни, драматизме и эмоциональной глубине. В эпоху барокко не только в искусстве, но и в архитектуре был выражен контраст между идеальными образами и реальностью, через динамизм, избыточную декоративность и напряжённость.
2. Как в архитектуре, живописи и литературе отразились характерные черты стиля барокко?
Характерные черты стиля барокко в архитектуре, живописи и литературе выражались через использование драматизма, контраста, движения и эмоциональности. В архитектуре барокко преобладали сложные формы, пышность и избыточная декоративность, как, например, в работах Джованни Лоренцо Бернини в Риме. В живописи барокко, особенно у Рубенса и Караваджо, акцент был сделан на динамичные сцены, яркие эмоции и контрасты света и тени. В литературе, например в пьесах Педро Кальдерона, барокко проявляется в исследовании сложных человеческих переживаний, поиске смысла жизни и выражении противоречий между духовными идеалами и реальной жизнью.
1. В чём были особенности голландской школы живописи XVII в.?
Особенности голландской школы живописи XVII века заключаются в её акценте на реализм, внимание к повседневной жизни и деталям. Голландские художники, такие как Рембрандт, Франс Халс и Вермеер, изображали не только портреты и пейзажи, но также бытовые сцены и натюрморты, акцентируя внимание на светотени и деталях. Художники этого периода избегали религиозных или мифологических тем, что было характерно для других европейских школ того времени, и сосредоточились на изображении реальной жизни, подчеркивая психологическую глубину и эмоциональное восприятие.
2. Чем классицизм отличался от барокко?
Классицизм отличался от барокко более строгими и упорядоченными формами. В классицизме художники, архитекторы и литераторы стремились к симметрии, гармонии, рационализму и следованию античным образцам. Этот стиль акцентировал внимание на идеале и совершенстве, часто через изображение героических и мифологических сюжетов. В отличие от барокко, которое характеризуется пышностью, эмоциональностью и динамикой, классицизм был более сдержанным и рациональным, что отражало стремление к ясности и логике.
1. Заполните в тетради таблицу.
Деятели культуры Сфера деятельности Основные произведения Мишель Монтень Философия, литература «Опыты» Уильям Шекспир Драматургия, поэзия «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет» Мигель де Сервантес Литература «Дон Кихот» Джованни Лоренцо Бернини Архитектура, скульптура Площадь перед собором Святого Петра, Колоннада в Риме Питер Пауль Рубенс Живопись «Поклонение волхвов», «Триумф Венеры» Диего Веласкес Живопись «Менины», «Пряхи» Педро Кальдерон Литература «Жизнь есть сон»
2. Как связаны распространение стиля барокко и Контрреформация?
Связь стиля барокко с Контрреформацией заключается в том, что барокко стало важным инструментом католической церкви в борьбе с протестантизмом во время Контрреформации. Церковь использовала этот стиль для укрепления своей власти и влияния, демонстрируя величие и могущество через архитектуру, скульптуру и живопись. Пышность, эмоциональность и драматизм барокко должны были вдохновить верующих и продемонстрировать величие Бога, а также вернуть доверие к церкви, потерянное во времена Реформации. Стиль барокко выражал концепцию духовного подъёма и стремление к возвышенному, что было тесно связано с религиозным контекстом этого периода.
3. По выражению французского математика и философа Блеза Паскаля (см. о нём в следующем параграфе), человек стал осознавать себя «чем то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Как это отразилось в искусстве барокко?
Отражение философских идей Блеза Паскаля в искусстве барокко можно увидеть в акценте на внутреннее противоречие и переменчивость человеческой жизни. Паскаль описывал человека как существо, которое осознаёт свою беспомощность и ограниченность, живя между величием и ничем. Это состояние неопределённости, смятения и стремления к духовному просветлению было также отражено в искусстве барокко, где часто изображались контрасты между светом и тенью, земным и небесным, реальностью и иллюзией. Барокко часто использовало динамичные и драматичные композиции, чтобы подчеркнуть краткость жизни и беспокойство человеческой души в поисках смысла.
4. Почему стиль барокко не получил распространения в Республике Соединённых провинций? В случае затруднений с ответом вспомните, при каких обстоятельствах образовалось это государство и каковы были его особенности.
Причины, по которым стиль барокко не получил распространения в Республике Соединённых Провинций (нынешняя Нидерланды), заключаются в особенностях этой страны в XVII веке. Республика была протестантским государством, и в нём не было государственной религии, которая бы требовала использования пышных и церемониальных форм, как это было в католических странах. В Республике Соединённых Провинций существовал упрощённый, более сдержанный стиль, который отражал протестантские идеи о скромности и простоте. Это также было связано с политической и экономической самостоятельностью Нидерландов, где буржуазия предпочитала функциональность и рациональность, чем величественную и эмоциональную пышность барокко.
1. Что означает термин «барокко»?
Термин «барокко» происходит от португальского слова barroco, что означает «странная жемчужина» или «неправильной формы жемчужина». Впоследствии этот термин был использован для обозначения стиля, который характеризуется пышностью, драматизмом, контрастами и избыточностью, нарушая гармонию и симметрию, присущую искусству Ренессанса.
2. Какую реакцию вызывали произведения в стиле барокко у современников? Попытайтесь объяснить причины такой реакции.
Произведения в стиле барокко у современников часто вызывали противоречивую реакцию. Для многих они были слишком вычурными, декоративными и громоздкими, в отличие от простоты и ясности искусства Ренессанса. Люди того времени могли воспринимать барокко как чрезмерное, напыщенное и даже несколько избыточное, что, возможно, вызывало у них чувство отторжения или недовольства. Однако такая реакция также была связана с тем, что стиль барокко стал выражением нового мировоззрения, в котором доминировали эмоции, контрасты и драматизм.
А. Появление стиля барокко связано со стремлением католической церкви внушить верующим трепет перед Богом.
Б. Деятели искусства эпохи барокко понимали несовершенство человека, подчёркивали его слабость и зависимость судьбы от высших сил.
В. Возникновение барокко связано с появлением моды на всё странное и необычное.
Правильный вариант — А. Появление стиля барокко связано со стремлением католической церкви внушить верующим трепет перед Богом.
Барокко было тесно связано с Контрреформацией, движением католической церкви, направленным на восстановление её позиций после Реформации. Этот стиль использовался для усиления эмоционального воздействия на верующих, создания эффекта величия и торжественности, что способствовало усилению религиозного чувства и подчеркиванию могущественной роли церкви.
1. Что такое донкихотство? Это хорошее качество или плохое? Обоснуйте своё мнение конкретными примерами.
Донкихотство — это термин, обозначающий стремление следовать высоким идеалам, независимо от реальности и объективных обстоятельств, часто с наивным или даже абсурдным подходом. Это качество приобрело название от главного героя романа Сервантеса «Дон Кихот», который, несмотря на свою неадекватность и часто нелепое поведение, стремился служить высоким моральным целям. Донкихотство может быть как хорошим, так и плохим качеством в зависимости от контекста. С одной стороны, это пример стремления к идеалам и высокому духу, но с другой — оно может привести к бесполезной борьбе с ветряными мельницами, что символизирует тщетность усилий и разочарование в жизни.
2. Что такое «шекспировский вопрос» и почему он возник? Кого противники авторства Шекспира считают подлинным автором произведений, подписанных его именем? Подготовьте сообщение на эту тему.
«Шекспировский вопрос» относится к спору о подлинном авторстве произведений, приписываемых Уильяму Шекспиру. Суть вопроса заключается в том, что существует мнение, что Шекспир, возможно, не был настоящим автором своих пьес и сонетов. Некоторые исследователи и противники традиционной версии авторства считают, что произведения Шекспира могли быть написаны другими людьми, такими как Эдвард де Вер, Фрэнсис Бэкон или даже Кристофер Марлоу. Противники авторства Шекспира утверждают, что Шекспир не обладал достаточными знаниями и образованием, чтобы писать такие произведения. Тем не менее, большинство ученых уверены, что Шекспир был настоящим автором своих произведений.
3. Считается, что Шекспир и Сервантес умерли в один день одного года, но это не совсем так. В чём здесь проблема? Как отмечается сегодня этот день?
Шекспир и Сервантес действительно умерли в один день — 23 апреля 1616 года, однако это не совсем так, поскольку в Испании в то время использовался юлианский календарь, а в Англии — григорианский. По юлианскому календарю Сервантес умер 23 апреля, а Шекспир — 23 апреля по григорианскому. Таким образом, их смерти произошли с разницей в 10 дней. В наше время 23 апреля отмечается как День книги и авторов, а также как день, посвященный памяти этих двух великих писателей.
4. Подготовьте презентацию (сообщение) об одном из деятелей европейской художественной культуры XVI—XVII вв., упомянутом в параграфе (по своему выбору).
5. Про некоторые картины, упомянутые в тексте параграфа, сказано, что споры о них продолжаются и сегодня. А в чём, собственно, причина споров? Что непонятного в этих картинах?
6. Вещающийся испанский художник Эле Греко по происхождению был греком, отсюда и его прозвище (по настоящему его звали Доменикос Теотокопулос). В юности он обучался иконописи, а в 1983 г. на острове Сирое была найдена икона с его греческой подписью. Как в дальнейшем творчестве Эль Греко соединились византийская иконописная традиция и западноевропейская школа живописи?
Эль Греко, родившийся в Греции как Доменикос Теотокопулос, стал одним из самых ярких представителей испанского искусства в эпоху Ренессанса и Барокко. В своем творчестве он удачно сочетал традиции византийской иконописи, в которой он был обучен в юности, с элементами западноевропейской живописи. Византийская иконопись отличалась строгостью форм и яркой, символичной окраской, что прослеживается в ранних произведениях Эль Греко. Однако в Испании он подверг свои работы влиянию Ренессанса, в частности, искусства Тициана и других мастеров Венеции. Это привело к созданию необычного стиля, который отличается драматизмом, яркой эмоциональностью, вытянутыми фигурами и интенсивным светотеневым контрастом, что является характерной чертой его поздних работ.
7. Каковы особенности музыки барокко? Какие музыкальные жанры получили наибольшее распространение в эпоху барокко?
Музыка барокко (около 1600-1750 гг.) отличалась яркой экспрессией, сложной полифонией, контрастами в темпах и динамике. Один из важнейших элементов — использование низкого регистра (баса) и гармонии, что привело к созданию басс континуо (непрерывного баса). В эпоху барокко часто использовались оркестры с разнообразными инструментами, а также вокальные ансамбли. Основными музыкальными жанрами были опера, оратория, кантата и концерт. Опера получила широкое распространение, благодаря таким композиторам, как Клавдио Монтеверди. Оратория, как и опера, представляет собой вокальное произведение, но без сценического действия, в особенности у Георга Фридриха Генделя. Кантата часто была написана для небольших ансамблей или солистов с инструментальным сопровождением, а концерт был особенно популярен в Италии, например, концерты для сольного инструмента и оркестра, разработанные композиторами вроде Антонио Вивальди.
8. Что было модно в эпоху барокко в одежде и интерьере?
В эпоху барокко мода в одежде и интерьере характеризовалась пышностью, роскошью и сложностью форм. В одежде использовались дорогие ткани, такие как шелк, бархат, с богатой вышивкой и кружевами. Для мужчин характерны широкие плечи, узкие талии, длинные чулки и сложные головные уборы, а для женщин — пышные юбки, корсеты, а также обилие украшений. Цвета часто были яркими и насыщенными. В интерьере использовались тяжелые ткани для обивки мебели, мебель отличалась резьбой и изысканными деталями. Также были популярны зеркала, картины в золотых рамах, декоративные элементы из мрамора и дерева. В этом стиле часто преобладали контрасты света и тени, что также отражало философские идеи эпохи барокко.