menu


ГДЗ по истории 7 класс Морозов, Абдулаев § 11. ПольскоЛитовское государство: короли и шляхта




Почему власть короля в Польско-Литовском государстве слабела, а вольности дворянства стали поистине безграничными?

Власть короля слабела из-за того, что шляхта стремилась защитить свои привилегии и видела в сильной монархии угрозу. Шляхта постепенно добилась усиления своих прав через сейм, выбора короля и право на вооружённое сопротивление монарху. Короли были вынуждены соглашаться с условиями шляхты, что привело к ослаблению центральной власти и расширению дворянских вольностей.

1. Что хотели подчеркнуть польские шляхтичи, заявляя о своём происхождении от сарматов?

Шляхтичи, заявляя о своём происхождении от сарматов, пытались подчеркнуть свою древность и уникальность. Это позволяло обосновать свои привилегии и исключительность, ведь древние сарматы, по их легендам, завоевали славянские земли. В этом мифе шляхта нашла способ оправдать свою привилегированную позицию, отличавшую их от остальных слоёв населения.

2. Кого шляхтичи считали себе ровней, а кого презирали как «низших»?

Шляхтичи считали себе равными только внутри своего сословия, называя друг друга "паны-браты", что подразумевало равенство между дворянами. Однако фактически внутри шляхты были значительные различия: богатые магнаты и мелкие, зачастую безземельные дворяне жили совершенно разной жизнью. Презирали они всех, кто не принадлежал к их сословию, особенно крестьян, которые занимались физическим трудом.

1. Какие полномочия в XVI в. перешли от короля к сейму?

Полномочия в XVI веке постепенно перешли от короля к сейму. Король всё больше становился зависим от шляхты, поскольку сейм утверждал законы, принимал решения о налогах и ополчении.

2. Как шляхта могла защитить свои привилегии в случае нарушения их королём?

Шляхта добилась права вооружённого сопротивления королю в случае нарушения им привилегий, а также права любого депутата прекратить обсуждение вопроса в сейме, что ослабляло центральную власть.

Какие причины ослабления Речи Посполитой иллюстрируют изображения на с. 112–113?

1. Что способствовало объединению Польши и Литвы в одно государство?

Объединение Польши и Литвы в единое государство стало возможным благодаря общим угрозам со стороны Москвы и Османской империи, а также благодаря стремлению литовской знати сблизиться с польской культурой и католицизмом.

2. Что стало одной из причин восстания Богдана Хмельницкого? Чем закончилось это восстание?

Одной из причин восстания Богдана Хмельницкого стало недовольство украинского православного населения, которое испытывало религиозные притеснения и социальные проблемы в Речи Посполитой. Восстание привело к началу русско-польской войны, и по итогам Андрусовского перемирия 1667 года значительные территории, включая Киев, отошли к России.

1. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Брестская церковная уния; 2) восстание под руководством Богдана Хмельницкого; 3) Генриховы артикулы; 4) изгнание поляков из Москвы; 5) Ливонская война; 6) Люблинская уния; 7) Переяславская ра­да, воссоединение Украины с Россией.

Брестская церковная уния — 1596 г.
Восстание под руководством Богдана Хмельницкого — 1648 г.
Генриховы артикулы — 1573 г.
Изгнание поляков из Москвы — 1612 г.
Ливонская война — 1558–1583 гг.
Люблинская уния — 1569 г.
Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией — 1654 г.

2. Какие черты польского шляхтича вызывают у вас симпатию, а ка­кие — неприязнь?

Черты польского шляхтича, которые могут вызвать симпатию:
— Образованность и культурность: шляхтич стремился быть образованным человеком, поддерживал высокий уровень культуры.
— Чувство чести: уважение к своей чести, достоинству и готовность защищать их.
— Храбрость в бою: шляхтичи отличались храбростью, были хорошими воинами, способными защищать свою родину.

Черты, которые могут вызвать неприязнь:
— Гонор: излишнее самолюбие и высокомерие могли приводить к высокомерию и презрению к людям более низкого положения.
— Презрение к физическому труду: шляхтич мог считать физический труд позором, что создавало классовую дистанцию.
— Равенство только среди шляхты: идея равенства распространялась только внутри шляхты, не учитывая интересы крестьян и других сословий.

3. Прочитайте отрывок из статьи русского публициста и обществен­ного деятеля М. Н. Каткова. В чём вы можете согласиться с автором, а в чём нет?

«Польская шляхта, как известно, есть самое уродливое явление, ко­му подобного не представляет история. Это особый народ в народе. Шляхта не есть общественный класс: это как бы особое завоевательное племя... В Польше история положила неизгладимый рубеж между кре­стьянством и шляхтой...»

М. Н. Катков утверждает, что польская шляхта была чем-то вроде «завоевательного племени», и проводит резкую черту между шляхтой и крестьянами.

Согласиться с автором можно в том, что шляхта действительно была обособленной группой, с сильным чувством собственного превосходства и привилегий, что создавало социальные разрывы между дворянством и другими сословиями. Шляхта часто рассматривала себя как элиту, не имеющую равных среди крестьян или горожан.

Однако не все идеи Каткова могут быть приняты. Шляхта была не «завоевательным племенем», а естественной частью польского общества, хотя и доминирующей. Отношения шляхты с остальными слоями населения были сложнее, чем просто «угнетение»: иногда шляхта выступала как защитник национальных интересов и даже свободы (например, свободы вероисповедания).

4. Почему понятие «гонор», имевшее в Польше положительное зна­чение, приобрело в русском языке негативный оттенок?

В польской культуре понятие «гонор» означало честь, достоинство и гордость за своё происхождение и сословие. Для шляхтича это было важным качеством, демонстрирующим его статус и уважение к своему имени.

В русском языке слово «гонор» приобрело негативный оттенок, связанный с излишней гордостью, высокомерием и чрезмерным самоуважением, что могло перерастать в пренебрежение к другим людям. Это произошло, вероятно, из-за того, что российское общество не разделяло столь сильного акцента на сословной чести, а излишняя гордость и самолюбие воспринимались как отрицательные черты характера.

5. В XIV—XVI вв. государства Центральной Европы часто заключали династические унии, но только одна из них оказалась прочной и привела в конечном счёте к созданию единого государства — Речи ПосполитоЙ. Почему этот «политический проект» оказался успешным?

Люблинская уния 1569 года привела к созданию единого государства — Речи Посполитой, что стало успешным проектом по следующим причинам:
— Объединение Польши и Литвы было взаимовыгодным: они объединили свои силы против общих врагов, таких как Российское государство и Османская империя.
— Литва и Польша сохранили автономию в некоторых вопросах (Литва, например, сохранила свою армию и систему управления), что способствовало стабильности.
— Общее королевство и единая внешняя политика помогли скоординировать действия и укрепить международные позиции.
— Общее культурное и религиозное влияние (католицизм) также сблизило две нации.

6. С какими трудностями столкнулась Речь Посполитая в XVII в.? О каких проблемах свидетельствовали эти трудности?

Речь Посполитая столкнулась с рядом трудностей в XVII веке:
— Внутренние раздоры: магнаты и шляхта всё чаще поднимали мятежи и объединялись в конфедерации, что ослабляло королевскую власть и страну в целом.
— Внешние угрозы: война с Россией, шведское вторжение («Кровавый потоп») и постоянные конфликты с Османской империей истощали ресурсы государства.
— Политическая система: введённое «Liberum veto» (право шляхтича прекратить заседание сейма) тормозило принятие важных решений.
— Казачьи восстания: восстание под руководством Богдана Хмельницкого и последовавшее за ним воссоединение Украины с Россией дестабилизировали Речь Посполитую.

7. Что сближало Речь Посполитую с империей Габсбургов, а что их разъединяло?

Сходства:
— Оба государства были многонациональными и многоэтническими, объединявшими различные народы под одной короной.
— Оба государства придерживались католической веры, что служило основой их идентичности и политики.
— Стремление к укреплению власти монархии и защите территорий от внешних угроз (особенно от Османской империи).

Различия:
— В Речи Посполитой существовала избирательная монархия и сильная власть шляхты, что ограничивало короля, тогда как Габсбургская империя была более централизованной.
— Габсбургская империя имела регулярную армию и сильную бюрократию, тогда как Речь Посполитая страдала от слабой организации армии и управляемости.

1. Чем объясняется особое положение шляхты в польском обществе?

Шляхта получила особое положение благодаря своей численности (10% населения), военным заслугам и влиянию на политическую жизнь страны. Они обладали привилегиями, такими как участие в сейме и выборность короля, что давало им значительную власть и независимость.

2. Какие привилегии получила шляхта в XV—XVI вв.?

Шляхта в XV—XVI вв. получила ряд привилегий:
— Право участия в сейме, который контролировал государственные дела.
— Свобода вероисповедания, закреплённая после Реформации.
— Право на вооружённое сопротивление королю в случае нарушения им законов.
— Право на освобождение от налогов и обязанностей, связанных с военной службой.

Почему власть короля в ПольскоЛитовском государстве слабела, а вольности дворянства стали поистине безграничными?

A. Слабость королевской власти в Речи Посполитой объясняется тем, что во главе страны стояли бездарные правители.

Б. Объединение Польши и Великого княжества Литовского противо­речило интересам польских магнатов.

+B. Желание польской шляхты защитить свои привилегии привело к ослаблению центральной власти.

Желание польской шляхты защитить свои привилегии привело к ослаблению центральной власти. Шляхта стремилась сохранить свои права и вольности, что выразилось в создании ограничений для королевской власти. Это включало принятие Генриховых артикулов, выборность королей и право шляхты на вооруженное сопротивление королю.

1. Какие русские цари выставляли свои кандидатуры на выборах ко­роля Речи Посполитой? Почему они не были избраны?

Русские цари, такие как Иван IV Грозный и его сын Фёдор I, выдвигали свои кандидатуры на выборах короля Речи Посполитой. Однако они не были избраны по ряду причин:

Иван Грозный был крайне непопулярен среди польской шляхты из-за его авторитарного стиля правления и агрессивной политики в отношении Литвы и Польши.
Фёдор I был воспринимаем как слабый и пассивный правитель, что не удовлетворяло потребности польской шляхты, которая стремилась иметь короля, подчинённого их влиянию.

2. В каких произведениях русской классической литературы есть образ польки — прекрасной, обольстительной, но коварной и опасной (особенно для русского мужчины), властолюбивой, корыстной и неискренней?

Такие образы польских женщин можно встретить в следующих произведениях русской литературы:

"Панночка" в "Вий" Н.В. Гоголя — героиня выглядит как прекрасная, но роковая женщина, опасная и мистическая.
"Пани Эва" в "Огнём и мечом" И. Тургенева — польская женщина в этой повести изображена как обольстительная, но властолюбивая и хитрая.
"Марфа Сапожникова" в "Князь Серебряный" А. К. Толстого — один из примеров изображения женского образа, основанного на интригах и манипуляциях, хотя она не полька.

3. Почему польский сейм пригласил на престол именно французско­го принца Генриха? Почему Генрих очень недолго был королём Речи Посполитой? Как воспринимали своё пребывание в Польше Генрих и при­бывшие с ним французы?

Польский сейм пригласил на престол французского принца Генриха Валуа по нескольким причинам:

Франция в тот период была влиятельной державой, и союз с ней мог принести Польше поддержку.
Генрих был католиком, что соответствовало религиозным предпочтениям части шляхты.
Однако Генрих очень недолго был королём, так как:

Он не принимал польскую политическую систему и не стремился укреплять свою власть через компромиссы с сеймом и шляхтой.
Французы, сопровождавшие Генриха, относились к Польше и её народу с высокомерной пренебрежительностью, что усилило напряжённость между королём и польской знатью.
В 1574 году Генрих тайно покинул Польшу, чтобы вернуться во Францию и стать королём после смерти своего брата.

4. Кем был Богдан Хмельницкий? Как и почему он возглавил восста­ние запорожских казаков против поляков?

Богдан Хмельницкий был гетманом Запорожского войска и ключевой фигурой в восстании казаков против польской власти в 1648 году. Причины восстания включали:

Нарастающее недовольство казаков и православного населения ущемлением их прав польскими магнатами.
Усиление религиозных репрессий против православных, в том числе через Брестскую унию.
Личное противостояние Хмельницкого с польской знатью, которое переросло в широкомасштабное восстание, получившее поддержку казаков и крестьян.
Хмельницкий видел в восстании способ защитить права казаков и православного населения, а также восстановить автономию украинских земель.

5. Существует ли сегодня грекокатолическая (униатская) церковь в Беларуси и на Украине? Каким влиянием она пользуется в этих странах?

6. В ходе Ливонской войны на территорию современной Беларуси вернулась одна из замечательных реликвий православной церкви — крест святой Евфросинии Полоцкой. Что это за реликвия? Чем удивитель­на её судьба? Где она сегодня находится?

Крест святой Евфросинии Полоцкой — это уникальная реликвия православной церкви, созданная в XII веке мастером Лазарем Богшей по заказу святой Евфросинии, игуменьи Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. Крест был покрыт золотом и украшен драгоценными камнями и реликвиями святых. Он считался одной из главных святынь Руси.

Судьба креста:

Во время Ливонской войны реликвия была временно перемещена, но позже вернулась в Полоцк.
Крест был утерян в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), и его местонахождение до сих пор неизвестно.
В 1997 году была создана точная копия креста, которая ныне хранится в Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке.

1. Составьте тесты, требующие расположить в хронологическом порядке четыре события: а) немецкой, б) итальянской, в) французской, г) нидерландской, д) центральноевропейской истории конца XV— XVI вв., которые упоминаются в данной главе учебника.

2. Составьте тесты на соотношение деятелей культуры и созданных ими памятников (в левом столбце укажите не менее четырёх деятелей, в правом — не менее пяти памятников).

3. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение.

A. «Нет необходимости князю обладать всеми добродетелями, но не­пременно должно казаться, что он ими наделён. Больше того, я осме­люсь сказать, что если он их имеет и всегда согласно с ними поступает, то они вредны, а при видимости обладания ими они полезны; так, должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необхо­димости стать иным ты бы мог и умел превратиться в противоположное».

Б. «Подчинённый должен смотреть на старшего, как на самого Хри­ста. Он должен повиноваться старшему, как труп, который можно пере­ворачивать во всех направлениях... Папе надлежит повиноваться без вся­ких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения».

B. «Я полностью убеждён, что распределить всё поровну и по спра­ведливости, а также счастливо управлять делами человеческими невоз­можно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останет­ся, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот».

4. Прочитайте документ, ответьте на вопросы после него.

«Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение — иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведёт себя. Этот выбор­ный священник должен проповедовать нам святое Евангелие, чистое и ясное, без всякого человеческого добавления, учения и веления, одну лишь истинную веру...

Во-вторых, хотя справедливая десятина, установленная в Ветхом За­вете, с Новым Заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Ведь раз её надлежит давать Богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает правильное слово Божье. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит общи­на, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, из­бранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины...

В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос про­литием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех, как пас­туха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответству­ет Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными... Мы не сомнева­емся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости...»

Первый отрывок (A) принадлежит Никколо Макиавелли, автору знаменитого трактата "Государь". В этом тексте он утверждает, что правитель должен уметь казаться добродетельным, но на деле поступать в соответствии с обстоятельствами, что является характерной чертой его прагматичного подхода к политике.

Второй отрывок (Б) приписывают Игнатию Лойоле, основателю Ордена иезуитов. Его учение о полном повиновении высшим авторитетам, особенно папе, и готовности подчиняться даже в совершении грехов, выражает строгую дисциплину и подчинённость иерархии, свойственные иезуитам.

Третий отрывок (B) связан с Томасом Мором и его произведением "Утопия". Идея о необходимости уничтожения частной собственности для достижения справедливого общества отражает социалистические и утопические взгляды Мора, который критиковал неравенство и бедность.

Вопросы к тексту:

1) Определите, к какому сословию принадлежат авторы документа.

Авторы документа принадлежат к крестьянскому сословию. Это видно из упоминания о необходимости освобождения от крепостной зависимости («собственные люди»), а также из обсуждения десятины и выборов священников, что касается крестьянской общины.

2) При каких обстоятельствах этот документ мог быть составлен, в какой стране и в какое время?

Документ мог быть составлен в ходе Крестьянской войны в Германии (1524–1525 гг.). Это восстание немецких крестьян, вызванное социальным и экономическим угнетением, а также влиянием Реформации, произошло в Священной Римской империи.

3) Под влиянием каких идей находились авторы документа?

Авторы документа находились под влиянием идей Реформации. Они требуют чистоты проповедей, свободных от «человеческого добавления», что отражает желание реформировать церковь в духе учений Мартина Лютера и других реформаторов. Также заметно влияние раннехристианских идей о равенстве всех людей перед Богом («Христос освободил всех людей»).

4) Были ли удовлетворены просьбы авторов документа?

Большинство просьб авторов документа не были удовлетворены. Крестьянское восстание в Германии было жестоко подавлено, и многие крестьянские лидеры были казнены. Власти и феодалы не пошли на уступки, а крестьянство было вновь загнано в зависимое положение.

5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Эпоха Воз­рождения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете осве­щать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с поясне­ниями содержания. План и пояснения должны отражать основные собы­тия (явления), связанные с эпохой Возрождения или научной революцией.

Как и почему произошёл религиозный раскол Западной Европы?

+A. Начало Реформации и религиозный раскол Европы были вызваны стремлением разных сословий избавиться от гнёта католической церкви. Разбогатевшие выходцы из третьего сословия не хотели отдавать свои доходы в пользу папы римского, а некоторые правители стремились избавиться от вмешательства церкви в их дела.

Б. Религиозные войны в Европе были результатом проповедей Люте­ра против индульгенций. Именно платное отпущение грехов вызывало недовольство жителей разных стран и привело к кровопролитию.

B. В религиозных войнах виноваты католики. Они проявляли жесто­кость по отношению к протестантам и не хотели признавать их право на свободу вероисповедания.

Наиболее точным вариантом ответа будет вариант A. Религиозный раскол Западной Европы был вызван стремлением разных сословий, особенно разбогатевших выходцев из третьего сословия и правителей, избавиться от гнёта католической церкви и её вмешательства в дела государства. Финансовое бремя, связанное с налогами и выплатами в пользу папы римского, стало одним из важных факторов, подталкивающих общество к Реформации.






ГДЗ по истории 7 класс учебник Морозов, Абдулаев Параграф 11

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):