Почему власть короля в Польско-Литовском государстве слабела, а вольности дворянства стали поистине безграничными? 1. Что хотели подчеркнуть польские шляхтичи, заявляя о своём происхождении от сарматов? 2. Кого шляхтичи считали себе ровней, а кого презирали как «низших»? 1. Какие полномочия в XVI в. перешли от короля к сейму? 2. Как шляхта могла защитить свои привилегии в случае нарушения их королём? Какие причины ослабления Речи Посполитой иллюстрируют изображения на с. 112–113? 1. Что способствовало объединению Польши и Литвы в одно государство? 2. Что стало одной из причин восстания Богдана Хмельницкого? Чем закончилось это восстание? 1. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Брестская церковная уния; 2) восстание под руководством Богдана Хмельницкого; 3) Генриховы артикулы; 4) изгнание поляков из Москвы; 5) Ливонская война; 6) Люблинская уния; 7) Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией. 2. Какие черты польского шляхтича вызывают у вас симпатию, а какие — неприязнь? 3. Прочитайте отрывок из статьи русского публициста и общественного деятеля М. Н. Каткова. В чём вы можете согласиться с автором, а в чём нет? «Польская шляхта, как известно, есть самое уродливое явление, кому подобного не представляет история. Это особый народ в народе. Шляхта не есть общественный класс: это как бы особое завоевательное племя... В Польше история положила неизгладимый рубеж между крестьянством и шляхтой...» 4. Почему понятие «гонор», имевшее в Польше положительное значение, приобрело в русском языке негативный оттенок? 5. В XIV—XVI вв. государства Центральной Европы часто заключали династические унии, но только одна из них оказалась прочной и привела в конечном счёте к созданию единого государства — Речи ПосполитоЙ. Почему этот «политический проект» оказался успешным? 6. С какими трудностями столкнулась Речь Посполитая в XVII в.? О каких проблемах свидетельствовали эти трудности? 7. Что сближало Речь Посполитую с империей Габсбургов, а что их разъединяло? 1. Чем объясняется особое положение шляхты в польском обществе? 2. Какие привилегии получила шляхта в XV—XVI вв.? Почему власть короля в ПольскоЛитовском государстве слабела, а вольности дворянства стали поистине безграничными? A. Слабость королевской власти в Речи Посполитой объясняется тем, что во главе страны стояли бездарные правители. Б. Объединение Польши и Великого княжества Литовского противоречило интересам польских магнатов. +B. Желание польской шляхты защитить свои привилегии привело к ослаблению центральной власти. 1. Какие русские цари выставляли свои кандидатуры на выборах короля Речи Посполитой? Почему они не были избраны? 2. В каких произведениях русской классической литературы есть образ польки — прекрасной, обольстительной, но коварной и опасной (особенно для русского мужчины), властолюбивой, корыстной и неискренней? 3. Почему польский сейм пригласил на престол именно французского принца Генриха? Почему Генрих очень недолго был королём Речи Посполитой? Как воспринимали своё пребывание в Польше Генрих и прибывшие с ним французы? 4. Кем был Богдан Хмельницкий? Как и почему он возглавил восстание запорожских казаков против поляков? 5. Существует ли сегодня грекокатолическая (униатская) церковь в Беларуси и на Украине? Каким влиянием она пользуется в этих странах? 6. В ходе Ливонской войны на территорию современной Беларуси вернулась одна из замечательных реликвий православной церкви — крест святой Евфросинии Полоцкой. Что это за реликвия? Чем удивительна её судьба? Где она сегодня находится? 1. Составьте тесты, требующие расположить в хронологическом порядке четыре события: а) немецкой, б) итальянской, в) французской, г) нидерландской, д) центральноевропейской истории конца XV— XVI вв., которые упоминаются в данной главе учебника. 2. Составьте тесты на соотношение деятелей культуры и созданных ими памятников (в левом столбце укажите не менее четырёх деятелей, в правом — не менее пяти памятников). 3. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение. A. «Нет необходимости князю обладать всеми добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделён. Больше того, я осмелюсь сказать, что если он их имеет и всегда согласно с ними поступает, то они вредны, а при видимости обладания ими они полезны; так, должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным ты бы мог и умел превратиться в противоположное». Б. «Подчинённый должен смотреть на старшего, как на самого Христа. Он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях... Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения». B. «Я полностью убеждён, что распределить всё поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот». 4. Прочитайте документ, ответьте на вопросы после него. «Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение — иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведёт себя. Этот выборный священник должен проповедовать нам святое Евангелие, чистое и ясное, без всякого человеческого добавления, учения и веления, одну лишь истинную веру... Во-вторых, хотя справедливая десятина, установленная в Ветхом Завете, с Новым Заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Ведь раз её надлежит давать Богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает правильное слово Божье. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины... В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех, как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными... Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости...» Вопросы к тексту: 1) Определите, к какому сословию принадлежат авторы документа. 2) При каких обстоятельствах этот документ мог быть составлен, в какой стране и в какое время? 3) Под влиянием каких идей находились авторы документа? 4) Были ли удовлетворены просьбы авторов документа? 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Эпоха Возрождения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с эпохой Возрождения или научной революцией. Как и почему произошёл религиозный раскол Западной Европы? +A. Начало Реформации и религиозный раскол Европы были вызваны стремлением разных сословий избавиться от гнёта католической церкви. Разбогатевшие выходцы из третьего сословия не хотели отдавать свои доходы в пользу папы римского, а некоторые правители стремились избавиться от вмешательства церкви в их дела. Б. Религиозные войны в Европе были результатом проповедей Лютера против индульгенций. Именно платное отпущение грехов вызывало недовольство жителей разных стран и привело к кровопролитию. B. В религиозных войнах виноваты католики. Они проявляли жестокость по отношению к протестантам и не хотели признавать их право на свободу вероисповедания.