Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?
Романовы были одной из ветвей древнего старомосковского боярского рода. Что вам известно о его представителях?
Какие детали изображённого на картине события доказывают, что представители различных сословий готовы оказать поддержку Михаилу Фёдоровичу?
1. Какую цель преследовал срочно созванный в 1613 г. Земский собор? Чем объясняется подобная спешка?
2. Почему царём был избран Михаил Фёдорович Романов?
Опишите картину. Какие задачи выполняла Боярская дума в начале правления Михаила Фёдоровича? Какова была роль царя на её заседаниях?
Почему шведский король не смог захватить Псков?
Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами.
1. Каково было положение Михаила Романова на троне в начале его правления? Почему народные волнения не утихли сразу после избрания нового царя?
2. Охарактеризуйте условия Столбовского мира и Деулинского перемирия. Почему Россия пошла на территориальные уступки Швеции и Польше?
За какие заслуги Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский удостоились памятника на Красной площади в Москве?
Согласны ли вы с мнением историка? Приведите несколько фактов, подтверждающих вашу точку зрения.
Какие личные качества характерны для Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского? Являются ли они настоящими патриотами России?
1. Охарактеризуйте основные итоги Смуты для России.
2. Каковы, по вашему мнению, главный положительный и главный отрицательный уроки Смутного времени?
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какое событие изображено на картине? Какие чины поддержали избрание на царский престол Михаила Романова?
2. Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём заключалась основная сложность поставленной на соборе задачи?
3. Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.
4. К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?
5. Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.
6. Можно ли найти аналогии событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.
7.* С помощью дополнительных источников информации узнайте о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Подготовьте сообщение на тему «Иван Сусанин — настоящий герой и патриот своего Отечества».
8. Расскажите, почему у нас в стране 4 ноября празднуется День народного единства.
9. Рассмотрите карту 1 в Приложении. Проследите по ней: 1) походы Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; 2) движение армии Ивана Болотникова от начала похода и до её полного разгрома; 3) вторжение польских и шведских войск; 4) действия Первого и Второго ополчения. Покажите территории, отторгнутые от России.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой; 2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 3) Столбовский мир со Швецией; 4) начало правления в Иране шаха Аббаса І Великого.
1. Назовите имя государя и год его венчания на царство.
2. Почему автор называет обстоятельства вступления на престол нового царя печальными? Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих утверждение историка.
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Как вы думаете, почему именно эта картина выбрана в качестве основной к главе? Какой период русской истории получил название «Смутное время»? Дайте общую характеристику этого периода и определите предпосылки и причины Смуты.
2. Составьте и заполните таблицу «Смута в России» на основе материала § 17-25.
3. Какие события дали основание учёным охарактеризовать начало XVII в. в истории России как Смутное время? Назовите несколько таких событий.
4. Почему ни один правитель России, царствовавший в начале XVII в., не смог удержать власть и только воцарение Михаила Романова стабилизировало ситуацию?
5. Что позволило преодолеть Смуту и изгнать из страны иностранных захватчиков?
6. Сформулируйте главную причину организации Первого и Второго ополчения. Какие обстоятельства привели к распаду Первого и успеху Второго ополчения?
7. Существует следующая оценка Смутного времени: «В ходе Смуты существовали возможности для изменения политического строя России, но они так и не были воплощены в жизнь». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте.
8. Поработайте в парах. Дайте оценку роли бояр в событиях Смутного времени. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) положительной роли боярства, а другой — отрицательной. Сделайте вывод.
9. Выясните, какие события Смуты и как связаны с историей вашего региона.
10. Придумайте памятник событиям Смутного времени. Сделайте эскиз. Объясните, почему он должен выглядеть таким образом.