menu


ГДЗ по истории нового времени 7 класс Мединский, Чубарьян § 22. Китай и Япония: в поисках с ответами




Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?

Япония в XVII веке перешла к политике самоизоляции из-за страха перед влиянием европейцев и христианства. Власти опасались, что миссионеры подорвут устои общества и лояльность подданных, а иностранцы вмешаются во внутренние дела страны. После восстания христиан в 1637 году правительство решило полностью закрыть страну для внешнего мира, запретив иностранцам въезд, а японцам — выезд. Китай тоже стал склоняться к изоляции, но по другим причинам. Под властью династии Мин торговля с иностранцами строго контролировалась, ведь китайцы считали, что Поднебесная не нуждается в чужих товарах, а приезд иноземцев — лишь признание верховной власти императора.

Выявите основные особенности развития Китая в эпоху династии Мин.

В эпоху Мин Китай развивался по традиционным конфуцианским принципам. Императоры усилили централизованную власть, провели налоговые и земельные переписи, наладили контроль за чиновниками и экзаменами. Экономика и культура процветали, особенно производство шелка, фарфора, литература и архитектура. Однако быстрый рост населения и налоговое давление привели к разорению крестьян, а в итоге — к крестьянской войне и падению династии.

Что изменилось в жизни Китая после его завоевания маньчжурами, а что осталось прежним?

После завоевания маньчжурами в стране установилась династия Цин. Изменилось то, что власть перешла к иноземцам, а многие китайские города были разорены. Маньчжуры заняли ключевые посты в управлении и образовали привилегированное сословие воинов. При этом основные порядки, чиновничья система и экзамены по конфуцианству остались прежними, и китайский язык сохранил статус государственного. Таким образом, в управлении чувствовалось влияние завоевателей, но традиционная основа китайской жизни не изменилась.

С помощью ресурсов Интернета выясните, что объединяет этих людей.

Маттео Риччи и Сюй Гуанци объединяло то, что они оба были учёными и стремились сблизить Европу и Китай. Риччи, итальянский иезуит, познакомил китайцев с западной наукой и картографией, а Сюй Гуанци, китайский учёный и его ученик, переводил европейские труды и помогал распространению знаний. Их сотрудничество стало символом культурного обмена Востока и Запада.

Как европейцы получали сведения о Китае, а китайцы о Европе?

Европейцы получали сведения о Китае главным образом через купцов и миссионеров, особенно через иезуитов, которые жили при дворе и вели переписку с Европой. Китайцы же узнавали о Европе от тех же миссионеров, из их рассказов и научных трудов.

В чём связь между отказом Петлину в императорской аудиенции и принципами дипломатии и внешней торговли Китая того времени?

Отказ Петлину в аудиенции у императора связан с китайскими принципами дипломатии того времени. Китай не признавал равенства между государствами и считал все иностранные миссии данническими, то есть признающими власть императора. Поскольку Петлин не привёз подарков и официальных полномочий, его не могли принять, ведь визит без подношений нарушал ритуал признания верховенства Поднебесной.

1. Как вы думаете, в результате каких событий у крестьян скопилось слишком много оружия? Как оно к ним попадало?

Излишек оружия у крестьян появился из-за многочисленных войн, восстаний и смут, которые происходили в Китае во времена поздней династии Мин и в начале династии Цин. Когда армии проходили через деревни, оружие оставалось на местах сражений или попадало к крестьянам после разгрома войск. Иногда солдаты продавали его за еду или деньги, а дезертиры бросали своё снаряжение, спасаясь бегством. Так постепенно оружие оказалось в руках простого народа.

2. Почему власти заинтересованы в скорейшем изъятии оружия у крестьян?

Власти стремились как можно скорее изъять оружие, потому что опасались новых восстаний и разбойничьих нападений. Крестьянские бунты уже не раз приводили к падению правительств, и любое массовое вооружение населения воспринималось как угроза стабильности и власти императора.

3. Почему крестьяне сохраняли попадавшее к ним оружие?

Крестьяне же не спешили отдавать оружие, потому что чувствовали себя беззащитными перед произволом сборщиков налогов, грабежами и набегами. Для них меч или ружьё были не символом мятежа, а средством защиты семьи и имущества. Кроме того, оружие стоило дорого, и, потеряв его, человек лишался ценного имущества.

4. Докажите, что власти считали этот вопрос важным. Как вы думаете, почему?

О важности вопроса говорит сам факт, что власти издавали специальные указы и проводили проверки по деревням, приказывая сдавать оружие. Для империи, где уже побывали войны и восстания, контроль над вооружением населения был вопросом не просто порядка, а выживания государства. Любое массовое неповиновение могло снова перерасти в смуту, поэтому борьба с распространением оружия рассматривалась как залог спокойствия и устойчивости империи.

Как сказалось на развитии Японии проникновение в страну европейцев?

Проникновение европейцев в Японию в XVI веке принесло с собой не только новые товары, но и идеи, технологии и веру. Появились огнестрельное оружие, новые виды кораблей, ремесленные приёмы, а также христианство, которое начало быстро распространяться среди населения. Это знакомство с Европой оживило торговлю и расширило кругозор японцев, но вскоре стало вызывать тревогу у властей: влияние иностранцев воспринималось как угроза традиционному порядку и власти сёгуна.

Почему Япония перешла к политике самоизоляции?

Политика самоизоляции, к которой Япония перешла в XVII веке, была ответом на эту угрозу. Правительство опасалось, что миссионеры подорвут лояльность населения и ослабят страну перед возможной колонизацией. Чтобы сохранить внутреннюю стабильность, было решено запретить христианство, ограничить внешнюю торговлю и запретить японцам покидать родину. Так Япония почти на двести лет закрылась от мира, разрешив лишь ограниченные контакты с китайцами и голландцами в порту Нагасаки.

Докажите, что события японской истории прямо влияли на развитие культуры.

История напрямую влияла на развитие культуры. Когда страна оказалась изолированной, внутренняя жизнь закипела. В отсутствие внешних влияний японцы сосредоточились на своих традициях, и именно в этот период расцвели театр кабуки, поэзия хайку, живопись укиё-э, искусство чайной церемонии. Даже архитектура и быт стали ещё более утончёнными. Таким образом, изоляция, хоть и ограничила внешние связи, стала временем внутреннего культурного расцвета, когда Япония создала облик, который весь мир теперь считает её национальным лицом.

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и ответьте на вопросы. Было ли изображённое событие важным для японцев? По каким признакам можно различить между собой португальцев (по отдельности светских лиц и иезуитов), их слуг и японцев? Что художник выделяет в одеждах европейцев?

2. Почему в Китае не получила развития торговля со странами Европы?

Торговля Китая с Европой не получила широкого развития потому, что китайские императоры эпохи Мин и Цин считали своё государство центром мира, а иностранцев — варварами, которым не нужны были собственные товары. Китай обладал богатейшими ресурсами, производил шёлк, фарфор, чай и не испытывал нужды в европейских вещах. К тому же власть опасалась, что активные контакты с иностранцами приведут к проникновению чуждых идей и ослаблению традиционного устройства общества.

3. Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием». Как еще можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?

Период с середины XVI века до 1630-х годов называют «христианским столетием», потому что тогда в Японию активно проникали католические миссионеры, главным образом иезуиты, францисканцы и доминиканцы. Они крестили десятки тысяч японцев, открывали школы и больницы, а вера Христа временно стала частью жизни целых областей. Но этот век можно назвать и «веком перемен», ведь в те же годы шло объединение страны, становление власти сёгуната Токугава и переход к политике изоляции.

4. Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.

Объединение Японии сопровождалось большими реформами. Правители Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу ликвидировали власть феодальных князей, создали централизованное государство, установили строгий порядок в землевладении и налогах, провели переписи населения и земель, ограничили ношение оружия крестьянами. Эти меры положили конец эпохе междоусобиц и обеспечили долгий внутренний мир.

5. Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?

Судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии разошлись из-за разных исторических условий. В Европе развитие пушек и мушкетов стимулировалось бесконечными войнами и техническими открытиями, тогда как в Японии, после объединения и наступления мира, правители боялись, что оружие приведёт к мятежам. Поэтому производство и использование огнестрельного оружия было сознательно ограничено, а военное искусство вернулось к мечам самураев.

6. Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?

Китай перешёл к самоизоляции позже, чем Япония, потому что у него дольше сохранялись активные внешние связи через морскую торговлю и Великий шёлковый путь. Кроме того, китайская цивилизация была масштабнее и устойчивее, поэтому влияние иностранцев ощущалось слабее. Лишь после того, как европейцы начали проявлять политическую и военную активность в Азии, китайские власти решили, что внешние контакты стали опасны, и постепенно закрыли страну от внешнего мира.

Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) битва при Нагасино; б) правление императора Канси в Китае; в) появление португальцев в Японии; г) начало династии Цин в Китае; д) переход Японии к политике самоизоляции.

Сначала в Японии появились португальцы — это произошло в 1543 году, когда их корабль прибило к берегам острова Танэга-Сима. Затем, в 1575 году, состоялась знаменитая битва при Нагасино, в которой самураи впервые широко применили огнестрельное оружие. После этого, в 1603 году, в Японии установилась власть сёгуната Токугава, и к 1630–1639 годам страна окончательно перешла к политике самоизоляции. В Китае немного позже, в 1644 году, к власти пришла династия Цин. И уже в её правление, в 1661–1722 годах, правил один из самых знаменитых китайских императоров — Канси.

1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника?

Автор источника выделяет несколько ключевых недостатков: чиновники корыстны и образуют группировки, преданность и честность в управлении низка, даже высшие учреждения пронизаны преступностью, доходы сосредоточены у родственников императора и знати, народ истощён, налоги тяжёлы, а авторитет императора падает.

2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте.

Исправить это император практически не мог, потому что проблема была системной: коррупция и несправедливость проникли глубоко в структуру власти, а народ был истощён и недоволен, поэтому реформы сталкивались с сильным сопротивлением. 

3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.

Судя по критике чиновников и наблюдению за положением народа, автор текста, скорее всего, принадлежал к образованной части общества — чиновнику, советнику или литератору, который видел внутренние проблемы государства и понимал их опасность.

Раскройте смысл понятия «политика самоизоляции». Как бы вы определили противоположное понятие?

Политика самоизоляции означает сознательное ограничение страны во внешних контактах, закрытие границ для иностранных влияний, торговли и миграции. Противоположным понятием можно считать политика открытости или внешней экспансии, когда государство активно устанавливает дипломатические, торговые и культурные связи с другими странами.






ГДЗ по истории 7 класс Мединский, Чубарьян Параграф 22

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):