Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?
Эпоха Возрождения проявляла живой интерес к человеку и его внутреннему миру, поэтому искусство стало стремиться к реалистичности, к точной передаче индивидуальных черт, эмоций и движений; художники снова изучали анатомию, перспективу и светотень чтобы придать фигурам объём и правдоподобие, а архитекторы искали гармонию и пропорцию в духе античных образцов. Общественная мысль опиралась на гуманизм то есть вера в возможности разума и свободу личности, распространение образования и интерес к языкам и текстам античных авторов породили новые философские и политические размышления о государстве и месте человека в нём; одновременно развивается критика старых институтов и появляются утопические проекты, которые пытаются представить идеальное общество. Эта картина меняла не только стиль живописи и формы зданий но и саму социальную значимость искусства и знания.
Что на этом портрете свидетельствует о том, что он написан во времена возрождения интереса к Античности?
О принадлежности портрета к эпохе Возрождения свидетельствует обращение художника к идеалам античного искусства — спокойная и гармоничная поза юноши, уравновешенность композиции, внимание к пропорциям тела и естественности образа. Лицо написано с реалистичными чертами, передающими индивидуальность, а не идеализированную красоту. Светотень подчёркивает объёмность фигуры, что напоминает античное стремление к естественности и телесной полноте. Кроме того, одежда и фон просты и не отвлекают внимания от человеческой личности, что отражает гуманистические идеалы Возрождения и интерес к человеку как к центру мира.
Используя дополнительные источники, выясните, почему именно античное наследие, а не средневековая живопись и архитектура стало столь популярно в XV—XVI вв.
Возрождение интереса к античности объясняется сочетанием интеллектуальных и практических причин: учёные гуманисты вновь открыли и начали переводить греческие и латинские тексты что подарило новую философскую и эстетическую базу; археологические находки и первые коллекции античных статуй давали наглядные образцы гармонии и пропорции; главное античное искусство демонстрировало ясные принципы порядка симметрии и идеальную простоту которые казались современникам эмблемой высокого вкуса и цивилизационного превосходства; к тому же новые технологии печати помогли распространить идеи и изображения по всей Европе и сделать античность общим культурным кодом. Средневековое искусство воспринималось как связанное с догмой и символикой и в глазах гуманистов уступало ясности и человеческой масштабности античных образцов.
Как вы полагаете, что заставляло Микеланджело и дальше сотрудничать с папой? Отчего он отказывался оформить капеллу богаче?
Между Микеланджело и папой существовала сложная смесь личной воли почестей и принуждения: папа мог быть требователен настойчив и властен но одновременно обеспечивал крупные заказы и материальную поддержку что делает сотрудничество выгодным несмотря на конфликты; биографические свидетельства показывают что Микеланджело нередко сопротивлялся но в конце концов уступал под давлением или ради крупного замысла. Отказ делать роспись «богаче» объясняется художественной позицией и моральным выбором он стремился к правде в изображении к духовной искренности и считал что изображаемые святые не должны быть украшены надуманным богатством поэтому предпочитал сдержанную серьёзность а не позолоту. Эти мотивы подтверждаются как современными свидетельствами так и последующими исследованиями о работе в Сикстинской капелле.
Сформулируйте основные характерные черты итальянского Возрождения.
Итальянское Возрождение сочетало гуманистическую веру в человека с техническим мастерством художников архитекторов и скульпторов Оно возвратилось к изучению античных пропорций и канонов что привело к идеалам гармонии и симметрии в архитектуре одновременно живопись стала стремиться к перспективе светотени и анатомической точности чтобы выразить внутреннюю психологию персонажей Патронаж со стороны меценатов сделал возможным крупные проекты и освободил художников для экспериментов а теоретические трактаты и трактаты по архитектуре формировали единую культуру художников и зодчих. В результате возникло «Высокое Возрождение» с фигурами таких мастеров как Леонардо Микеланджело и Рафаэль.
Найдите в Интернете эту картину и составьте описание её фрагментов. Какие пословицы зашифрованы в картине? Есть ли схожие русские пословицы?
На картине Питера Брейгеля Старшего «Нидерландские пословицы» изображена людная деревенская сцена, в которой каждая маленькая сценка иллюстрирует какую-то пословицу или поговорку; сам художник таким образом собрал «каталог человеческой глупости и порочности», поэтому работа изначально называлась и «Голубой плащ» или «Безумие мира».
В левом нижнем углу видна сцена с человеком, сидящим между двумя табуретами в золе — это буквальная иллюстрация пословицы «сидеть между двух стульев» (быть нерешительным). Рядом изображён мужчина, который «путает след с носом», то есть ведёт другого за нос; в центре картины женщина надевает плащ на голову другого человека — это «надеяться на пустую защиту», «под плащом обмануть» (варианты переводов пословицы). В правой части у дверей виден человек, который «кладёт палку в колёсo» — образно «мешает» чьим-то планам. На заднем плане у башни горит дом, что символизирует «поджог», а в сцене у колодца кто-то «мыть руки», будто отмывается от вины. Многие фрагменты — например, мужчина, который равнодушно ступает по лягушке, или человек, сидящий и держащий глобус, — имеют прямые отсылки к конкретным фразеологизмам того времени.
Картина получила название «Нидерландские пословицы», потому что в ней зашифровано более сотни поговорок и идиом нидерландского языка XVI века; зрителю XVI века разгадывать такие загадки было интересно и занимательно, так как это сочетало живопись и игру ума. Современные исследователи отмечают, что Брейгель не просто иллюстрировал поговорки, он фокусировался на абсурдности и порочности человеческого поведения, превращая собрание пословиц в сатиру на общество.
Как проявлялись идеи Ренесанса втворчестве деятелей Северного Возрождения?
Идеи Ренессанса в творчестве деятелей Северного Возрождения проявились в стремлении понять человека не только как совершенное творение природы, но и как мыслящее, страдающее, духовное существо. Художники вроде Альбрехта Дюрера или Питера Брейгеля Старшего изображали не героев античности, а простых людей, их труд, радости и тревоги. Они сохраняли внимание к деталям, как мастера Италии, но вкладывали в свои картины больше нравственного и философского смысла. В их искусстве чувствуется размышление о добре и зле, о справедливости и человеческом достоинстве.
Как вы думаете, почему Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи»?
Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи» потому, что в их произведениях — «Утопии» и «Новой Атлантиде» — живёт вера в возможность идеального общества, построенного на разуме, справедливости и добродетели. Но сама эпоха уже шла к капитализму, к индивидуализму и власти денег. Мир, о котором мечтали эти философы, был в каком-то смысле наивным, слишком светлым для реальности XV–XVI веков.
Почему, с вашей точки зрения, утопии в это время стали столь популярны?
Утопии стали популярны потому, что люди, только что вырвавшиеся из мрака Средневековья, верили в силу разума и возможность переделать мир. Они видели несправедливость, бедность, жадность, но надеялись, что новое знание и образование смогут всё исправить. Утопии были выражением этой надежды, верой в человеческий разум и добро.
Как вы думаете, на чьей стороне автор — Карнавала или Поста?
Автор явно на стороне Карнавала. В его облике чувствуется жизнь, движение, весёлое безумие человеческой природы. Он полон красок, изобилия, света — как сама весна после долгой зимы. Пост, наоборот, выглядит мрачным и иссохшим, его сопровождают фигуры монахов, которые словно тянут за собой скуку и ограничения. Через это противопоставление Брейгель не просто смеётся, он показывает, что человек живёт не только молитвой и воздержанием, но и радостью, земными удовольствиями, смехом. Его симпатия на стороне того, кто умеет наслаждаться жизнью, кто принимает её со всеми противоречиями — именно это и есть дух Возрождения.
Обсудите в классе, почему фарс и комедия дель арте получили такое распространение именно в эпоху Возрождения.
Фарс и комедия дель арте стали популярны именно в эпоху Возрождения, потому что люди снова научились смеяться над собой и миром. После долгих веков религиозной строгости они захотели лёгкости, живого человеческого веселья. На площадях звучала народная речь, актёры импровизировали, высмеивали жадных, глупых и заносчивых. Этот смех был освобождающим — как будто сама жизнь возвращала себе право быть яркой и настоящей.
1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине. По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности? Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
2. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
Выбранный мною деятель Леонардо да Винчи. Родился в 1452 году в Тоскане и вырос среди флорентийских мастеров, он стал живописцем, учёным и изобретателем, которого по праву называют олицетворением гуманистического идеала эпохи. Леонардо писал картины, где человеческое лицо и тело оживают благодаря светотени и тончайшей наблюдательности, одновременно вёл записи по анатомии, оптике и геологии, проектировал машины и изучал пропорции человека. Самые известные его произведения это Джоконда и Тайная вечеря, а его рисунок Витрувианский человек стал символом единения искусства и науки. Леонардо стремился понимать устройство мира через наблюдение и эксперимент и оставил после себя богатые записные тетради, которые веками вдохновляли художников и учёных.
3. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
Итальянское и Северное Возрождение объединяет одна главная идея — гуманизм, то есть внимание к человеку, к его образу, чувствам и возможностям, стремление вернуть и переосмыслить античное наследие и работать с перспективой и натурой. В живописи и архитектуре заметно стремление к реализму, к гармонии форм и к исследованию пропорций, причём многие художники и мыслители опирались на античные образцы и тексты. При этом отличия заметны и говорящие. Итальянское Возрождение стремилось к классической ясности и идеалу, художники увлекались идеальными пропорциями, анатомией человека и крупными композициями на мифологические и религиозные темы, архитекторы искали строгую геометрию, симметрию и связи с древнеримскими храмами. Северное Возрождение, приняв идеи гуманизма, сохраняло большую привязанность к деталям реальной жизни, к быту и пейзажу, здесь сильнее роль графики и гравюры, и влияние Реформации заставляло художников больше задумываться над моралью, социальной критикой и бытовыми сценами. В Италии идеал выражался через идеализированное тело и архитектурную гармонию, на севере идеал смешивался с маленькими наблюдениями о человеческой природе и с интересом к национальным традициям.
4. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.
Расположите в правильном хронологическом порядке следующие события: а) начало строительства собора Святого Петра; 6) написание Т. Мором «Утопии»; в) создание 3. Роттердамским «Похвалы глупости»; г) начало росписи Микеланджело Сикстинской капеллы.
Сначала началось строительство нового собора Святого Петра в Риме в 1506 году это положило начало большого строительного проекта. Затем Микеланджело приступил к росписи свода Сикстинской капеллы в 1508 году работа продолжалась несколько лет и впервые была показана публике в 1512 году. После этого Эразм Роттердамский опубликовал «Похвалу глупости» в 1511 году, а Томас Мор напечатал «Утопию» в 1516 году.
Как вы понимаете смысл этого текста?
Смысл текста Эразма Роттердамского состоит в том, что автор иронично восхваляет «глупость», показывая, что именно она делает людей счастливыми, беззаботными и доброжелательными. На самом деле под «глупостью» он подразумевает естественность, простоту, отсутствие лицемерия и чрезмерной учености. Эразм высмеивает гордость, жадность и показную мудрость, утверждая, что иногда именно «глупость» — простота сердца и искренность — делает человека лучше. Похвала глупости используется как литературный приём, чтобы обличить человеческие пороки и заставить читателя задуматься о нравственности общества.
Для чего, как вы думаете, 3. Роттердамский хвалит глупость?
Эразм хвалит глупость не всерьёз, а сатирически. Он хочет показать, что мир устроен так, что именно «глупцы» — дети, юноши, простодушные люди — живут в радости и гармонии, тогда как чрезмерная мудрость порождает страдания и надменность. Через эту иронию он выражает гуманистическую мысль о ценности человеческой природы, её простоты и внутренней доброты.
Раскройте содержание понятия «гуманизм». Докажите, что он оказал влияние на живопись и скульптуру эпохи Возрождения.
Гуманизм — это мировоззрение эпохи Возрождения, в центре которого стоит человек, его достоинство, разум, свобода и способность к творчеству. Гуманисты считали, что человек — творец собственной судьбы и что мир должен быть понят и улучшен с помощью знаний и искусства.
Гуманизм оказал огромное влияние на живопись и скульптуру Возрождения. Художники и скульпторы стали изображать человека не как символ божественной силы, а как прекрасное, одухотворённое существо. В картинах и статуях появились реальные пропорции, эмоции, движения и индивидуальные черты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Донателло стремились передать красоту человеческого тела, гармонию разума и чувств, изображая не только святых, но и простых людей, героев античности, учёных.