menu


ГДЗ по истории нового времени 7 класс Мединский, Чубарьян § 14—15. Международные отношения с ответами




Что изменили в международных отношениях система равновесия сил и политика интересов государства?

Система равновесия сил и политика национальных интересов стали основными принципами международных отношений после Вестфальского мира 1648 года, завершившего Тридцатилетнюю войну. Этот период ознаменовался отказом от религиозных конфликтов в пользу политико-территориальных интересов. Государства начали стремиться к балансировке сил, чтобы предотвратить доминирование одной державы, что способствовало относительной стабильности в Европе. Внешняя политика государств стала ориентироваться на их собственные интересы, что привело к формированию системы международных отношений, основанной на прагматизме и балансе сил. 

Какие предметы вы видите на картине? Используя ресурсы Интернета, выясните, что они символизируют, какое отношение имеют к дипломатии.

На полотне Ганса Гольбейна изображены множество предметов, и у каждого из них есть смысл. Над столом стоят два глобуса, один земной и один небесный, которые показывают интерес послов к картографии, навигации и знанию мира, то есть к тем областям, что прямо связаны с дипломатией и торговлей. Рядом расположены наборы научных приборов — квадрант, торкетум, многоугольный солнечный циферблат и другие приборы для измерения времени и положения светил, они демонстрируют владение астрономическими и математическими знаниями важными для мореплавания, для расчётов и для государственной политики в эпоху открытий.

На нижней полке лежит лютня с порванной струной и несколько духовых трубок рядом с нотной книгой и арифметической книгой Петра Апиа. Лютня обычно символизирует гармонию, а порванная струна служит знаком раздора и религиозного конфликта, что отсылает к религиозным распрям XVI века и делает картину не только портретом, но и комментарием к общественным разногласиям. Нотная книга с текстами Лютера указывает на реформационные движения и на то, что религиозные вопросы тесно переплетались с международной политикой. Арифметическая книга показывает практическую сторону знаний — торговлю, бухгалтерию и государственное управление, без которых посол ничего не сделает. 

Как вы понимаете эти изменения? Каковы были их последствия?

Эти изменения означали переход от феодальных и личностных связей между правителями к системе международных отношений, где государства рассматривались как самостоятельные игроки, действующие в многосторонней среде. Теперь нельзя было просто нападать на соседей или заключать союзы по личной симпатии монарха — любое действие имело последствия для репутации и будущих союзов. Государства стали учитывать баланс сил, опасаясь, что если они нарушат договоренности или проявят агрессию, другие объединятся против них.

Последствия этих изменений были крайне важными. Во-первых, укрепился принцип национального суверенитета — каждое государство стало восприниматься как самостоятельный субъект международной политики. Во-вторых, дипломатия превратилась в систематическую и постоянную деятельность: послы регулярно обменивались информацией, представляли интересы своих монархов и учитывали мнение других государств. В-третьих, сформировалась практика взвешивания действий с точки зрения долгосрочной пользы, а не только немедленного выигрыша, что создало основу для будущих международных договоров и развития международного права.

Используя дополнительные источники, проанализируйте, в какой мере взгляды Гроция соответствовали распространённому в его время пониманию теории и практики международных отношений.

Гуго Гроций, голландский юрист XVII века, оказал значительное влияние на развитие международного права. В своем труде "О праве войны и мира" он утверждал, что международные отношения должны регулироваться универсальными законами, основанными на естественном праве, а не на религиозных догмах. Гроций подчеркивал важность справедливой войны и необходимости соблюдать законы даже в условиях конфликта. Его идеи были новаторскими для того времени и способствовали формированию основ современного международного права. 

Как возникновение представлений о национальном суверенитете повлияло на международные отношения?

Идея национального суверенитета, утвержденная Вестфальским миром, стала основой современной системы международных отношений. Она предполагает, что каждое государство имеет исключительное право на управление своими внутренними делами без вмешательства извне. Это привело к признанию принципа невмешательства и уважению территориальной целостности, что способствовало развитию дипломатии и международного права.

Внимательно рассмотрите картинку и ответьте на вопросы, при необходимости используя Интернет. Зачем солдату, вооружённому огнестрельным оружием, шпага? Что он держит в левой руке? Для чего этот предмет использовался?

На гравюре Яна де Гейна «Мушкетёр» (1607) изображён солдат, вооружённый мушкетом, с шпагою на поясе. Шпага служила для ближнего боя, когда огнестрельное оружие уже не могло быть использовано. В левой руке он держит шомпол — металлический стержень, используемый для прижатия пули и пороха в стволе мушкета. Это свидетельствует о том, что мушкетёр был обучен всем этапам зарядки оружия, включая использование шомпола для обеспечения точности выстрела.

Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об известной битве XVI-XVII вв., в которой были бы продемонстрированы достижения военной революции

Как Итальянские войны должны были помочь Франции ослабить Габсбургов? 

Итальянские войны должны были помочь Франции ослабить Габсбургов за счёт прямого противостояния с их владениями и влиянием в Италии. Франция претендовала на некоторые итальянские земли, используя родственные связи своих монархов с местными династиями, и стремилась укрепить своё влияние на континенте. Захватывая итальянские государства, французские короли могли ослабить экономическую и военную мощь Габсбургов, ограничить их контроль над ключевыми территориями и торговыми путями, а также создать коалиции с другими государствами против империи Габсбургов. Таким образом, войны в Италии были стратегическим инструментом для снижения силы соперников и увеличения собственной политической и экономической выгоды Франции.

Что изображено на этой картине? Почему изображение войны названо аллегорическим? Проанализируйте 2—3 аллегории

Картина Яна Брейгеля Младшего «Аллегорическое изображение войны в Европе» (около 1648 года) представляет собой сложную аллегорию, изображающую разрушительные последствия войны в Европе. В отличие от прямого изображения боевых действий, художник использует символику и метафоры, чтобы передать идею разрушения и страдания, вызванных войной.

На заднем плане изображены фигуры, сражающиеся друг с другом, что непосредственно указывает на саму войну и её разрушительные последствия.

Расположенные на переднем плане оружие и доспехи могут символизировать подготовленность к войне и её неизбежные последствия.

Какие противоречия привели кпревращению Тридцатилетней войны в общеевропейскую?

Причиной превращения Тридцатилетней войны в общеевропейскую стал целый клубок противоречий — религиозных, политических и династических. Сначала конфликт разгорелся в пределах Священной Римской империи как столкновение католиков и протестантов, но очень скоро к нему подключились почти все крупные державы Европы. Австрийские и испанские Габсбурги стремились укрепить своё господство, Франция опасалась их усиления и вступила в войну на стороне протестантов, Швеция и Дания видели возможность расширить влияние в Северной Германии, а Нидерланды — окончательно освободиться от испанской власти. В итоге война перестала быть чисто религиозной и превратилась в борьбу за политическое равновесие в Европе.

Докажите, что и Людовик XIV, и его противники действовали в соответствии с новыми принципами международных отношений, сложившимися в раннее Новое время.

Людовик XIV и его противники действовали уже по принципам новой системы международных отношений, сложившейся после Вестфальского мира. Французский король стремился к расширению территорий и усилению королевской власти, опираясь не на религиозные лозунги, а на государственные интересы. Его противники — Англия, Испания, Голландия, Австрия — также объединялись не из вероисповедных соображений, а ради сдерживания чрезмерного усиления Франции. Так впервые в истории стал очевиден принцип баланса сил, при котором союзы создавались и распадались исходя из политической выгоды, а не из религиозной общности.

Используя эту иллюстрацию и дополнительные источники, подготовьте рассказ о ходе битвы.

Почему европейцам удалось справиться с турецкой угрозой лишь в конце XVI в.?

С турецкой угрозой европейцам удалось справиться лишь к концу XVI века, потому что Османская империя в XV–XVI веках находилась на вершине могущества. Её армия была многочисленной и хорошо организованной, а государства Европы, наоборот, были разобщены постоянными внутренними войнами и религиозными распрями. Лишь когда начался процесс централизации власти и усиления национальных государств, Европа смогла выступить против Османов единым фронтом. Поражение турок под Веной в 1683 году и последующие военные успехи Габсбургов окончательно ослабили их влияние, и турецкая экспансия в Европу прекратилась.

1. Как вы думаете, почему в XVI и особенно в XVII в. возрастает важность дипломатии?

В XVI и особенно XVII веке дипломатия стала играть решающую роль, потому что именно тогда формировалась система суверенных государств, которые больше не подчинялись единому религиозному центру. Раньше конфликты часто решались через войну, но по мере укрепления абсолютизма и усложнения международных отношений требовались постоянные переговоры, посольства, соглашения и договоры. Война стала слишком разрушительной и дорогой, поэтому всё чаще её старались заменить дипломатическими манёврами.

2. Используя дополнительные источники, выясните, какой государственный интерес был в эту эпоху у Англии, Франции, монархии Габсбургов, Испании. Менялся ли он со временем?

Государственные интересы крупнейших держав того времени были довольно различны. Англия стремилась к морскому и торговому господству, укрепляла флот и расширяла колонии, а внутри Европы её цель заключалась в том, чтобы не позволить ни одной державе получить чрезмерную власть на континенте. Франция добивалась укрепления абсолютной монархии и ослабления Габсбургов, стремясь расширить свои границы и стать ведущей державой Европы. Габсбурги, правившие и в Австрии, и в Испании, наоборот, хотели сохранить своё влияние в Священной Римской империи и удержать европейское господство, что приводило их к войнам с Францией и протестантскими князьями Германии. Испания сначала была сильнейшей державой Европы, владела огромной колониальной империей, но к концу XVII века её мощь ослабла из-за военных поражений и экономического кризиса.

3. Используя атлас и дополнительные источники, обсудите в классе, союзы с какими государствами следовало заключать для достижения своих целей Франции, австрийским и испанским Габсбургам в XVI и в XVII вв.

Франции для достижения своих целей следовало искать союзов с протестантскими державами — Англией, Швецией и Нидерландами — чтобы сдерживать Габсбургов. Австрийским и испанским Габсбургам, напротив, выгодно было опираться на католические государства, особенно на Папский престол и южноевропейских союзников.

4. Проанализируйте причины и последствия Тридцатилетней войны. Удалось ли ей разрешить противоречия, её вызвавшие? Докажите свою точку зрения.

Причиной Тридцатилетней войны стало столкновение религиозных и политических интересов в Священной Римской империи, но на деле она стала борьбой за европейское равновесие. Последствия оказались огромными: Германия была разорена, население сократилось, но был достигнут Вестфальский мир 1648 года, который утвердил независимость Нидерландов и Швейцарии, признал право князей самим выбирать веру и заложил основы нового международного порядка. Однако главные противоречия — между католицизмом и протестантизмом, между централизацией и независимостью — окончательно не исчезли.

5. Используя дополнительные источники, выясните, почему европейские армии оказывались слабее османских.

Европейские армии в начале эпохи действительно уступали османским, потому что Османская империя раньше других создала регулярную армию с дисциплиной, единым командованием и сильной артиллерией. В Европе же войска часто собирались из наёмников, плохо обученных и склонных к дезертирству. Лишь позже, с развитием национальных армий и централизованных государств, Европа сумела ликвидировать это отставание.

6. Используя карту 4 (см. Приложение), ответьте, какие европейские государства должны были более других опасаться желания Франции расширить свои границы. Какие страны, исходя из своего географического положения, должны были стать союзниками в борьбе с турецкой угрозой?

Опасаться расширения Франции должны были прежде всего Испания, Священная Римская империя и Нидерланды, так как именно их территории находились на пути французской экспансии. Союзниками в борьбе с турецкой угрозой становились в первую очередь Австрия, Польша и Венеция, поскольку именно они стояли на пути османского наступления на Европу.

7. Найдите на карте 4 (см. Приложение) страны, получившие признание своей независимости по итогам Тридцатилетней войны.

По итогам Тридцатилетней войны независимость получили Нидерланды и Швейцария.

Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) Тридцатилетняя война; 6) осада турками Вены; в) битва при Павии; г) Девятилетняя война; д) битва при Лепанто.

Битва при Павии (1525), битва при Лепанто (1571), осада турками Вены (1683), Тридцатилетняя война (1618–1648), Девятилетняя война (1688–1697).

Проанализируйте внешнюю политику Испании. Чем, с вашей точки зрения, руководствовались испанские монархи: государственным интересом или религиозными ценностями? Обоснуйте свою точку зрения.

Испанские монархи XVI–XVII веков, особенно Карл V и Филипп II, руководствовались прежде всего религиозными убеждениями. Они видели себя защитниками католической веры и борцами против «ереси», а не прагматичными политиками, ищущими выгоду для государства. Испания вела войны не только ради территориальных приобретений, но и ради укрепления католицизма: она подавляла протестантизм в Нидерландах, сражалась с Турцией под знаменем веры и даже вмешивалась во внутренние дела Франции, поддерживая католиков в их борьбе против гугенотов. Эта политика, продиктованная религиозными идеалами, привела к экономическому истощению страны и потере прежнего могущества, потому что вместо расчёта и компромисса монархи выбирали фанатичное следование идее.

Используя дополнительные источники, проанализируйте понятие «государственный интерес». Выявите, в чём состояли в раннее Новое время интересы Испании, Фран ции, Англии. Изменялись ли они со временем и если да, то как?

Понятие «государственный интерес» в ту эпоху только начинало формироваться. Оно означало стремление действовать не из личных или династических побуждений, а исходя из пользы государства — его безопасности, могущества и благополучия народа. В раннее Новое время у Испании этот интерес выражался в сохранении гегемонии католицизма и удержании колоний. У Франции — в ослаблении Габсбургов и укреплении королевской власти, что со временем переросло в стремление к территориальному расширению и европейскому лидерству. Англия же ставила во главу угла развитие морской торговли, укрепление флота и контроль над колониями. Со временем интересы этих стран становились всё более прагматичными и всё меньше зависели от религиозных мотивов. Если Испания застряла в догматизме, то Франция и Англия сумели понять, что сила государства держится на экономике, политическом влиянии и дипломатии, а не на религиозных войнах.






ГДЗ по истории 7 класс Мединский, Чубарьян Параграф 14-15

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):