Какие изменения в образовании, науке и литературе XVII в. доказывают, что русская культура переживала переход к новому этапу своего развития?
1. Насколько распространённым было начальное образование в России XVII в.?
2. Для чего необходимо было быть грамотным? Какие возможности это давало человеку в XVII в.?
1.Чем занимались приглашённые в Москву монахи Киево-Печерской
лавры?
2. Какое положение при Алексее Михайловиче занимал Ф. М. Ртищев?
Как вы думаете, за что братья Лихуды удостоились памятника в Москве?
1. Что и как изучали в Славяно-греко-латинской академии?
2. Почему академию первоначально возглавляли греки?
1. Какие книги по естественным наукам были созданы в XVII в.?
2. Как освоение Сибири и Дальнего Востока влияло на естественно-научные знания?
1. Какие исторические повествования появились в XVII в.?
2. Что изменилось в середине XVII в. в изложении исторических событий?
1. Почему у посадских людей был интерес к сатире?
2. О чём свидетельствует тот факт, что авторы сатирических произведений защищали старину?
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите, как проходил процесс обучения в школе XVII в.
2. Заполните таблицу.
Литературные жанры XVII в. Примеры произведений
3. Прочитайте отрывок из работы современного российского учёного В. Г. Торосяна и ответьте на вопросы.
В каком году было открыто учебное заведение, о котором говорится в тексте? Какие задачи перед ним ставились?
4. Покажите на примерах литературных произведений, что в русской культуре XVII в. «старина и новизна перемешались».
5. Сравните литературу XVI и XVII вв. Укажите, что было общим, а что — раз-личным.
6. Что общего можно отметить в развитии образования, науки и литературы в России и в странах Западной Европы в XVII в.? Какие были различия?
7*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о книгохранителе и справщике Московского печатного двора С. Медведеве.