Что позволило сохранить независимость Российского государства в период Смутного времени? Почему избрание на царство Бориса Годунова и проводимая им политика не стали началом объединения государства и общества, а привели страну к Смуте? 1. Почему в 1598 г. царём был избран Борис Годунов? 2. Все ли слои общества поддержали избрание Бориса на царство? Какой путь к царскому трону преодолел Борис Годунов? Какие личные качества помогли ему подняться на вершину власти? 1. Почему Борис Годунов ссылал бояр? Как это могло отразиться на его положении? 2. Дайте оценку внутренней политики Годунова. Почему во время голода 1601 —1603 гг. люди отовсюду стекались в Москву? 1. Какие меры предпринимались властями для борьбы с голодом? Были ли они эффективны? 2. Почему начались народные волнения в 1603 г.? 1. Почему начало XVII в. называют Смутным временем? 2. Назовите причины Смуты? Как они связаны с правлением Ивана IV? Как вы думаете, насколько искренним было обещание Лжедмитрия I ввести в России католичество? 1. Чем, по мнению народа, были вызваны неурожаи и голод? 2. Почему польский король и шляхта так легко поверили Лжедмитрию I? 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как Борис Годунов пытался укрепиться на престоле? Какие меры, предпринятые Борисом, способствовали выходу из кризиса, а какие — создавали условия для социального взрыва? 2. Определите хронологический порядок событий: 1) появление Лжедмитрия I в Польше; 2) Нантский эдикт Генриха IV во Франции; 3) начало правления Бориса Годунова. 3. Прочитайте отрывок из работы историка С. Ф. Платонова и ответьте на вопрос. О каком явлении идёт речь в тексте отрывка? Дайте определение этого явления и запишите его в тетрадь. 4. Существует мнение, что одной из причин Смуты была опричнина. Согласны ли вы с такой позицией? Свою точку зрения обоснуйте. 5. Прочитайте отрывок из «Истории государства Российского» историка Н. М. Карамзина и ответьте на вопросы. 1) О ком идёт речь в отрывке? На основе каких слов в тексте вы это определили? 2) Как историк оценивает деятельность этого правителя? Согласны ли вы с его оценкой? Ответ объясните. 6. Какие успехи были достигнуты Россией за время правления Бориса Годунова? Почему его политикой были недовольны различные группы населения в стране? 7. Сформулируйте несколько причин появления в России Лжедмитрия I. 8*. Существует следующая оценка личности, политики и правительственного курса Бориса Годунова: «Борис Годунов — талантливый государственный деятель, царь, задумавший преобразования, призванные обеспечить развитие страны». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение аргументируйте фактами. 9. Некоторые историки считают, что, несмотря на различия, в политике Ивана Грозного и Бориса Годунова было много общего. Приведите несколько фактов, подтверждающих мнение историков. 10. Приведите несколько примеров европейского влияния на Россию в царствование Бориса Годунова. 11*. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки».