Вопросы и задания 1. Объясните значение выделенных слов в тексте параграфа. 2. По карте (с. 75) определите, какие народы на востоке страны входили в состав России и где они жили. 3*. Представьте, что вас пригласили в экспедицию одного из землепроходцев XVII в. С кем бы вы отправились в путь? Опишите цели путешествия, трудности маршрута, результаты экспедиции. 4. XVII в. для России можно назвать периодом освоения землепроходцами Сибири и Дальнего Востока. Предлагаем вам создать музейную экспозицию по теме «Освоение Сибири в XVII в.». Для выполнения работы вам надлежит: 1) определить тему стенда или зала; 2) расположить экспонаты: карты, схемы, иллюстрации, рисунки учащихся, описание путешествий и т. д.; 3) придумать эпиграф к каждой экспозиции; 4) подготовить и провести экскурсию по составленной экспозиции; 5) высказать собственное мнение относительно деятельности русских первопроходцев XVII в. — достойны ли они памяти потомков. Даем подсказку: одна экспозиция может быть посвящена открытиям мира XV—XVII вв.; другая — материалу об освоении Сибири, представленному в хронологической последовательности (при этом может быть дан экскурс в историю — освоение земель в XII—XVI вв.); третья — землепроходцам (или любым другим темам, которые учащиеся и учитель сочтут возможным осветить; четвертая — народам Сибири до присоединения к России и в период продвижения русских отрядов и переселенцев на Восток. Для оформления экспозиции обратитесь к дополнительной литературе и интернет-ресурсам.