1. Назовите условия, при которых находящееся в жидкости тело тонет; плавает; всплывает. 2. Опишите опыт, изображённый на рисунке 158. Какой вывод можно сделать по результатам опыта? 3. От чего зависит глубина погружения тела, плавающего на поверхности жидкости? 4. Какие особенности строения водных обитателей позволяют им плавать на различной глубине?
1. Почему плавает тяжёлое судно со стальным корпусом, а гвоздь, упавший в воду, тонет?
2. На груди и на спине водолаза размещают специальные утяжелители, точно такие же имеются на башмаках. Зачем это делают?
3. Будет ли плавать в ртути стеклянная бутылка, заполненная ртутью?
1. Рассмотрите этапы опыта, изображённого на рисунке 159. Какова цель опыта? Какие выводы он позволяет сделать?
2. Деревянная доска весом 100 Н плавает на поверхности пруда. Чему равна выталкивающая сила, действующая на доску?
3. Тело массой 800 кг и объёмом 1 м3 плавает на поверхности воды. Чему равна выталкивающая сила, действующая на тело?
4. Одно и то же тело плавает в двух разных жидкостях (рис. 160). У какой жидкости плотность больше и почему? Каково соотношение между силой тяжести, действующей на тело, и архимедовой силой в каждом случае?
5. Как в сосуде, содержащем керосин, расположатся три сплошных шарика: пробковый, парафиновый, стальной? Ответ обоснуйте. Сделайте рисунок. Изобразите на рисунке силы, действующие на тела различной плотности, погружённые в жидкость.
6. Почему нельзя тушить горящий бензин, заливая его водой?
7. Плавающий на воде деревянный брусок вытесняет воду объёмом 0,72 м3, а погружённый в воду целиком — 0,9 м3. Определите выталкивающие силы, действующие на брусок в том и другом случае. Объясните, почему эти силы различны.
8*. Определите, какая часть объёма айсберга находится под водой.
1. Для отделения зёрен ржи от ядовитых спор спорыньи смесь высыпают в воду, и зёрна ржи и споры спорыньи в ней тонут. Затем в воду добавляют соль, и споры спорыньи начинают всплывать, а ржаные зёрна остаются на дне. Объясните способ очистки зёрен.
2. Во все времена людям были интересны игрушки, основанные на различных физических явлениях. Предлагаем вам создать игрушку, которая известна уже более 350 лет. Называется она «картезианский водолаз» и демонстрирует зависимость плавучести тела от сжатия сосуда, в котором находится. Найдите в Интернете описание этого прибора, изучите его историю.
Изготовьте игрушку, объясните принцип её действия. Продемонстрируйте с её помощью условия плавания тел.