1. Сформулируйте определение механического движения. 2. Почему необходимо указывать, относительно каких тел движется тело? 3. Чем отличается путь от траектории? 4. Приведите примеры прямолинейного и криволинейного движений. 1. Из приведённых примеров выберите те, которые относятся к механическому движению: тает лёд, наступают сумерки, восходит солнце, едет машина, прошёл год, идёт телевизионный фильм, убегает заяц. Обоснуйте свой выбор. 2. Почему, когда самолёт летит на большой высоте в облаках, у пассажиров в салоне создаётся впечатление, что самолёт не движется? 3*. Почему относительно наблюдателя на платформе траектория мяча, падающего в движущемся вагоне, не является прямой вертикальной линией? Изобразите в тетради примерный вид траектории. УПРАЖНЕНИЕ 6 1. Движется ли лёгкий воздушный шарик, уносимый ветром, относительно Земли; относительно ветра? 2. Движется ли велосипедист относительно седла? 3. Возраст человека 12 лет. Каков возраст этого человека в единицах СИ? Напомним, что каждый четвёртый год — високосный. 4. Петром I вместо локтя в обиход было введено понятие «аршин» (шаг). 1 аршин = 28 дюймов = 16 вершков = 71,12 см. Выразите: а) 30 дюймов в метрах; б) 2 аршина 16 дюймов 3 вершка в сантиметрах. 5. Самое глубокое озеро в мире — Байкал — имеет максимальную глубину 1642 м. Выразите его глубину в километрах. 6. В Интернете найдите длину двух самых длинных рек России. Определите разницу их длин и запишите её значение в единицах СИ. По дороге из школы найдите 10 тел, движущихся относительно вас, и несколько тел, которые относительно вас не движутся.