Какие организмы имеют жгутики? К каким царствам они относятся? Чем инфузории отличаются от других простейших? Что такое пищеварительная вакуоль у амёбы? Откуда она берётся? Каким образом отходы пищеварения покидают тело амёбы? Каково назначение сократительной вакуоли у простейших? Чем паразит отличается от хищника? Различия Приведите пример симбиоза у животных. Проверь свои знания 1. Каково строение инфузории — туфельки? 2. Как питается инфузория — туфелька? 3. Перечислите основные органоиды клетки инфузории — туфельки и укажите их функции. 4. Каково значение простейших в природе и жизни человека? В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Выполни задания 1. Подготовьте сообщение «Процесс питания и пищеварения у инфузории — туфельки». 2. Подготовьте сообщение «Использование простейших в хозяйственной деятельности человека». Обсуди с товарищами Каким образом половой процесс (конъюгация) позволяет инфузориям давать более жизнеспособное потомство? Выскажи мнение Инфузория — более высокоорганизованное простейшее, чем амёба и эвглена зелёная. Работа с текстом 1. Составьте развёрнутый план статьи «Строение и жизнедеятельность инфузории — туфельки». 2. Найдите в тексте описание органоидов, внешне напоминающих звёздочку. Какие функции они выполняют? Работа с моделями, схемами, таблицами Выявите черты сходства и различия в строении изученных простейших (§ 4, 5). Запишите сведения в таблицу «Черты сходства и различия в строении простейших». Проводим исследование Лабораторная работа. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных Задания. 1. Изучите невооружённым глазом инфузорию — туфельку в пробирке. 2. На предметный столик поместите каплю с инфузориями, в неё — два — три волокна ваты, чтобы замедлить активное движение простейших. Накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Постарайтесь найти передний и задний концы тела, глотку, сократительные вакуоли. Понаблюдайте за движением инфузорий. 3. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Обратите внимание на движение цитоплазмы, биение ресничек вокруг глотки, на пищеварительные вакуоли. 4. В рабочей тетради зарисуйте внешнее и внутреннее строение инфузории. 5. На предметное стекло поместите две капли воды с инфузориями и соедините их водяным мостиком. На край одной из капель поместите кристаллик соли. При помощи лупы понаблюдайте за происходящим явлением. Объясните его. 6. Сделайте вывод о характерных признаках инфузории и запишите его в тетрадь.