Какие особенности строения птиц позволили им заселить всю планету? Какие особенности строения характерны только для млекопитающих? Почему второе название рептилий — пресмыкающиеся? Из каких трёх отделов состоят передняя и задняя конечности наземных позвоночных? Когда собака злится, у неё поднимается шерсть на загривке. Как вы думаете, каким образом волосы могут двигаться? Что такое инстинкт? У каких беспозвоночных животных сложные инстинкты? Проверь свои знания 1. Каковы особенности внешнего строения зверей? 2. Каково строение кожи млекопитающих? 3. Что такое диафрагма? Каковы её функции? 4. Каковы особенности строения пищеварительной системы млекопитающих? Почему они не свойственны птицам? 5. Почему поведение млекопитающих более сложное, чем у рептилий? Выполни задания 1. Подготовьте сообщение «Нервная система и органы чувств млекопитающих». 2. Предложите свой план наблюдений за поведением кошки (собаки), обсудите его с товарищами, затем выполните его. Итоги работы обсудите в классе. Обсуди с товарищами Какие преимущества в сравнении с рептилиями имеют млекопитающие благодаря тому, что их конечности поднимают тело высоко над землёй? Выскажи мнение Птицы не могут иметь такую длинную пищеварительную систему, как у млекопитающих. Работа с текстом Найдите в тексте определения понятий: диафрагма, остевые волосы. Работа с моделями, схемами, таблицами При помощи текста учебника составьте и заполните в рабочей тетради таблицу «Строение позвоночника у разных классов позвоночных животных». Проводим исследование Лабораторная работа. Изучение внешнего строения, скелета и зубов млекопитающих Ход работы I. Животное кошка Познакомьтесь с внешним строением млекопитающего. Найдите основные отделы тела; органы, которые располагаются на голове. Рассмотрите хвост. 1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите его отделы. Обратите внимание на соединение костей между собой. 2. Изучите строение черепа — его форму, размеры, соединение костей. 3. Рассмотрите зубы. Сосчитайте их общее количество и отдельно число резцов, клыков, коренных. 4. Найдите позвоночник. Определите все его отделы. Каковы особенности строения каждого отдела? С чем это связано? 5. Изучите строение грудной клетки. Подумайте, как она может выполнять свои функции — защищать лёгкие и участвовать в дыхании. 6. Рассмотрите скелет конечностей и найдите пояса конечностей. Из каких костей они образованы? 7. Выявите черты сходства и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.