Проверьте себя. Найдите на рисунке 34 органы, соответствующие следующим процессам жизнедеятельности: дыхание, пищеварение, движение. Заполните в тетради таблицу по предложенному образцу.
Дыхание — легкие, трахея, бронхи. Пищеварение — желудок, кишечник, печень. Движение — мышцы, кости, суставы.
Проведите опыт.
1. Сделайте глубокий вдох. Отметьте время начала опыта.
2. Задержите дыхание и отметьте время, когда произошёл выдох.
3. Подумайте, какие системы органов, на ваш взгляд, участвовали в этом опыте.
Дыхательная (легкие), Мышечная (диафрагма и межрёберные мышцы), Кровеносная (перенос кислорода), Нервная (контроль задержки дыхания).
4. Можно ли с помощью этого опыта доказать, что организм функционирует как единое целое?
Да, этот опыт доказывает, что организм функционирует как единое целое. Разные системы взаимодействуют для поддержания нормальной жизнедеятельности: дыхание, мышечная работа и регуляция нервной системы тесно связаны.
Проверьте себя, выполнив задания, требующие от вас пояснений и дополнений к основным положениям главы, приведённым ниже.
1. Животные — организмы, обладающие всеми свойствами живого. Назовите эти свойства.
Животные, как и все живые организмы, обладают следующими свойствами: обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость, адаптация, движение, наследственность, изменчивость.
2. Дополните предложение. Животных выделяют в отдельное царство, гак как они обладают следующими особенностями: ....
Животных выделяют в отдельное царство, так как они обладают следующими особенностями: гетеротрофный тип питания (питаются готовыми органическими веществами), активное движение, нервная система и органы чувств для восприятия окружающей среды, отсутствие клеточной стенки и пластид.
3. Вставьте пропущенные слова. Организм животного состоит из клеток. Клетки образуют ... . которые входят в состав .... Приведите примеры тканей животного и органов, образованных этими тканями.
Организм животного состоит из клеток. Клетки образуют ткани, которые входят в состав органов. Примеры тканей животных: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Примеры органов, образованных этими тканями: сердце (мышечная и соединительная ткань), мозг (нервная ткань).
4. Органы животных образуют системы органов. Объясните, почему органы, изображённые на рисунке, можно объединить в одну систему.
Органы животных можно объединить в одну систему на основании их общей функции. Например, легкие, трахея и бронхи образуют дыхательную систему, потому что они вместе обеспечивают процесс дыхания — газообмен с внешней средой.
5. Строение системы органов и выполняемая ими функция взаимосвязаны. Докажите это на примере предложенного изображения нервной системы.
Строение нервной системы и её функция взаимосвязаны. Нервная система состоит из мозга, спинного мозга и нервов, которые обеспечивают быструю передачу сигналов по всему организму, регулируют и координируют работу всех органов и систем. Без такой структуры нервная система не могла бы эффективно выполнять свои функции.
6. Организм животного — единое целое. Приведите доказательства этого утверждения, используя результаты проведённых дома опытов.
Организм животного является единым целым, так как все системы органов работают взаимосвязанно. Например, в опыте с задержкой дыхания участвовали дыхательная система (легкие), нервная система (регуляция дыхания), кровеносная система (перенос кислорода). Это доказывает, что органы и системы организма работают совместно для поддержания жизнедеятельности.