1. Вспомните из курса б класса, кого относят к живым организмам, получившим названия «прокариоты* и оэукариоты*. Приведите один-два примера прокариот, живущих на современной планете. 2. Завершите схему, определив в ней место животных. 1. Выступите в роли учёного и назовите особенности эвглены зелёной, характеризующие ее: а) как растение; 6) как животное. 2. Выскажите мнение о значении организмов, обладающих признакми как растений, гак и животных. 1. Назовите отмеченные на рисунке 125 знаком вопроса отделы в геле гидры и в теле планарии, участвующие в захвате и переваривании пищи (в случае затруднений вернитесь к §10—12). 2. О чём свидетельствуют особенности строения этих отделов у гидры и планарии? 1. Назовите отмеченные на рисунке 126 знаком вопроса отделы пищеварительной системы плоского червя (планарии) и круглого червя (аскариды). 2. Сделайте вывод о различиях в пищеварительной системе круглых и плоских червей. Рассмотрите общую схему эволюции животных, представленную на рисунке 128. Обратите внимание, что группы животных на этой схеме связаны между собой последовательными линиями, что указывает на преемственную связь одних групп животных с другими, сложившуюся в процессе исторического развития животного мира. Проверьте себя, выполнив задания, требующие от вас пояснений к основным положениям темы, приведённым ниже. 1. Вставьте пропущенное слово. К хордовым относят многоклеточных двусгоронне-симметричных животных, имеющих ... (внутренний или наружный?) скелет. 2. Вставьте пропущенные слова. У хордовых животных, в отличие от всех беспозвоночных животных, нервная система организована не в виде узловой цепочки, а представлена ... , расположенной со спинной стороны тела. В ней выделяют головной и ... мозг — центральную нервную систему. 3. Вставьте пропущенное слово. Важной областью головного мозга является ... больших полушарий. 4. Вставьте пропущенное слово. Среди хордовых есть ... и теплокровные животные. Теплокровность животных связана с особенностями строения сердца. Зарисуйте в тетради схемы строения сердца холоднокровного и теплокровного животных и сделайте вывод. 5. Допишите предложение. Теплокровность даёт следующие преимущества животному: ... . Назовите птиц, зимующих в вашей местности, и поясните, холод или голод страшен этим птицам зимой. Сделайте практический вывод. 6. Хордовые освоили самые разные среды обитания, приспособившись к различным условиям. Сравните покровы тела представителей двух разных классов хордовых (по вашему выбору), объясните причины их различий. 7. Допишите предложения. Среда обитания животного влияет на особенности его внешнего вида и внутреннего строения. Предположите возможную среду обитания животного, имеющего названный признак: ♦ органы дыхания — жабры: ... ; • органы дыхания — лёгкие: ... ; ♦ есть орган боковой пинии: ... ; * яйцо окружают плотные оболочки:... . 8. Пища — источник энергии, необходимой для жизни животного. Среди хордовых встречаются плотоядные, всеядные, растительноядные. Предложите схему пищевой цепи с участием растительноядных и хищных хордовых, обитающих в водной среде. Можно ли. на ваш взгляд, утверждать, что растения кормят всех животных, даже хищников? 9. Приспособление хордовых животных к жизни в разных средах обитания происходило в процессе длительного исторического развития. Предложите вывод, который, на ваш взгляд, следует из приведённых ниже фактов: ♦ головастики, как и рыбы, дышат жабрами; * морские черепахи откладывают яйца на суше; • первозвери по своим биологическим особенностям занимают промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими. 10. Вставьте пропущенные слова. Изменяемость животного мира доказана многочисленными данными, представленными следующими науками: палеонтологией — наукой о ... , эмбриологией — наукой о ... , сравнительной анатомией — наукой о ... .