1. Рассмотрите рисунок 2, где изображены группы разных животных. Поясните, чем различаются животные в каждой из этих групп. Сделайте вывод.
На рисунке 2 изображены группы разных животных. Они различаются следующими признаками:
Размером: например, слон крупнее льва, а крокодил меньше обоих. Окраской: зебры полосатые, тигр полосатый с оранжевой шерстью, а фламинго розовые. Наличием крыльев: муравьи имеют крылья, в то время как другие животные на рисунке не имеют этого признака. Вывод: Эти различия между животными свидетельствуют о наличии изменчивости в животном мире, где разные виды обладают уникальными адаптациями к своим средам обитания.
2. Приведите известные вам примеры различий самца и самки, детёныша и родителей, разных детёнышей у одной пары родителей
Примеры различий между самцами и самками, детьми и родителями, разными детенышами у одной пары родителей:
Самцы и самки у птиц могут иметь разные окраски и пестрость оперения, например, у самцов павлинов яркие хвостовые перья, а у самок они скромнее. У млекопитающих самцы часто имеют больший размер и, в случае некоторых видов, рога или клыки, которых у самок нет. Дети и родители могут различаться по размеру и окраске в зависимости от возраста и стадии развития. У некоторых видов, таких как коалы, детеныши могут отличаться от родителей по размеру и цвету шерсти, но они имеют общие анатомические черты.
1. Предлагаем вам выступить в роли исследователя, проверить свою наблюдательность и решить, в каком случае на рисунке 3 в изображении животных и их потомков допущена ошибка, связанная с передачей потомству свойств родителей.
2. Понаблюдайте в парке или сквере за группой знакомых вам птиц (воронами, синицами или воробьями) и постарайтесь своими наблюдениями подтвердить проявление наследственности и изменчивости у животных. Результаты наблюдений запишите в тетради в виде предложенной ниже таблицы.
После проведения наблюдений в парке или сквере за группой птиц (например, воронами, синицами или воробьями), можно наблюдать следующие примеры проявления наследственности и изменчивости:
Окраска перьев у птиц может быть разной в зависимости от их возраста и пола. Размер и форма клюва также могут варьироваться внутри видов. Поведение, такое как пение или поиск пищи, может отличаться у разных особей. Эти наблюдения подтверждают, что наследственность и изменчивость широко распространены среди животных и проявляются в различных аспектах их жизни.
Рассмотрите рисунок 4, на котором изображены животные, обитающие в разных условиях: прудовая лягушка, сазан, белый аист, заяцбеляк, соняполчок. Назовите признаки приспособленности этих животных к среде обитания.
Признаки приспособленности животных к среде обитания на рисунке 4:
Присутствие плавательных лапок и подтяжек на задних ногах у прудовой лягушки облегчает передвижение в водной среде. Конструкция тела сазана со специализированными органами для плавания (полые кости и воздушные мешки) позволяет ему выживать и размножаться в водной среде. Белый аист имеет длинные ноги и клюв, которые помогают ему искать пищу в болотистых местах. Заяц-беляк имеет окрас, который помогает ему маскироваться в снежной среде, что является приспособлением к северным климатическим условиям. Соня-полчок имеет коренастое телосложение и длинный хвост, что делает его более подвижным и способным к копанию в почве.
1. Проверьте свои знания, завершив утверждения.
Животные — живые организмы, обладающие всеми свойствами живого, они: • постоянно обмениваются с окружающей средой веществами, т. е. обладают обменом веществ; • потребляют питательные вещества, т. е. питаются; • увеличиваются в размере, т. е. растут; • приобретают в течение жизни новые качества, т. е. развиваются; • увеличиваются в количестве, т. е. размножаются; • передают свои признаки, свойства и особенности развития потомкам, т.е. проявляют наследственность; • способны приобретать новые признаки и свойства, отличающие их от родителей, т. е. подвержены эволюции; • отвечают на воздействие окружающей среды изменением своего состояния, т. е. обладают раздражимостью.
2. Приведите примеры известных вам приспособлений у животных к меняющимся условиям среды и запишите их в тетрадь.
Приспособления у животных к меняющимся условиям среды могут включать в себя следующие примеры:
Миграция птиц: Птицы мигрируют на большие расстояния, чтобы избежать неблагоприятных условий зимой и найти более подходящую пищу и место для размножения летом.
Зимний спячка у медведей: Медведи впадают в глубокий сон в зимний период, когда пища становится ограниченной, и условия для активной деятельности неблагоприятны. Это позволяет им сэкономить энергию и выжить в условиях недостатка пищи.
Мимикрия у бабочек: Некоторые виды бабочек имеют крылья с узорами, которые делают их непохожими на хищников. Это помогает им избегать хищников, выглядя как опасные или невкусные существа.
Складывание хорошо изолированных гнёзд у птиц: Некоторые виды птиц строят гнезда с особой изоляцией, чтобы защитить своих птенцов от холода в холодное время года.
Регулирование телосложения у животных: Многие животные имеют способность накапливать жир перед зимней спячкой или миграцией, чтобы использовать его как источник энергии, когда пищи становится меньше.
Запасание пищи: Некоторые грызуны, такие как бурундуки, собирают и запасают пищу на зиму, чтобы иметь запасы, когда пищи будет недостаточно.