Какова структура семьи как социальной группы? Рассмотрите иллюстрацию. Какие изменения произошли в российских семьях по сравнению с началом XIX в.? 1. Какой тип семьи, на ваш взгляд, описан в этом тексте? По каким признакам вы это определили? 2. Какую описанную в параграфе особенность понятий «ребёнок» и «детство» иллюстрирует пример с «мальчиками» 50 лет? 1. Чем различаются роли матери и отца в расширенной и нуклеарной семьях? 2. Почему в современном обществе исчезает неравенство между мужчинами и женщинами? Является ли совместный отдых семейной ценностью? 1. Какова роль семьи в усвоении человеком духовных ценностей? 2. Что такое семейные традиции? Зачем они существуют? 1. Какую роль в воспитании и социализации отводил семье В. А. Сухомлинский? 2. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на главный вопрос урока. 3. Как вы понимаете утверждение, что ребёнок - это социальная роль? Поясните свой ответ. 4. Какие изменения в социальных ролях родителей и детей происходят при переходе от расширенной семьи кнуклеарной? 5. Что такое ценности и традиции семьи? Чем они отличаются друг от друга? 6. Как вы поняли слова о том, что в семью в широком смысле слова входят «не только люди, ныне живущие на земле, но и поколения предком»? Почему необходимо хранить память о предках? 7 Чем отличается содержание семейных ролей в семьях различных типов? В каждом ли обществе мужчина должен быть добытчиком, а женщина «хранительницей очага»? Почему? 8. Какие обязанности и ожидания связаны с вашей семейной ролью? 9. В известном и любимом в нашей стране кинофильме «Служебный роман» одинокому отцу двух детей была дана интересная характеристика: «Мать для них был — Новосельцев». Как вы понимаете эту на первый взгляд абсурдную фразу? Какая особенность неполных семей подчёркивается в этой характеристике? 10. Прочитайте отрывок из русской книги XVI в. «Домострой»: «А пошлёт кому Бог детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении, учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, смотри по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чём способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудим побить». Какие из названных в отрывке семейных ценностей примени мы до сих пор, а какие — нет? Привлекая дополнительный материал, подготовьте рассказ о распространённых формах семьи в истории человечества. Что между ними было общего, а что — различного? 1. Какая проблема, обсуждавшаяся в параграфе, затрагивается в этом документе? 2. Как вам кажется, существует ли сегодня дискриминация в отношении женщин? 1. Опираясь на изученный материал, сформулируйте ответы на главные вопросы главы. 2. В данной главе мы изучили устройство социальных групп и положение в них индивида. В каких ситуациях эти знания могут быть вам полезны? 3. В семьях нередко возникают конфликты из-за спорой супругов по поводу их взаимных обязанностей. А во вторичных группах, где эти обязанности записаны в документах, такие конфликты почти не возникают. Быть может, нечто подобное стоит сделать и в семьях? 4. Ниже приводятся данные об изменениях количества не полных семей в России за последние годы. Какие выводы можно из них сделать? Как это можно объяснить, опираясь на изученные в главе материалы? 1. Попробуйте составить свой портрет с точки зрения принадлежности к разным социальным группам. Сравните набор своих социальных групп с набором групп ваших родителей. Что вы увидели сходного и различного? Чем можно объяснить различия? 2. Выберите любое произведение литературы, проанализируй любой социальных конфликт из этого произведения с точки зрения его причин, развития и последствий. Какие негативные и позитивные последствия имел этот конфликт? 3. Выясните у родителей, в каком фильме представлена идеальная на их взгляд, семья. Посмотрите этот фильм. Считаете ли вы увиденную семью идеальной? Своё мнение объясните. 4. Подготовьте и представьте проект на тему «Герб моей семьи» и подготовьте проекта узнайте, какое значение имеет цвет и форма герба, какой смысл имеют изображённые животные. 5. Подготовьте сообщение о традициях и обычаях в вашей семье. Существуют ли в ней традиции, которые похожи на традиции в семьях ваших одноклассников?